Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по озеру Байкал"

МКДОУ "Детский сад "Тополёк", Иркутская область р.п. Куйтун

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пупырева Л.Н. Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по озеру Байкал" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030025.html (дата обращения: 19.04.2024 ).

Цель: закрепить знания детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.
Задачи:
1.      Продолжать знакомить детей с малой родиной, особенностями её природы, озером Байкал;
2.      Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
3.      Воспитывать осознанное отношение к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе. 
Оборудование: фильм о Байкале,  картинки  рыб, разрезные картинки животных, обитающих на Байкале, приборы для исследований, дневники наблюдений, глобус.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, работа с презентацией "Это наш Байкал".

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг
Тут речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь
Воды в пустыне не найдешь
А где-то снег лежит горой
А где-то жарко и зимой….
Чудес нам всех не перечесть
Одно у них названье есть
Леса, и горы, и моря – все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой
Любимую планету!

Ребята, скажите пожалуйста как можно назвать маленькую копию нашей планеты?
- Глобус
Земля – это огромные материки, моря, океаны, где живут звери, рыбы, птицы, где растут деревья, возвышаются горы.
Я знаю, что вы любознательные дети много играете, изучаете детские энциклопедии. И сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие по родному краю. Как называется наш край?
- Сибирь, живем в Иркутской области
Ребята, а чем знаменита Сибирь?
- в Сибири есть озеро Байкал
Предложить найти Байкал на глобусе.
Байкал изображен в форме молодого месяца.
Что вы знаете о Байкале?
Молодцы.
Ну, что отправляемся, а отправимся мы на моторной лодке. Проходите, присаживайтесь. Заводим мотор.  (звук моторки)
Фильм:    Святое море, Священный Байкал так называли Байкал с незапамятных времен. Это самое глубокое и чистое озеро на планете, священный дар природы. Его еще называют Жемчужиной Сибири. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только 1  - это Ангара, а еще Ангару называю дочерью  Байкала. Как богат и разнообразен водный, растительный, животный  мир  Байкала.
А вот и первая остановка "дикий животный мир Байкала"
И вот вам задание соберите животное и назовите его. 
(Включается шум Байкала )
Ребята, что-то Байкал разбушевался .поскорее беремся за руки.
Грозен стал Байкал. Ветер все сильнее, волны все выше, одна наталкивается на другую.
(Звук чаек и волн)
И вот опять выглянуло солнышко из-за туч. Ветер успокаивается, ветер все меньше, все  спокойнее, слышен лишь крик чаек да плеск волны. Бежит совсем не слышно хрустально чистая вода.

А мы с вами отправляемся в подводный мир Байкала.  Присаживайтесь в подводную лодку, закрываем двери начинаем погружение. Обратите внимание сколько рыбы.
(на столе лежат картинки с изображением рыб) отгадайте- ка загадки:

 

Начинается на "о",
Ох, и любят же его!
Говорят живет в Байкале.
Вы случайно не слыхали. (Омуль)

Что за рыбка невеличка
Меньше даже рукавички?
Бледно-розова, нежна
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка – иностранка.
Это рыбка (Голумянка)

Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (Окунь)

На дне живёт,
Ест, что найдёт,
В морях и реках обитает,
Скажи, как рыбу называют? (Осетром)

Меж коряг, травы и тины,
Плавает большая рыба,
За другими наблюдает,
Зазевавших рыб хватает! (Щука)

В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся
подрастут начнут нырять
шубки белые менять
если очень повезет –
лет полсотни проживет. (Нерпа)

 

Звук SOS. Ребята, что – то на берегу случилось. Поднимаемся на  поверхность. На экране картинка с заводом.
Что же случилось?.
Ответы детей
Дело в том, что на берегу Байкала расположен  целлюлозно-бумажный завод по изготовлению бумаги.  В настоящее время завод не работает его закрыли  т.к. отходы, поступающие  в озеро,  очень  загрязняли воду, начали гибнуть рыбы, животные,  погибать растения.   Директор завода сообщил, что фильтры для очистки воды пришли в негодность, сломались. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? Посмотрите,  какая вода стала в Байкале.
Фильтры – это очистительные устройства.
Чтобы вода  была чистой на заводе необходимо заменить   сломанные фильтры.
Может нам удастся помочь. Давайте представим, что мы исследователи по очистке воды. Отправляемся в исследовательский институт. Проходим в лабораторию,  одеваем халаты. Внимательно посмотрите, что лежит у вас на столах?  
Вам нужно очистить грязную воду используя имеющиеся у  вас фильтры. Работать мы будем парами, результаты  заносить в исследовательские журналы.
Дети работают самостоятельно.
Вывод: грязная вода проходя через фильтр очищается. 
Молодцы!   Результаты нашей работы мы отправим директору завода.
(шум моря и крик чаек) Слышите крик чаек и шум воды – это Байкал говорит вам спасибо за помощь, и за оказанную помощь дарит вам свою маленькую копию.
А нам пора возвращаться. Присаживаемся в лодку, заводим мотор, отправляемся.
Итог занятия: На каком озере мы сегодня побывали. Как мы помогли  Байкалу.
В следующее путешествие мы отправимся по растительному миру Байкала.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2006. 190 с.
  2. Байкал – жемчужина Сибири: учебно – методическое пособие для детей дошкольного возраста ГОУ ВПО "Восточно-Сибирская государственная академия образования", 2011.