Занятие с детьми среднего дошкольного возраста по развитию логико-математических способностей (из опыта работы дополнительной образовательной услуги кружок "Познавай-ка") "Спасение зайчишки"

МАДОУ ДС № 17 "ЛАДУШКИ", г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА

Учитель-дефектолог

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Епишева Т.П. Занятие с детьми среднего дошкольного возраста по развитию логико-математических способностей (из опыта работы дополнительной образовательной услуги кружок "Познавай-ка") "Спасение зайчишки" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030084.html (дата обращения: 18.04.2024 ).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье (.pdf)

Показать навыки детей в умении:

  • Считать  в пределах 8  и соотносить количество предметов с цифрой.
  • Узнавать знакомые  цифры  первого десятка.
  • Использовать цифры и математические знаки для составления решения примера.
  • Отгадывать математические загадки.
  • Узнавать    геометрические фигуры   (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
  • Выкладывать силуэт из геометрических фигур
  • Определять  пространственное положение, геометрические фигуры, цвет;  
  • Выполнять  мыслительные  операции с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез,  сравнение;
  • Обогащать словарный запас: математические знаки,   геометрические фигуры.
  • Упражнять  в умении правильно держать карандаш и аккуратно закрашивать предмет на картинке.

Показать навыки в распределении внимания между несколькими предметами, переключении с одного на другой;

Коррекционные задачи:

  • Координировать движение с речью.
  • Развивать глазодвигательные функции (фиксацию, прослеживание)
  • Способствовать восстановлению кровообращению в области мышц глаза.
  • Выполнять  зрительно – пространственную ориентировку, осуществлять   зрительное  восприятие

     Показать умение детей:

  • Сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении заданий, работать в едином темпе с другими детьми;
  • Преодолевать трудности, радоваться достигнутым успехам, вызвать положительный эмоциональный настрой;
  •  Быть выдержанными, действовать по словесной инструкции.

Материалы: листы для индивидуальной работы с заданиями, большой лист с геометрическими фигурами, большие карточки с цифрами от 1 до 10, зайка грустный/веселый,
картинки "Лесовичок", "Зайчики на полянке", цветные карандаши, картинка "Зайчик" для выкладывания из геометрических фигур, наборы  треугольников для выкладывания зайчиков, тарелочки с набором цифр и математических знаков для индивидуальной работы, бабочка  (на палочке) для зрительной гимнастики,
 черно-белые картинки зайчонка для сюрпризного момента.
Методические приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, вопросы, рисование по точкам, вопросы, показ, логические задачи, индивидуальная работа,   

Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Проходите, поздоровайтесь с гостями. Мне позвонили из почтового отделения и сообщили,  что нам пришло письмо,  но чтобы его найти – надо четко выполнить команды: направо, направо, кругом, направо,   кругом, шаг вправо… А теперь пройдите вперед, посмотрим что это на магнитной доске? /письмо с обратной стороны магнитной доски/.

Письмо: "Здравствуйте, ребята! Пишут вам   зайчики.   У нас беда! Мы играли на берегу речки, но вдруг набежала волна, мы успели перепрыгнуть на полянку, а наш друг  Зая остался на пеньке, а кругом вода.  Помогите нашему другу зайке перебраться на берег".     
- Ну что, ребята, поможем зайчикам? Спасем их друга?
- Но сначала надо хорошенько подумать!  Ребята, я хочу предложить вам отгадать математические загадки.    Будьте внимательны и хорошо подумайте, прежде чем ответить.
* Сколько ранним утром глаз открывается у нас? (два)
* Один карандаш у Миши, один карандаш у Гриши. Сколько карандашей у малышей?
* Сколько ушей у двух мышей?
* В кадушке по одной лягушке.  У стенки пять кадушек, сколько в них лягушек?
* Сколько хвостов у трех котов?
 - Молодцы,   внимательно меня слушали,  а я вам  чуть-чуть помогала.  
- Посмотрите, вот наш зайка. Какой он печальный, у него слезки на глазах.

 2. Основная часть.
 а/" Рисование кораблика"
- Ребята, чтобы узнать, на чем мы отправимся спасать зайку, надо соединить цифры по порядку. Но  сначала, все вместе их назовем.
(педагог демонстрирует цифры большого размера  от 1 до 10,  а дети их называют).
- Сейчас возьмите листочки с красной точкой и соедините цифры по порядку.
(индивидуальная помощь затрудняющимся).
- Что получилось?  (лодочка, кораблик). Вот на кораблике  мы и  отправимся спасать зайчика.  
-  На кораблике есть флажок, раскрасьте его, чтобы наш кораблик заметил зайчик.
- Закончили разукрашивать, пальчики устали, и мы  сделаем пальчиковую гимнастику.
б/Пальчиковая гимнастика
 - Мы писали, мы писали, наши пальчики устали,
   Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.
-  Быстро пошевелите пальчиками
- Разотрите хорошо ручки, покрутите" фонарики".

в/  Работа с цифрами.
     - У нас на пути  - бревно плывет, чтобы преодолеть эту преграду, надо выполнить задание. Слушайте внимательно:
-  У зайки было 4 морковки, потом он  нашел  еще 2. Надо узнать –сколько стало морковок у зайки?
 - У вас в тарелочках лежат цифры и математические знаки. Сейчас мы с их помощью выполним задание.
- Сколько было морковок у зайки? Возьмите цифру 4 и положите ее перед собой.
  Потом зайка нашел еще морковки,  значит какой надо взять математический знак?
  Правильно – плюс.   Сколько  еще нашел зайка морковок ? Значит, какую цифру возьмете и положите? (2). Теперь нам надо узнать: сколько   всего морковок у зайчика? Какой математический знак вы положите после цифры 2? (равняется ).
А теперь посчитаем с помощью пальчиков. На одной руке 4 пальчика, на другой – 2. Вы посчитали и у вас получилось сколько?  6.  Найдите эту цифру и положите.
- А теперь  вместе прочитаем то, что составили.  Поставьте правый пальчик под первую цифру и  что мы проговариваем, то и показываем . 4+2=6.
- А теперь прочитает  Егор, а вы следите правильно ли он говорит. И еще прочитает Артем. Молодцы, нигде не ошиблись.
- Теперь возьмите листочки с синей точкой,   разукрасьте морковки. Посчитайте и проверьте: правильно ли мы выполнили задание?

  3. Физкультурная пауза и гимнастика для глаз.

- Ребята, мы выполнили несколько заданий:  разукрашивали морковки, флажки, соединяли точки. Чтобы наши глаза отдохнули - сделаем зрительную гимнастику.  
Выходите на полянку ( в холл), здесь  мы отдохнем  и поиграем.
- Ой, а тут бабочка летает, последите за ней глазами.
Следим глазами за бабочкой. Бабочка  полетела  вправо, полетела  влево, вправо-влево.
Полетела высоко вверх,  села на цветок,  снова вверх и вниз.
Полетела  по большому кругу в одну сторону, потом в другую, снова по кругу в одну сторону, в другую и улетела.
А мы поморгали глазами часто-часто и зажмурились крепко-крепко.
Поморгали часто-часто и раскрыли глаза широко-широко.
Потерли ладони, почувствовали тепло и прикрыли глаза. Глаза отдыхают.
- А вот и зайкины друзья  играют на полянке (картинка зайчиков).
-  Давайте порадуем зайчиков,  расскажем и покажем про них потешку.
(дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту)

                   "Жили-были зайчики на лесной опушке,
                    Жили-были зайчики в беленькой избушке.
                    Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,
                    Наряжались, надевали тапочки".  
(дети рассказывают потешкуи показывают ее руками "Разговорчивые пальчики" Т.Ю. Бардышева).

4. Продолжение основной части.
а/ " Загадки лесовичка"
- На полянке нас встретил  старичок – лесовичок и загадал нам головоломку. Если мы ее разгадаем, то сможем плыть дальше.
- Проходите на свои места и будем отгадываем головоломку. (выставляется картина с геометрическими фигурами).
- Что нарисовано на картине? (круг ….). Одним словом – это… фигуры.
- Какие это  фигуры?   (Геометрические фигуры)
- Надо найти лишний предмет и объяснить почему выбрали этот предмет.
 ( дети называют  разные варианты – обобщаю, что  они  различаются  по цвету, по форме, по величине)
- Какие вы сообразительные и смышленые.

б/  "Составление фигуры зайчика из треугольников"
- Скоро мы приплывем к нашему зайчику на помощь. А сейчас составим зайчиков, которые ждут, не дождутся своего друга. Пододвиньте тарелочки с    треугольниками,  посмотрите на образец (который я вам раздала)  и попробуйте сами  составить зайчика (кому трудно, используйте прием наложения).
(индивидуальная помощь затрудняющимся детям.)
- А теперь посчитайте сколько треугольников, запомните и покажите карточку с такой же цифрой.  Вероника, у тебя сколько треугольников? Сколько у Саши?
 
5. Итог занятия.
- Вот мы выполнили все задания, доплыли  и спасли нашего зайчика. Посмотрите, он теперь веселый и улыбается.
- Молодцы, мы помогли зайчику встретиться с друзьями и они дарят вам свои фотографии, а вы дома разукрасите их и расскажите   мамам как мы  спасали зайчика.

 

Список литературы:

  1. Бардышева Т.Ю.  Разговорчивые пальчики.М.: Карапуз,2001.
  2. Колесникова Е.В. Я считаю до 5. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Попова Г.П., Усачева В.И. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007.