Рефлексия на уроке в начальной школе

Куркчи Анна Васильевна

Учитель начальных классов, ГБОУ "СШ №8 им. В.С .Бойко городского округа Мариуполь", г. Мариуполь

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Куркчи А.В. Рефлексия на уроке в начальной школе // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 19.04.2025).

Заказ № 2481876


  ПРИЛОЖЕНИЕ: Скриншоты презентации к статье Рефлексия деятельности на уроке»


 

Давно известно, что каждый человек будет с удовольствием делать то, что у него хорошо получается. У тех, кто способен рефлексировать, анализировать свои действия и делать выводы, путь к успеху в жизни будет значительно короче.

Рефлексия на уроке в начальной школе направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель − не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить и оценить способы и методы, применяемые другими со своими, собственными усилиями и усилиями других людей, работающих с тобой в коллективе. Рефлексия на уроке – это совместная работа учителя и учеников, которая способствует совершенствованию учебного процесса, при этом ориентируясь на личность каждого ребенка. Рефлексия обязательна для саморазвития не только ученика, но и учителя. Творчески работающий педагог должен все время находиться в поиске. Пока он задает себе вопрос, как улучшить результат, он развивается. На уроке в начальной школе важно, чтобы учитель не просто преподносил материал для изучения, а создавал такие условия, чтобы ученик учился планировать действия, анализировать, делать выводы, ставить новые цели.

Задача у современного урока не только дать определенные знания, но и привить ребенку самые первые навыки самоанализа и самоконтроля. В настоящее время известно множество способов оценивания учащимися собственных усилий, но самый эффективный из них - все же рефлексия. Ее основное назначение - чтобы каждый ушел с урока, положив в свою копилку новый опыт и знания. 

Цели рефлексии:

  1. Формирование первичных навыков самоконтроля.
  2. Формирование умения объективно оценивать собственные усилия.
  3. Осмысленный подход к окружающей действительности.
  4. Создание и развитие критического мышления.

Рефлексия способствует развитию очень важных личностных качеств у ребенка: самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности.

Внедряя в ход урока различные приемы, я, как учитель, могу:

  • точно определять цели в работе;
  • корректировать в нужном направлении работу отдельных учащихся, а при необходимости-и всего класса;
  • формировать коммуникативные умения у детей.

Изучая педагогические труды, знаю, что в современной педагогике встречается несколько различных классификаций рефлексии. Представленная ниже основана на человеческих качествах:

  1. Сенсорная. Она определяет, насколько комфортно было на уроке каждому ученику.
  2. Физическая. Позволяет оценить активность во время занятия, показывает, насколько ребенок успевает работать в общем темпе класса
  3. Интеллектуальная. Показывает, насколько ребенок воспринял предложенный учителем материал.
  4. Духовная. Помогает выявить положительные или отрицательные изме5нения личности ученика

Выделяют также:

  1. Личностная. Объект анализа - собственные усилия.
  2. Коммуникативная. Оценивает действия другого человека.
  3. Интеллектуальная. Отражает полученные знания по предложенной теме и возможные способы корректировки при необходимости.

На протяжении урока коммуникативный вид осуществляю сама, а личностный и когнитивный – учащиеся.

Самоанализ может быть разделен на две групп:

Коллективный. Он проводится для того, чтобы оценить работу в парах, в группах в целом и относительно вклада каждого ученика группы в общий результат.

Индивидуальный самоанализ направлен на то, чтобы ученик мог самостоятельно оценить, насколько его работа на уроке была эффективной.

Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока.

В начальной школе в качестве оценивания результатов работы можно использовать множество приемов рефлексии. В начале урока могу использовать рефлексию эмоционального состояния детей для вхождения в работу. В конце - на оценку учебной деятельности.

Примеры использования рефлексии в начале урока

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Для диагностики в начале уроков можно предложить детям выбрать один из предметов: самолёт − «хочу отправиться в полёт за знаниями», машина − «не хочу». В конце урока обязательно спросите малышей, не хотят ли они теперь поменять транспорт. Кроме того, дети могут закрашивать кружочки в тетради после выполнения каждого задания, оценивая свою работу. Цвета подбираю на свое усмотрение, в основном беру цвета светофора, чтобы ребятам легче было применить эти знания и в жизни. 

Проверка готовности к уроку

Учитель спрашивает, дети отвечают:

-Ушки слышат?

-Да!

-Глазки смотрят?

-Да!

-Мы к работе готовы?

-Да!

-Удачи вам, ребята!

Приветствие «Теплые ладошки»

Предлагаю детям прикоснуться ладонями друг к другу:

-Что вы почувствовали/?

-Тепло рук.

-Пусть нам всем будет также тепло и уютно!

«Выбери настроение»

Ученикам предлагаются 2 пейзажа, один грустный, второй- с веселым настроем. Ученику необходимо выбрать то изображение, которое соответствует настроению. В конце урока целесообразным будет спросить у детей, не поменялось ли у них настроение.

Как правило, рефлексия осуществляю в конце урока, когда необходимо подвести итоги работы. Но некоторые ее элементы могут быть очень уместно использованы непосредственно и в ходе занятия

  • «Смайлики». Учитель готовит изображения смайликов, которые раздаёт каждому ребёнку. Дети должны выбрать тот смайлик, который будет отражать их ощущение от урока или выполненного задания, оценивать их участие в ходе изучения материала.
  • «Таблица результатов». Такое упражнение лучше разделить на два этапа. Первую часть нужно провести в начале урока во время актуализации имеющихся знаний обучающихся. Детям раздаются карточки с пустой таблицей, имеющей столбцы: «Знал», «Узнал», «Не совсем понял». После озвучивания темы урока ребята должны перечислить, какие знания они уже имеют. Вторая часть упражнения проводится на заключительном этапе урока. Дети анализируют усвоенную в ходе познавательного процесса информацию и заполняют два оставшихся столбца. 
  • «Плюс-минус». Карточки для этого упражнения могут иметь различную форму. Основной принцип − разделить её на две части. Дети по окончании урока должны перечислить все положительные моменты, которые они хотят отметить на уроке, а с противоположной стороны − все отрицательные. 
  • «Лесенка». Такое упражнение помогает развитию самооценки у ребёнка. Для большей наглядности своего результата детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5–7 ступенек. Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребёнка, соответствует степени его участия в работе на уроке. 
  • «Поезд». Вагоны поезда-этапы урока. Дети прикрепляют цветные фишки к вагончику, оценивая свою активность на каждом этапе урока
  • «Музыкальные образы». Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
  • «Дерево чувств». Учащимся предлагается оценить своё настроение. Если ребёнок чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Рабочий день предлагаю детям начать с постановки цели. Для этого можно использовать плакат «Что я сегодня хочу сделать отлично». Результат можно фиксировать на плакате «Калейдоскоп успешных дел»

«Пантомима». Также качество собственной и коллективной работы может быть оценено с помощью руки. Поднятый вверх большой палец означает высокую оценку, опущенный вниз - низкую. Можно предложить детям разнообразить оценивание, предложив детям с помощью пантомимы показать оценку результатов.

«Светофор». У каждого ученика имеется набор карточек из 3 цветов. На доске – пояснение. По просьбе учителя ребенок поднимает выбранную им карточку.

Затем с помощью изображения светофора учитель и дети оценивают эффективность работы всего класса на уроке: красный - неудачно, желтый - есть над чем работать, зеленый - отличная работа.

«Радуга». Учитель может предложить схему - подсказку, чтобы помочь ученику точнее выразить собственную мысль.

Такая схема может быть размещена на доске: «Делай вывод сам»

Учитель предварительно записывает на доске фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Каждый из детей ставит свою отметку возле той строки, которая ему подходит, по его собственному мнению.

«Цветик - многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Рефлексия содержания учебного материала

Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

«Пирог». В группе дети получают по одному альбомному листу. Ученикам предлагается изобразить в виде большого круга пирог, поделить его на всех членов группы с учетом их участия на уроке, включая и себя.

Возможен и другой вариант этого приёма. Каждому ребенку предлагается лист с предложением закрасить выбранную часть круга:

«Дерево успехов». После того, как урок закончен или в конце дня, каждый ребенок вешает на изображение дерева листочек, цветок или плод. О значении картинок учитель и дети договариваются. К примеру:

Плоды – дело прошло успешно и принесло пользу.

Цветок – неплохо, но есть над чем поработать.

Листики – я недоволен результатом.

«Лестница успеха». На альбомном листе заранее изображена лестница. Если ребенок справился хорошо и получил новые знания, он рисует или прикрепляет на листе изображение человечка на соответствующую ступеньку.

«Сигнал». Все дети получают набор карточек с тремя изображениями:

Звездочка - задания полностью понятны.

Вопрос - мне кое-что неясно.

Восклицательный знак - мне было интересно, давайте повторим такую работу еще раз.

«Волшебная линейка» («Волшебная палочка»). Такая волшебная линеечка может использоваться на математике, как в конце урока, так и в середине после окончания выполнения определенного задания. Чем лучше оно выполнено, тем выше отметка.

«Почта». По окончании урока ученикам предлагается написать мини-письмо одноклассникам о результатах работы на уроке. Выбранный «почтальон» доставит письма по адресам.

«Звездочки». На символических звездочках учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

«Передай сердечко». Дети в группе передают сердечко друг другу, рассказывая, что их порадовало, а что огорчило на уроке.

«Собери букет». У каждого ребёнка есть три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому умному, фиолетовый – самому организованному и т.д.

Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

Метод пяти пальцев.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«Волшебный мешочек». Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».

«Градусник». Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

«Острова». Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

«Фразеологизмы». Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове;

- ни в зуб ногой;

- светлая голова.

Рефлексия в конце урока

«Комплимент». Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Таблица де Боно». Урок оценивается глазами ученика с помощью таблицы «Плюс, минус, интересно»:

+ Интересно. Всё, что на уроке было для тебя полезно.

- Что было скучным, неинтересным, нудным, бесполезным.

? Что любопытно, какие вопросы учителю хотел бы задать?

Подводя итог своей работе, хочется отметить, что рефлексия является неотъемлемой частью самооценки знаний, не только учащихся, но и педагога. И одна из главных задач стоящих перед педагогом стимулировать у учащихся процессы рефлексии, для того чтобы они могли лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Процесс рефлексии должен быть многогранным. Оценка деятельности должна проводиться не только самим учеником, но и окружающими учащимися. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к педагогу, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность педагога в их успешности, что является основой комфортного климата при обучении.

Таким образом, развивая через рефлексию учащегося его осознанную мотивацию к обучению, мы можем существенно и целенаправленно влиять на формирование его основных качеств личности.

Литература:

  1. Анисимов О.С. Основы методологии: учебное пособие / Российская академия менеджмента и агробизнеса. М.:1994. Т.1-2
  2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им.С.М. Кирова, 2004. 216 с.
  3. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. № 1. 2004.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. М.: Вита-Пресс, 2001. 88 с.
  5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  6. Ильин Е.П. Психология взрослости. Питер, 2012. 990 с.
  7. Кулюткин Ю.Н. Сухобская Г.С Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. Тускарора, 1996. 175 с.
  8. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. 96 с. 
  9. Митина Л.М. Психология труда и профессиональное развитие учителя: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений 2004.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка:15-е изд., стереотип. М.: Рус.яз.,1984. 816 с.
  11. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. 544 с.