Структурное подразделение "Детский сад №49" ГБОУ СОШ №21 города Сызрань Самарской области, г. Сызрань, Самарская область
Воспитатель
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Панкратова Т.В. Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зачем одуванчику "парашютики" (для детей старшей группы) // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030070.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Социально – коммуникативное развитие", "Речевое развитие"
Цель: Знакомить детей с представителями растительного мира родного края – одуванчиками.
Задачи:
Познавательное развитие:
1) развивать наблюдательность, формировать умение рассматривать объект наблюдения;
2) расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке, о его характерных особенностях размножения.
Речевое развитие:
1) обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семена, одуванчик, парашют, стебель, солнце, сорняк, бутон;
2) формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
Социально – коммуникативное развитие:
1) формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;
2) формировать навыки общения с взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.
Физическое развитие:
1) формировать общую выносливость, координацию движений, внимание;
2) упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом.
Советы педагогу:
Это занятие проводят в первой половине дня. Выбирают сроки, когда на газонах одновременно много одуванчиков с золотистыми и пушистыми головками. Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том месте, где одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там цветы.
Методы и приемы:
Практические: элементарные опыты;
Наглядные: наблюдение, рассматривание картинок и иллюстраций;
Словесные: художественное слово, вопросы, беседа, рассказ педагога;
Игровые: подвижная игра.
Материал и оборудование:
предметные картинки с изображением одуванчиков на разных стадиях развития.
Формы организации совместной деятельности:
Коммуникативная: беседа об одуванчиках, чтение стихотворений про одуванчики, отгадывание загадки, рассказ воспитателя про одуванчики;
Познавательно-исследовательская: наблюдение за одуванчиками, опыт "Полет семян одуванчика";
Двигательная: подвижная игра.
Логика образовательной деятельности:
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель задает вопросы детям: "Ребята, а вы любите ходить в гости? Как надо вести себя в гостях?" |
Дети отвечают на вопросы воспитателя | Сформирование эмоционального интереса |
2 | Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: "Сейчас мы с вами пойдем в гости, а к кому, вы узнаете, отгадав мою загадку: На лужайке, возле леса, расцвели цветочки. Желтые, как солнышко, на зеленой ножке. А как только подрастут шапочки наденут - мягкие, воздушные - ветерку послушные!" |
Высказывания детей | Дети называют правильный ответ: одуванчики |
3 | Воспитатель: "Да, мы с вами пойдем в гости к одуванчикам. Кто подскажет, где растут одуванчики?" | Высказывания детей | Дети называют правильный ответ: на полянке |
4 | Воспитатель предлагает детям выйти на улицу и пройти на полянку с одуванчиками: "Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас: Шла по городу Весна, Кошелёк несла она. Краски яркие и кисти Нужно было ей купить. Приоткрыла кошелёк, А монетки скок, скок, скок! - Раскатились, убежали, Одуванчиками стали" |
Дети совместно с воспитателем выходят на улицу и находят полянку с одуванчиками | Развивается наблюдательность, формируется умение рассматривать объект наблюдения; сформирование эмоционального интереса |
5 | Воспитатель проводит беседу с детьми: "На что похожи цветы одуванчика? (Шарики, солнце, яркие лампочки) Потрогайте их нежно рукой. Что почувствовали ваши ладошки? Какие шарики на ощупь? (пушистые, мягкие) Посмотрите, как растут одуванчики поодиночке или семейками? Одуванчики – дружные цветы, растут кучками, но они не все одинаковые. Чем они отличаются друг от друга? (Одни цветы пушистые, они раскрылись, другие - ещё бутоны. Одуванчики отличаются высотой и толщиной стебля) Предлагаю вам охватить семейку ладошками. Что ещё, кроме жёлтых цветов оказалось в ваших ладошках? (Листочки) Посмотрите на листочки. На что они похожи? (на елочку из треугольников и, треугольники, как будто бусы, нанизаны друг за другом) |
Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на поставленные вопросы и рассматривают желтые одуванчики | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе наблюдения; формируется умение рассматривать объект наблюдения; обогащается словарный запас: цветок, солнце, одуванчик, бутон, стебель; расширяется кругозор; формируются представления об одуванчике как о цветке. |
6 | Воспитатель: "Сейчас ещё много желтых цветков одуванчика, а через несколько дней все жёлтые шапочки превратятся в белый пух. Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым. Он летит над тёплым лугом И над тихою рекой. Одуванчику, как другу, Долго я машу рукой: - Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна" Воспитатель обращает внимание детей на белые пушистые одуванчики: "В каждой золотисто - желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Белые пушинки одуванчика – это его семена. Где они упадут на землю, там следующей весной вырастут новые цветы. Поэтому одуванчиков всегда много и поэтому их считают сорняками" |
Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают белые пушистые одуванчики | Развивается наблюдательность, формируется умение рассматривать объект наблюдения; сформирование эмоционального интереса; обогащается словарный запас: цветок, семена, одуванчик, парашют, сорняк; расширяется кругозор; формируются представления об одуванчике как о цветке, о его характерных особенностях размножения. |
7 | Воспитатель: "Ребята, послушайте стихотворение: Цветок на лугу я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем – объяснить не могу. В стакане он день простоял - и завял. А сколько бы он на лугу простоял? На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы" |
Дети внимательно слушают воспитателя | Сформированы умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения |
8 | Воспитатель предлагает подвижную игру "Догони одуванчики": "С помощью считалочки выбираем 2-3 детей - "ветерок". Остальные будете белыми одуванчиками. Стали одуванчики расти. Вырасти они большими. Большие одуванчики повернули свои головки к солнышку. Солнышко их греет, и одуванчики зреют. Созрели одуванчики. А теперь я на одуванчики дуну. Их семена – парашютики полетят в разные стороны" |
Дети внимательно слушают воспитателя и выполняют движения по тексту: дети садятся на корточки. дети начинают медленно вставать; дети выполняют повороты головы влево – вправо; дети разбегаются их догоняют дети – "ветерок" (игра проводиться 2 – 3 раза) |
Обеспечена потребность в движении. Снята психо-эмоциональная напряженность. Сформированы положительные эмоции при физической активности. |
9 | Воспитатель предлагает провести опыт "Полет семян одуванчика": "Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше. Посмотрите, вьюга какая В середине жаркого дня! И летят пушинки, сверкая, На траву, на цветы, на меня" |
Дети выполняют опыт и проводят наблюдение | расширяется кругозор, сформированы представления о характерных особенностях размножения одуванчика |
10 | Воспитатель предлагает вернуться в группу и далее проводит беседу: "А почему же семена одуванчика называют парашютиками? Что такое парашют?" (Устройство с раскрывающими в воздухе зонтообразным куполом для прыжка с самолета). Значение слова "парашютист" воспитатель объясняет детям упрощенно. Воспитатель показывает рисунок с изображением настоящего парашюта. У настоящего парашюта несколько строп, а у семян одуванчика одна" |
Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают рисунок с изображением настоящего парашюта | Развивается наблюдательность; формируется умение рассматривать объект наблюдения; обогащается словарный запас: семена, одуванчик, парашют |
11 | Воспитатель показывает детям картинки с изображением желтого и белого одуванчиков и подводит итог: "У одуванчика есть цветок (желтого цвета), зеленый стебелек и резные, длинные листья. Когда одуванчик созреет, цветок у него становится белым, пушистым. Если на него дунуть, то парашютики - семена разлетятся в разные стороны. Там, где парашютик упал, вырастит новый одуванчик" | Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают картинки с изображением желтого и белого одуванчиков | Развивается наблюдательность; формируется умение рассматривать объект наблюдения |
12 | Воспитатель предлагает детям послушать сказку об одуванчике | Дети садятся на стулья и внимательно слушают воспитателя | Формируется умение внимательно слушать воспитателя |
Список используемой литературы: