МАДОУ "Детский сад №20 "Родничок" комбинированного вида", Московская область, п. Шаховская
Учитель-логопед
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кромская А.И. Конспект ООД в подготовительной логопедической группе на тему "Осень в лесу" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030065.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к конспекту ООД в подготовительной логопедической группе на тему "Осень в лесу"
Интеграция образовательных областей:
коррекционная работа + познание + социализация + здоровье
коррекционная работа
познание
социализация
здоровье
Развивающая среда: компьютер, проектор, экран, презентация, указка, аудиозапись звуков леса, подносы с палочками и шишками, мяч, бумажные листья, картинки с изображениями листьев, кассы с буквами.
Предварительная работа: экскурсия с детьми в парк, чтение стихов об осени, деревьях, отгадывание загадок, рисование деревьев, рассматривание картин об осени, занятия по изучению звука и буквы С, актуализация знаний по теме "Осень".
Аудитория: дети 6-7 лет.
Литература(источники):
Образовательная деятельность.
1 .Организационный момент.
Дети входят в группу.
- Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!). А теперь хором повторим:
Собрались ребята в круг, ты - мой друг и я - твой друг.
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!
2. Объявление темы занятия.
- Ребята, какое время года наступило? (осень). После какого времени года пришла осень? (после лета). Какое время года придет после осени? (зима). Назовите признаки осени (Стало холодно. Опадают листья с деревьев…).
-Я хочу вас пригласить сегодня на прогулку в осенний лес. Вы хотите туда попасть? (да) Это сделать очень легко.
Надо сказать волшебные слова - и мы окажемся в лесу:
Хлопни-топни-повернись - и в лесочке очутись! (выполняют действия).
Включить проектор!!! (слайд 1)
3. Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
А) - Вот мы и в лесу (дети вместе с логопедом подходят к столам). Пойдемте. Сядьте удобно, спинки выпрямите, ноги поставьте ровно, руки положите на стол (дети садятся за столы).
- Посмотрите, ребята, какая осень пришла в лес – ранняя, золотая или поздняя? (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).
- Сейчас я буду говорить предложения, а вы заканчивайте их словами "золотая осень".
В лес пришла (что?) …золотая осень.
Еще недавно в лесу не было (чего?)…
Мы радуемся (чему?)...
Мы очень любим (что?)…
Мы любуемся (чем?)…
Мы говорили сейчас (о чем?)…
Б)- Скажите, ребята, какие деревья растут в нашем лесу? (елки, березы…) Если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья, то как называется такой лес? (смешанный).
4. Образование относительных прилагательных.
А) - Давайте заглянем на первую полянку (слайд 2). Сколько на земле листьев и плодов! Как называется такое явление, когда падают листья? (листопад). Почему это происходит? (дерево избавляется от листьев, в которых скопились вредные вещества; чтобы на листьях зимой не оседал снег и ветки не ломались под их тяжестью).
- Если вы сейчас правильно назовете, с каких деревьев эти веточки, то увидите сами деревья. С какого дерева эта ветка, вы догадались? (эта ветка с березы, значит, она березовая…дубовая... рябиновая… ивовая)
- Подумайте, про какое из этих деревьев говорят "столетний"? (дуб) Почему так говорят? (ответы детей)…. белоствольная? (береза)…. мелколистная? (рябина)…. влаголюбивая? (ива).
Б) – А вот и следующая полянка (слайд 3). И здесь на земле много веточек.
- Назовите правильно веточки - и увидите деревья. С какого дерева эта ветка? (эта ветка с осины, значит, она осиновая…сосновая... кленовая… липовая)
- Я сейчас буду называть деревья, а вы послушайте внимательно и скажите, какое дерево я пропустила? (логопед называет 3 дерева с картинки вразнобой, дети называют пропущенное дерево).
5. Развитие слухового восприятия и внимания (слайд 4).
- Если прислушаться, то в лесу можно услышать множество звуков. Послушайте (прослушивание музыкального фрагмента).
-Какие звуки вы слышали? (Я слышал пение птиц. Я слышал шум ветра…)
6. Уточнение артикуляции и характеристики звука С.
– Мы слышали, как свистел ветер в лесу. А мы сейчас споем свою песенку ветра. Сядьте прямо, распрямите спину, вдыхаем носом, делаем паузу, выдыхаем ртом, плечи не поднимаем (ССССССС).
-Какой звук вы сейчас назвали? (с) (слайд 5)
На экране - артикуляция звука "С".
- Мы уже познакомились с этим осенним звуком на занятиях, а теперь вспомним, какой он? (Он согласный, глухой, может быть твердым и мягким)
7. Игра "Выложи букву".
- Вспомним правило: "Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем". На ваши столы ветер бросил веточки с деревьев. Выложите из них букву С (дети выполняют задание). Положите веточки на подносы.
8. Подбор слов со звуком "С" в начале и конце слова (слайд 6).
На экране слайд "Солнце за тучками".
- Ребята, посмотрите, над нашим лесом нависли тучки и почти закрыли солнце. Давайте разгоним тучки! Для этого нужно правильно выполнить задание.
- Тучки не простые – на каждой картинка. Назовем их. Названия каких картинок начинаются со звука С (санки, совы, сумка); заканчиваются звуком С (ананас, автобус).
- А почему вы не назвали картинку "банан"? (потому что в этом слове нет звука С). Вы отлично справились с этим заданием, и солнышко вновь засияло на небе! (слайд 7)
Выключение проектора!!!
- А сейчас пусть наши глазки отдохнут. Следите за моей рукой.
Зрительная гимнастика "Осень".
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать.
9. Д/игра "Скажи наоборот" (с мячом).
- Я предлагаю вам выйти на полянку и поиграть (дети выходят на ковер).
- Будем говорить слова "наоборот".
Тополь растет быстро, а липа – медленно.
Ель любит, когда сухо, а ива – когда сыро.
У сосны ветви направлены вверх, а у ивы – вниз.
У дуба корни залегают глубоко, а у березы – мелко.
У дуба ствол толстый, а у рябины – тонкий.
У сосны ствол темный, а у березы – светлый.
У дуба желуди легкие, а у ели шишки – тяжелые.
У ели иголки короткие, а у сосны – длинные.
У осины листья широкие, а у ивы – узкие.
- Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.
Физкультминутка "Листочки".
Мы листики осенние, на ветках мы сидели
(дети сидят)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
(бегут по кругу)
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(встали)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно садятся на ковер).
Дети проходят за столы.
10. Работа над многозначными словами.
- Ребята, слово "листик" имеет разные значения. Лист растет на дереве, а еще какой он может быть? (лист в книге).
-Шишки бывают тоже разные. Расскажите, какие (шишки еловые, сосновые, шишки на голове).
- Давайте поиграем с еловыми шишками.
Самомассаж еловыми шишками "Шишки"
Мишка по лесу ходил, (Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил, (Кулак-ребро -ладонь)
Много шишек находил, (Кулак-ребро -ладонь)
В детский сад нам приносил. (Кулак-ребро -ладонь)
Раз, два, три, четыре, пять! (Загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть! (Берут шишки)
Будем с шишкой мы играть, (Прокатывание шишки между ладонями)
Между ручками катать!
В ручку правую возьмём (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем, (Прокатываем шишку между пальчиков)
Между пальчиков катаем.
В ручку левую возьмём (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем, (Прокатываем шишку между пальчиков)
Между пальчиков катаем.
Мы закончили катать, (Убираем шишку на край стола)
Будем дальше продолжать!
11. Работа с кассами букв.
- Не все лесные обитатели еще спят. Отгадайте, кто прилетел на полянку:
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я … (оса) (слайд 8)
Включить проектор!!!
- Придвиньте к себе кассы букв. Выложим слово "оса". Какая первая буква в слове "оса"? Вторая? Какая последняя буква в этом слове? Прочитаем получившееся слово (оса). Сколько всего в нем букв? (3). Сколько здесь гласных? (2) Назовите их. Сколько здесь согласных? (1). Назовите их.
- Уберите первую букву О. Что получилось? (СА). Добавьте одну букву так, чтобы получилось слово "САМ". Прочитаем его. Уберите буквы в кассы.
12. Итог занятия.
-Ребята, настала пора возвращаться домой (слайд 9). Давайте вспомним, где мы гуляли. Я буду показывать веточки разных деревьев, а вы будете образовывать нужное слово и вставлять в стихотворение (логопед показывает картинки с разными листьями):
В лесочке (березовом) мы отдыхали,
В лесочке (дубовом) в канаву упали,
В лесочке (еловом) на шишку уселись,
В лесочке (рябиновом) ягод наелись.
В лесочке (осиновом) было красиво.
В общем, весь день провели мы счастливо!
- А теперь выходите сюда (дети идут на ковер). Скажите, что вам понравилось на нашей прогулке (ответы детей). Посмотрите, какой красивый букет из листьев подарила нам осень! Она начала раскрашивать листья в разные цвета, да не успела закончить работу. Давайте ей поможем. Другую сторону листочков вы раскрасите дома разноцветными красками (в руках логопеда букет из бумажных листьев; каждый ребенок получает листок).
- А теперь скажем волшебные слова:
До свиданья, милый лес, не забудем мы чудес
Ты скорее повернись - снова в группе очутись!
Выключение проектора!!!
- Ну, вот мы снова в нашем саду.