МАДОУ "ДС "Метелица", г. Новый Уренгой, ЯНАО
Педагог-психолог
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Свистельникова А.Ю. Мастер – класс для родителей подготовительных групп: "Как подготовить ребёнка к школе без особых затрат…" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030032.html (дата обращения: 25.04.2024 ).
(Слайд 1)
Здравствуйте уважаемые родители!
Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу, а перечень трат увеличится не только на игрушки, одежду, но и на школьные принадлежности, форму.
Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат.
Мы будем сами выполнять эти задания, т.е. – играть.
Вам будут предложены памятки, тренировочные игры и упражнения. Итак, начнём.
На слайдах презентации, перед каждым упражнением, Вы сможете познакомиться с целями каждого задания, чтобы понимать, зачем его необходимо выполнять.
Вам необходимо быть активными и внимательными.
Упражнение "Слова".Игра с мячом.
Цель: развитие общей ориентации детей в окружающем мире и запаса имеющихся бытовых знаний и представлений. Увеличение активного словарного запаса, речи, расширение кругозора и познавательного интереса.
Инструкция: Все участники встают в круг.
Слайд 2. 1. "По команде "Начали!" Вы будете отвечать на вопрос. У кого мяч, тот и говорит. Как только мы услышали ответ, мяч передаётся дальше (по часовой стрелке или против). По команде "Стоп!" ответы прекращаются".
Вопросы-задания:
Слайд 3. 2. "По команде "Начали!" Вы будете отвечать на вопрос. У кого мяч, тот и говорит. Как только мы услышали ответ, мяч передаётся дальше. По команде "Стоп!" ответы прекращаются".
Вопросы-задания:
Слайд 4. Упражнение "Классификации предметов"
У данного упражнения есть несколько вариантов, мы рассмотрим два.
Цель: Расширение кругозора, увеличение словарного запаса; развитие и тренировка операции классификации на невербальном и вербальном уровне, речи.
Инструкция:
1 вариант. Игра с мячом. "По команде "Начали!" необходимо последовательно называть предметы на заданную тему. По команде "Стоп!" ответы прекращаются".
Темы
Цветы, |
Дни недели, |
Транспорт, |
Слайд 5. 2 вариант. Классификация предметов с использованием иллюстрации.
"На картинке изображены предметы: ножницы, пирамида, юла, кубики. Какой предмет здесь лишний?" Лишние – ножницы, т.к. это ….. предмет, а остальные – игрушки.
Далее, сосуды для питья, ваза – предмет интерьера;
Слайд 6. На данном слайде представлены более сложные классификации. Необходимо обобщать по наиболее существенному признаку. Потренируемся.
Слайд 7. Следующее упражнение "Найди сходства и различие".
Цель: развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, а также процессов внимания.
Инструкция:
"Перед нами два предмета "Велосипед и мотоцикл". В чём их различие? Сходство? Необходимо назвать несколько сходств и различий.
Примеры:
Слайд 8. Теперь, перед нами слайд с Упражнением "Найди отличие".
Цель: развитие наблюдательности, внимательности ребёнка.
Инструкция: "Перед нами две похожие картинки. Если присмотреться внимательно, они чем-то отличаются друг от друга. Найдите, чем они отличаются и покажите". На данной иллюстрации 10 отличий.
На Слайд 9. Изображено то же задание, только вариант не цветной, а черно-белый. Перед Вами в конвертах с раздаточным материалом данное изображение. Выполним его.
Слайд 10. Упражнение "Последовательные картинки".
Одно из наиболее сложных для ребят упражнение, т.к. здесь необходимо не только разложить картинки последовательно, но и составить связный, логически последовательный, завершённый рассказ.
Цель: умение устанавливать причинно-следственные отношения. Развитие монологической речи.
На данном слайде представлены последовательности возрастных этапов мальчика и девочки.
(Например, начнём с наименьшего возраста: младенец, дошкольник, подросток, молодой человек, мужчина, дедушка).
На Слайде 11. Представлена серия из 4 последовательных картинок. Попробуем разложить их. Составим рассказ.
Слайд 12. Представлен цифровой последовательностью.
(Необходимо назвать соседей числа 5. Это 4 и 6)
Вы, наверное, уже заметили, что мы плавно приближаемся к заданиям с графической деятельностью.
На Слайде 13 Вы видите Упражнение "Графический диктант" мы рассмотрим 3 модификации.
Прежде чем мы приступим непосредственно к графической деятельности, обратим внимание на правильность захвата карандаша.
Цель: развитие у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Тренировка умения действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи. Формирует и развивает произвольность действий, эмоционально-волевую сферу, а также тренирует способность ориентироваться в пространстве.
Инструкция:
1 вариант. "Уважаемые взрослые, вспоминаем, где правая рука, где – левая. В каком направлении находится верх / низ. Теперь, берём карандаш. По команде "Начали!" начинаем рисовать. Ведём линию в озвученном направлении на столько клеточек, сколько будет озвучено. Если Вы сбиваетесь, ждёте паузы. Ластиком пользоваться нельзя.
Итак, от верхней границы листа спускаемся на 4 клеточки, слева 6. На пересечении линий ставим жирную точку. От неё мы будем вести линию. Отрывать карандаш от бумаги и вертеть лист – нельзя".
Л П
2 вариант. Слайд 14. В зелёной рамке представлен диктант – картинка. В красной рамке – само задание (стрелочки-направления). А также вариант пальчиковой гимнастики, которая поможет снять напряжение после рисования.
В конверте Вы сможете найти примеры "Графических диктантов".
Слайде 15. Упражнение "Лабиринты"
Цель: развитие и тренировка познавательного интереса, наглядно-действенного мышления, внимания, мелкой моторики рук, творческой активности.
Инструкция:
"Перед Вами лабиринты. Найдите глазами старт. Поставьте указательный палец левой руки на начало. Найдите финиш, поставьте указательный палец правой руки. Попробуйте взглядом найти путь. Теперь возьмите карандаш и поставьте точку на начало. Ведите…. "
Лабиринты могут быть простыми или более сложными, главное - понять смысл данного задания.
(В конвертах Вы сможете найти примеры "Лабиринтов" и дома с ребятами потренироваться).
Слайд 16. Одно из самых любимых заданий ребят – корректурные пробы. Задание можно выполнять на специализированных бланках, с разными фигурными элементами.
Мы будем выполнять буквенно-цифровой вариант.
Упражнение "Корректурные пробы"
Цель: развитие и тренировка произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Инструкция:
Слайд 17. "Перед Вами листы обыкновенной газеты. По команде "Начали!" Вы будете подчёркивать цифру "0" и зачёркивать "А" - слева направо сверху вниз. Обратите внимание, зачёркиваем букву "А" строчную".
"Работа выполняется в течение 2-х минут".
(В конвертах, предложены бланки с разными изображениями проб).
Сегодня мной сознательно Вам не были предложены задания на развитие памяти, так как уже вечер, и способность к запоминанию снижена, тем не менее, на следующем слайде показано, как тренировать данный процесс.
Слайд 18.
Заканчивая наш мастер-класс "Как подготовить ребёнка к школе без особых затрат…", хочется заметить, чтопредложенные сегодня игры и упражнения не требуют особой подготовки. От Вас необходимо желание, немного времени и фантазии. Желаю всем удачи!
Благодарю за внимание! (Слайд 19)
Слайд 20.
Список литературы