Куркчи Анна Васильевна
Учитель начальных классов, ГБОУ "СШ №8 им. В.С .Бойко городского округа Мариуполь", г. Мариуполь
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Куркчи А.В. Рефлексия на уроке в начальной школе // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 19.04.2025).
Заказ № 2481876
ПРИЛОЖЕНИЕ: Скриншоты презентации к статье Рефлексия деятельности на уроке»
Давно известно, что каждый человек будет с удовольствием делать то, что у него хорошо получается. У тех, кто способен рефлексировать, анализировать свои действия и делать выводы, путь к успеху в жизни будет значительно короче.
Рефлексия на уроке в начальной школе направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель − не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить и оценить способы и методы, применяемые другими со своими, собственными усилиями и усилиями других людей, работающих с тобой в коллективе. Рефлексия на уроке – это совместная работа учителя и учеников, которая способствует совершенствованию учебного процесса, при этом ориентируясь на личность каждого ребенка. Рефлексия обязательна для саморазвития не только ученика, но и учителя. Творчески работающий педагог должен все время находиться в поиске. Пока он задает себе вопрос, как улучшить результат, он развивается. На уроке в начальной школе важно, чтобы учитель не просто преподносил материал для изучения, а создавал такие условия, чтобы ученик учился планировать действия, анализировать, делать выводы, ставить новые цели.
Задача у современного урока не только дать определенные знания, но и привить ребенку самые первые навыки самоанализа и самоконтроля. В настоящее время известно множество способов оценивания учащимися собственных усилий, но самый эффективный из них - все же рефлексия. Ее основное назначение - чтобы каждый ушел с урока, положив в свою копилку новый опыт и знания.
Цели рефлексии:
Рефлексия способствует развитию очень важных личностных качеств у ребенка: самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности.
Внедряя в ход урока различные приемы, я, как учитель, могу:
Изучая педагогические труды, знаю, что в современной педагогике встречается несколько различных классификаций рефлексии. Представленная ниже основана на человеческих качествах:
Выделяют также:
На протяжении урока коммуникативный вид осуществляю сама, а личностный и когнитивный – учащиеся.
Самоанализ может быть разделен на две групп:
Коллективный. Он проводится для того, чтобы оценить работу в парах, в группах в целом и относительно вклада каждого ученика группы в общий результат.
Индивидуальный самоанализ направлен на то, чтобы ученик мог самостоятельно оценить, насколько его работа на уроке была эффективной.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока.
В начальной школе в качестве оценивания результатов работы можно использовать множество приемов рефлексии. В начале урока могу использовать рефлексию эмоционального состояния детей для вхождения в работу. В конце - на оценку учебной деятельности.
Примеры использования рефлексии в начале урока
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Для диагностики в начале уроков можно предложить детям выбрать один из предметов: самолёт − «хочу отправиться в полёт за знаниями», машина − «не хочу». В конце урока обязательно спросите малышей, не хотят ли они теперь поменять транспорт. Кроме того, дети могут закрашивать кружочки в тетради после выполнения каждого задания, оценивая свою работу. Цвета подбираю на свое усмотрение, в основном беру цвета светофора, чтобы ребятам легче было применить эти знания и в жизни.
Проверка готовности к уроку
Учитель спрашивает, дети отвечают:
-Ушки слышат?
-Да!
-Глазки смотрят?
-Да!
-Мы к работе готовы?
-Да!
-Удачи вам, ребята!
Приветствие «Теплые ладошки»
Предлагаю детям прикоснуться ладонями друг к другу:
-Что вы почувствовали/?
-Тепло рук.
-Пусть нам всем будет также тепло и уютно!
«Выбери настроение»
Ученикам предлагаются 2 пейзажа, один грустный, второй- с веселым настроем. Ученику необходимо выбрать то изображение, которое соответствует настроению. В конце урока целесообразным будет спросить у детей, не поменялось ли у них настроение.
Как правило, рефлексия осуществляю в конце урока, когда необходимо подвести итоги работы. Но некоторые ее элементы могут быть очень уместно использованы непосредственно и в ходе занятия
Рабочий день предлагаю детям начать с постановки цели. Для этого можно использовать плакат «Что я сегодня хочу сделать отлично». Результат можно фиксировать на плакате «Калейдоскоп успешных дел»
«Пантомима». Также качество собственной и коллективной работы может быть оценено с помощью руки. Поднятый вверх большой палец означает высокую оценку, опущенный вниз - низкую. Можно предложить детям разнообразить оценивание, предложив детям с помощью пантомимы показать оценку результатов.
«Светофор». У каждого ученика имеется набор карточек из 3 цветов. На доске – пояснение. По просьбе учителя ребенок поднимает выбранную им карточку.
Затем с помощью изображения светофора учитель и дети оценивают эффективность работы всего класса на уроке: красный - неудачно, желтый - есть над чем работать, зеленый - отличная работа.
«Радуга». Учитель может предложить схему - подсказку, чтобы помочь ученику точнее выразить собственную мысль.
Такая схема может быть размещена на доске: «Делай вывод сам»
Учитель предварительно записывает на доске фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Каждый из детей ставит свою отметку возле той строки, которая ему подходит, по его собственному мнению.
«Цветик - многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Рефлексия содержания учебного материала
Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.
«Пирог». В группе дети получают по одному альбомному листу. Ученикам предлагается изобразить в виде большого круга пирог, поделить его на всех членов группы с учетом их участия на уроке, включая и себя.
Возможен и другой вариант этого приёма. Каждому ребенку предлагается лист с предложением закрасить выбранную часть круга:
«Дерево успехов». После того, как урок закончен или в конце дня, каждый ребенок вешает на изображение дерева листочек, цветок или плод. О значении картинок учитель и дети договариваются. К примеру:
Плоды – дело прошло успешно и принесло пользу.
Цветок – неплохо, но есть над чем поработать.
Листики – я недоволен результатом.
«Лестница успеха». На альбомном листе заранее изображена лестница. Если ребенок справился хорошо и получил новые знания, он рисует или прикрепляет на листе изображение человечка на соответствующую ступеньку.
«Сигнал». Все дети получают набор карточек с тремя изображениями:
Звездочка - задания полностью понятны.
Вопрос - мне кое-что неясно.
Восклицательный знак - мне было интересно, давайте повторим такую работу еще раз.
«Волшебная линейка» («Волшебная палочка»). Такая волшебная линеечка может использоваться на математике, как в конце урока, так и в середине после окончания выполнения определенного задания. Чем лучше оно выполнено, тем выше отметка.
«Почта». По окончании урока ученикам предлагается написать мини-письмо одноклассникам о результатах работы на уроке. Выбранный «почтальон» доставит письма по адресам.
«Звездочки». На символических звездочках учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Передай сердечко». Дети в группе передают сердечко друг другу, рассказывая, что их порадовало, а что огорчило на уроке.
«Собери букет». У каждого ребёнка есть три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому умному, фиолетовый – самому организованному и т.д.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?
Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
«Волшебный мешочек». Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».
«Градусник». Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
«Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
«Острова». Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Фразеологизмы». Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове;
- ни в зуб ногой;
- светлая голова.
Рефлексия в конце урока
«Комплимент». Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Таблица де Боно». Урок оценивается глазами ученика с помощью таблицы «Плюс, минус, интересно»:
+ Интересно. Всё, что на уроке было для тебя полезно.
- Что было скучным, неинтересным, нудным, бесполезным.
? Что любопытно, какие вопросы учителю хотел бы задать?
Подводя итог своей работе, хочется отметить, что рефлексия является неотъемлемой частью самооценки знаний, не только учащихся, но и педагога. И одна из главных задач стоящих перед педагогом стимулировать у учащихся процессы рефлексии, для того чтобы они могли лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным. Оценка деятельности должна проводиться не только самим учеником, но и окружающими учащимися. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к педагогу, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность педагога в их успешности, что является основой комфортного климата при обучении.
Таким образом, развивая через рефлексию учащегося его осознанную мотивацию к обучению, мы можем существенно и целенаправленно влиять на формирование его основных качеств личности.