МАОУ "СОШ № 10", г. Когалым Тюменской области
Учитель начальных классов
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шабанова Е.В. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках русского языка // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030010.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий "подготовленность", "обученность", на понятия "компетенция", "компетентность" обучающихся. В настоящий момент важно не просто вооружить детей теоретическими знаниями в области конструктивного взаимодействия, а интегрировать теоретические знания и практические умения.
Младший школьный возраст определяется отечественными психологами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка [3]. Следовательно, формирование коммуникативной компетентности ученика младшего школьного возраста является одной из главных проблем. Ведь дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятный для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое. Поэтому работу по формированию коммуникативной компетентности необходимо начинать с развития связной речи учащихся, так как именно в процессе речевого общения идет становление и развитие личности ребенка.
Работая с детьми младшего школьного возраста, было обращено внимание на то, что с каждым годом у детей возникает все больше и больше затруднений при общении друг с другом, с окружающими людьми. Ученики не могут высказать свои мысли, чувства, просьбы, в соответствии с речевыми ситуациями. В ходе наблюдений были выявлены причины, по которым у детей возникают проблемы с развитием речи (речевые нарушения, ограниченный словарный запас, средства массовой информации и компьютерная техника заменяют общение с родителями, быстрая утомляемость и ослабленное здоровье детей, русский язык не является родным языком.). Эти причины также мешают успешной учебной деятельности ребенка.
Поэтому работу над темой, вынесенной в заголовок данной статьи, нужно начинать с диагностики речевых ошибок, выстроенную на базе коммуникативного подхода. Проанализиров, работы учащихся, выяснилось, что преобладают информационно-коммуникативные ошибки, причину можно усмотреть в том, что оперативная память ребенка не справляется с удержанием того, что он написал и еще нужно написать (конструированием). Конструктивно-коммуникативные ошибки встречаются при употреблении местоимений в предложении и тексте, количество которых возрастает почти в два раза, что можно объяснить общим смысловым и конструктивным усложнением письменных работ, их жанровым изменением - преобладанием сочинений над изложениями. Наименьший процент ошибок приходится на логико-коммуникативные. Вероятно это происходит, потому, что дети в данном возрасте не оперируют широко причинно-следственными, родовидовыми отношениями и соответственно не употребляют в своей речи сложноподчиненных предложений, отражающих эти отношения. По данным психологов, эти отношения осваиваются позднее.
Анализ результатов исследования поможет спланировать работу по формированию коммуникативно-речевой направленности (развитию речи) на уроках русского языка.
Направления работы:
Конечная цель и ожидаемый результат:
Особое внимание заслуживает работа над сочинением, так как сочинение должно стать формой выражения собственного "я" ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни. Кроме того, сочинение оказывает психотерапевтический эффект, поможет снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку. Ученик должен научиться рассуждать, рассказывать и описывать увиденное, услышанное или прочитанное. Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей [8].
Хочется выделить такой вид упражнений, как фотомонтаж. Этот интереснейшая работа представляет собой сочетание нескольких крупных, красочных фотографий по принципу перекликающихся тем. Отражает динамику жизни, подчеркивает связи, функции предметов и явлений, зависимость одного кадра жизни от другого. Именно поэтому этот вид упражнений может служить стимулом для устных и письменных высказываний учащихся, концентрировать внимание, развивать творческое мышление.
Так в четвертом классе предлагаются фотографии, последовательность которых ребята могут самостоятельно установить. Например, по теме "Отдых", "Экскурсия в лес или парк". Фотомонтаж может быть использован и для создания текстов рассуждений, если он отражает определенные причинно-следственные связи. Данный вид упражнения может выполняться одним учеником или группой учащихся. Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создаетна уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества [5].
Психологами доказано, что возраст детей начальной школы самый подходящий для развития основных коммуникативных и творческих навыков, так как именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется то, что сейчас называют креативность.
Таким образом, системная работа по развитию речи способствует формированию коммуникативной компетентности у младших школьников, так как в процессе формирования навыков связной речи отчетливо устанавливается тесная связь речевого и умственного развития детей: развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Современный подход к проблеме развития речи предполагает формирование прочных и осознанных школьниками основ речевого поведения и культуры. Поэтому такая система работы по развитию речи позволяет ученикам овладеть навыками устной и письменной речи и допускать как можно меньше ошибок.
Библиографический список