МАДОУ ДС № 17 "ЛАДУШКИ", г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА
Учитель-дефектолог
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Епишева Т.П. Занятие с детьми среднего дошкольного возраста по развитию логико-математических способностей (из опыта работы дополнительной образовательной услуги кружок "Познавай-ка") "Спасение зайчишки" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030084.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье (.pdf)
Показать навыки детей в умении:
Показать навыки в распределении внимания между несколькими предметами, переключении с одного на другой;
Коррекционные задачи:
Показать умение детей:
Материалы: листы для индивидуальной работы с заданиями, большой лист с геометрическими фигурами, большие карточки с цифрами от 1 до 10, зайка грустный/веселый,
картинки "Лесовичок", "Зайчики на полянке", цветные карандаши, картинка "Зайчик" для выкладывания из геометрических фигур, наборы треугольников для выкладывания зайчиков, тарелочки с набором цифр и математических знаков для индивидуальной работы, бабочка (на палочке) для зрительной гимнастики,
черно-белые картинки зайчонка для сюрпризного момента.
Методические приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, вопросы, рисование по точкам, вопросы, показ, логические задачи, индивидуальная работа,
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Проходите, поздоровайтесь с гостями. Мне позвонили из почтового отделения и сообщили, что нам пришло письмо, но чтобы его найти – надо четко выполнить команды: направо, направо, кругом, направо, кругом, шаг вправо… А теперь пройдите вперед, посмотрим что это на магнитной доске? /письмо с обратной стороны магнитной доски/.
Письмо: "Здравствуйте, ребята! Пишут вам зайчики. У нас беда! Мы играли на берегу речки, но вдруг набежала волна, мы успели перепрыгнуть на полянку, а наш друг Зая остался на пеньке, а кругом вода. Помогите нашему другу зайке перебраться на берег".
- Ну что, ребята, поможем зайчикам? Спасем их друга?
- Но сначала надо хорошенько подумать! Ребята, я хочу предложить вам отгадать математические загадки. Будьте внимательны и хорошо подумайте, прежде чем ответить.
* Сколько ранним утром глаз открывается у нас? (два)
* Один карандаш у Миши, один карандаш у Гриши. Сколько карандашей у малышей?
* Сколько ушей у двух мышей?
* В кадушке по одной лягушке. У стенки пять кадушек, сколько в них лягушек?
* Сколько хвостов у трех котов?
- Молодцы, внимательно меня слушали, а я вам чуть-чуть помогала.
- Посмотрите, вот наш зайка. Какой он печальный, у него слезки на глазах.
2. Основная часть.
а/" Рисование кораблика"
- Ребята, чтобы узнать, на чем мы отправимся спасать зайку, надо соединить цифры по порядку. Но сначала, все вместе их назовем.
(педагог демонстрирует цифры большого размера от 1 до 10, а дети их называют).
- Сейчас возьмите листочки с красной точкой и соедините цифры по порядку.
(индивидуальная помощь затрудняющимся).
- Что получилось? (лодочка, кораблик). Вот на кораблике мы и отправимся спасать зайчика.
- На кораблике есть флажок, раскрасьте его, чтобы наш кораблик заметил зайчик.
- Закончили разукрашивать, пальчики устали, и мы сделаем пальчиковую гимнастику.
б/Пальчиковая гимнастика
- Мы писали, мы писали, наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.
- Быстро пошевелите пальчиками
- Разотрите хорошо ручки, покрутите" фонарики".
в/ Работа с цифрами.
- У нас на пути - бревно плывет, чтобы преодолеть эту преграду, надо выполнить задание. Слушайте внимательно:
- У зайки было 4 морковки, потом он нашел еще 2. Надо узнать –сколько стало морковок у зайки?
- У вас в тарелочках лежат цифры и математические знаки. Сейчас мы с их помощью выполним задание.
- Сколько было морковок у зайки? Возьмите цифру 4 и положите ее перед собой.
Потом зайка нашел еще морковки, значит какой надо взять математический знак?
Правильно – плюс. Сколько еще нашел зайка морковок ? Значит, какую цифру возьмете и положите? (2). Теперь нам надо узнать: сколько всего морковок у зайчика? Какой математический знак вы положите после цифры 2? (равняется ).
А теперь посчитаем с помощью пальчиков. На одной руке 4 пальчика, на другой – 2. Вы посчитали и у вас получилось сколько? 6. Найдите эту цифру и положите.
- А теперь вместе прочитаем то, что составили. Поставьте правый пальчик под первую цифру и что мы проговариваем, то и показываем . 4+2=6.
- А теперь прочитает Егор, а вы следите правильно ли он говорит. И еще прочитает Артем. Молодцы, нигде не ошиблись.
- Теперь возьмите листочки с синей точкой, разукрасьте морковки. Посчитайте и проверьте: правильно ли мы выполнили задание?
3. Физкультурная пауза и гимнастика для глаз.
- Ребята, мы выполнили несколько заданий: разукрашивали морковки, флажки, соединяли точки. Чтобы наши глаза отдохнули - сделаем зрительную гимнастику.
Выходите на полянку ( в холл), здесь мы отдохнем и поиграем.
- Ой, а тут бабочка летает, последите за ней глазами.
Следим глазами за бабочкой. Бабочка полетела вправо, полетела влево, вправо-влево.
Полетела высоко вверх, села на цветок, снова вверх и вниз.
Полетела по большому кругу в одну сторону, потом в другую, снова по кругу в одну сторону, в другую и улетела.
А мы поморгали глазами часто-часто и зажмурились крепко-крепко.
Поморгали часто-часто и раскрыли глаза широко-широко.
Потерли ладони, почувствовали тепло и прикрыли глаза. Глаза отдыхают.
- А вот и зайкины друзья играют на полянке (картинка зайчиков).
- Давайте порадуем зайчиков, расскажем и покажем про них потешку.
(дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту)
"Жили-были зайчики на лесной опушке,
Жили-были зайчики в беленькой избушке.
Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,
Наряжались, надевали тапочки".
(дети рассказывают потешкуи показывают ее руками "Разговорчивые пальчики" Т.Ю. Бардышева).
4. Продолжение основной части.
а/ " Загадки лесовичка"
- На полянке нас встретил старичок – лесовичок и загадал нам головоломку. Если мы ее разгадаем, то сможем плыть дальше.
- Проходите на свои места и будем отгадываем головоломку. (выставляется картина с геометрическими фигурами).
- Что нарисовано на картине? (круг ….). Одним словом – это… фигуры.
- Какие это фигуры? (Геометрические фигуры)
- Надо найти лишний предмет и объяснить почему выбрали этот предмет.
( дети называют разные варианты – обобщаю, что они различаются по цвету, по форме, по величине)
- Какие вы сообразительные и смышленые.
б/ "Составление фигуры зайчика из треугольников"
- Скоро мы приплывем к нашему зайчику на помощь. А сейчас составим зайчиков, которые ждут, не дождутся своего друга. Пододвиньте тарелочки с треугольниками, посмотрите на образец (который я вам раздала) и попробуйте сами составить зайчика (кому трудно, используйте прием наложения).
(индивидуальная помощь затрудняющимся детям.)
- А теперь посчитайте сколько треугольников, запомните и покажите карточку с такой же цифрой. Вероника, у тебя сколько треугольников? Сколько у Саши?
5. Итог занятия.
- Вот мы выполнили все задания, доплыли и спасли нашего зайчика. Посмотрите, он теперь веселый и улыбается.
- Молодцы, мы помогли зайчику встретиться с друзьями и они дарят вам свои фотографии, а вы дома разукрасите их и расскажите мамам как мы спасали зайчика.
Список литературы: