Конспект занятия по познавательному развитию "Подарок из Простоквашино"

МДОАУ "Детский сад № 63 г. Орска", г. Орск, Оренбургская область

Воспитатель, старший воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бужинская О.Н., Портнова Е.А. Конспект занятия по познавательному развитию "Подарок из Простоквашино" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030009.html (дата обращения: 28.03.2024 ).

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Организационно-методическая
информация
Содержание
1. Тема образовательной
деятельности
"Подарок из Простоквашино".
2. Доминирующая
образовательная область
Познавательное развитие  
3. Виды деятельности детей Познавательно-игровая деятельность: дидактическая игра "Четвёртый лишний", дидактическое упражнение "Продолжи ряд", "Поставь правильно цифру", "Составь и реши задачу"; работа с планом – картой.
Коммуникативная деятельность: беседа-диалог "Части суток", "Времена года", "Дни недели", "Мой город, моя страна", "Зимующие и перелётные птицы"; 
Речевое развитие: словесная игра "Вспомни и назови", словесное упражнение "Слова о звуком "К".
Самообслуживание: приведение рабочего места в порядок.
Конструирование: дидактическая игра "Предметы из счётных палочек".
Двигательная деятельность: физминутка "Кот Матроскин", перемещение по групповой комнате при выполнении заданий.
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогические методы и приемы Методы повышения познавательной активности:
разъяснение выполнения заданий:
дидактическое упражнение "Продолжи ряд", направлено на закрепление у детей закономерностей построения последовательностей элементов, развитие логического мышления. дидактическое упражнение "Поставь правильно цифру", направлено на развитие умственных и практических действий заданного содержания. дидактическое упражнение "Составь и реши задачу", направлено на составление простых задач, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. дидактическая игра "Четвёртый лишний", направлена на развитие образно-логического мышления - умственных операций анализа и обобщения. беседа-диалог: блиц–опрос "Ромашка", направлен на развитие  связной речи, систематизация и закрепление знаний в темах: "Части суток", "Времена года", "Дни недели", "Мой город, моя страна", "Зимующие и перелётные птицы";
словесная игра "Вспомни и назови", направлена на развитие кратковременной зрительной памяти, на умение назвать предметы, которые запомнили. словесное упражнение "Слова о звуком "К", направлено на умение находить слова с заданным звуком. Методы стимулирования и мотивации деятельности:
наглядность: карточки с заданиями на каждого ребёнка; занимательные и игровые ситуации: дети усваивают игровые действия, способы действий, подходы к решению заданий. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения поставленных задач. ситуации успеха, выбор: детям предлагается выбрать карточки, дифференциация заданий. Методы организации поисковой деятельности:
Работа с планом-картой: создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности.  В ходе данной ситуации дети ищу верный путь движения по карте, эти действия привлекают детей к оценке своих действий, высказывают предположения. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков. Ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчёта "от себя", "от другого лица", "от любых предметов",
Ориентирование на плоскости (карта-план групповой комнаты): развивается умение ориентироваться в схеме — плане; определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта; ориентироваться на плоскости и в пространстве; пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении);
Самостоятельная работа детей: дидактическая игра "Предметы из счётных палочек", направленная на упражнение детей в составлении предметов из счётных палочек на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Методы словесной передачи: инструкции воспитателя,  пояснения, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности. Метод самоконтроля: рефлексия, самопроверка, работа в парах, работа группой, направлено на развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения, совершенствование навыков сотрудничества, взаимопонимания, умение действовать в команде.
5. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; эмоциональной отзывчивости, сопереживания, основы безопасности в быту.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (форме, цвете, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте.     
Физическое развитие: удовлетворение физической активности детей в процессе всей организованной образовательной деятельности.
 
6. Возрастная группа Подготовительная к школе группа
7. Цель Проверить потенциальные возможности детей в разных областях знаний (математика, развитие речи, знакомство с окружающим миром). Развитие психических процессов у детей (память, мышление, внимание).
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание. Систематизировать знания детей об окружающем мире. Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве. Составлять задачи по картинкам на сложение и вычитание. Закрепят знания по темам: "Части суток", "Времена года", "Дни недели", "Мой город, моя страна", "Зимующие и перелётные птицы".  Научатся определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта; ориентироваться на плоскости и в пространстве; пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи);
8.2 Развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, мышление, выдержку. Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы последовательно, полным, развёрнутым предложением, подбирать слова с заданным звуком. Запомнят построенные предметы, найдут закономерность в расположении предметов, найдут лишний предмет, научатся соотносить количество предметов с цифрой. Научатся грамотно и последовательно излагать свои мысли, подбирать слова с заданным звуком.
8.3  Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение действовать в команде, работать в парах.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
В ходе игровой деятельности научатся действовать в команде, работать в парах, уважительно относиться друг к другу.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
  Затруднения Способы преодоления
  Неправильно построенный ряд
Соотнесение количества предметов с цифрой
Разъяснение правила построения ряда.
Использование картинки птичка с открытым и закрытым клювом.
10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Технические средства: Ноутбук.
Литературный ряд: физминутка "Кот Матроскин" (собственное сочинение)
Музыкальный ряд: песня из мультфильма "Простоквашино"
Материалы и оборудование:
Карточки с задачами;
Простые карандаши по количеству детей.
Карточки с геометрическими фигурами; набор геометрических фигур.
Карточки "Продолжи ряд";
Карточки "Поставь правильно цифру".
Карточки "Четвёртый лишний";
Ромашка с 10 лепестками, на которых напечатаны вопросы;
Мяч;
Счетные палочки, схемы для конструирования из счётных палочек;
Конверты с заданиями, на которых изображены портреты героев из Простоквашино (д. Федор, Печкин, галчонок, Шарик, кот Матроскин) – 5 шт.
Карта – план (план группы);
Клад – коробка с магическим кристаллом (выращенный кристалл из медного купороса, пакет медного купороса).

 

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап Содержание
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему "Подарок из "Простоквашино"
На электронную почту детского сада пришло письмо для детей подготовительной к школе группы. Детям предлагается догадаться, кто прислал это письмо.  (музыка из мультфильма "Простоквашино", картинка героев из мультфильма "Простоквашино").
1.2 Мотивация деятельности детей Педагог открывает письмо и читает.
Текст письма: Ребята! Мы знаем, что у вас в группе находится коллекция природных камней. Хотим пополнить вашу коллекцию удивительным, магическим камнем. Мы его спрятали. Чтобы его отыскать нужно постараться выполнить наши задания. Есть условие: все задания выполнять по порядку. Предлагаем вам подсказку: план–карту, с помощью которой вы найдете клад. Желаем успехов в выполнении задания!
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Найти по плану-карте все задания. Задания выполнять правильно, в определённом порядке. Найти клад.
 
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний дидактическое упражнение "Составь и реши задачу" (составление простых задач, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий). дидактическая игра "Четвёртый лишний" (развитие образно-логического мышления - умственных операций анализа и обобщения). дидактическое упражнение "Поставь правильно цифру" (развитие умственных и практических действий заданного содержания). дидактическое упражнение "Продолжи ряд" (закрепление у детей закономерностей построения последовательностей элементов, развитие логического мышления). блиц–опрос "Ромашка", направлен на развитие  связной речи, систематизация и закрепление знаний в темах: "Части суток", "Времена года", "Дни недели", "Мой город, моя страна", "Зимующие и перелётные птицы". словесная игра "Вспомни и назови" (развитие кратковременной зрительной памяти, на умение назвать предметы, которые запомнили). словесное упражнение "Слова о звуком "К" (умение находить слова с заданным звуком).
дидактическая игра "Предметы из счётных палочек", направленная на упражнение детей в составлении предметов из счётных палочек на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Удовлетворение двигательной активности детей в процессе образовательной деятельности: физминутка "Кот Матроскин".
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Работа с планом-картой: создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности.  В ходе данной ситуации дети ищу верный путь движения по карте, эти действия привлекают детей к оценке своих действий, высказывают предположения. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков. Ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчёта "от себя", "от другого лица", "от любых предметов",
Ориентирование на плоскости (карта-план групповой комнаты): развивается умение ориентироваться в схеме — плане; определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта; ориентироваться на плоскости и в пространстве; пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении);
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как мы это исправили? Чему мы научись?
Что еще нужно будет сделать?