Одна из форм проведения занятий по внеурочной деятельности

МБОУ СОШ №22, г. Кострома, Костромской области

Учителя начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Смирнова Н.А., Смирнова Н.А. Одна из форм проведения занятий по внеурочной деятельности // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030006.html (дата обращения: 25.04.2024 ).

 

В 1 класс принимаются дети, достигшие возраста 6,5 лет.  Первый урок может начинаться в первом классе не раннее 8ч 30 мин. В нашей школе уроки у первоклассников начинаются в 8.50 (второй урок общешкольного расписания). Однако родители первоклассников уходят на работу, а дети не должны оставаться без присмотра.
Продумывая систему работы с первоклассниками, нам пришлось внести ряд изменений в сложившуюся систему работы с целью создания более благоприятных условий для развития детей с учётом возрастных особенностей.
В течение лета мы оборудовали в рекреации зоны для занятий детей по выбору, т.е. создавали предметно-пространственную среду, стимулирующую коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, - организованную в зависимости от возрастной специфики его развития. Мы убеждены в том, что дети развиваются лучше всего, когда они внутренне вовлечены в процесс обучения. Тщательно продуманная обучающая среда способствует тому, что дети исследуют мир, проявляют инициативу и творческие способности. Эффективная индивидуализация может быть достигнута путём использования центров обучения, которые отражают текущие интересы и академические потребности детей.
Каждое утро мы проводим с детьми определённый ритуал. Его можно назвать "урок вхождения в день" или "утренний круг". Очень важно, как и с каким настроением, ученик начинает свой учебный день, какая у него мотивация, настроение, уверенность в себе. Эту форму проведения занятия можно использовать при организации работы по внеурочной деятельности в духовно-нравственном  или интеллектуальном направлениях.
Свой школьный день наши дети начинают с зарядки. Это позволяет нам надеяться на уменьшение заболеваемости. Кроме того, утренняя зарядка позволяет частично удовлетворить потребность детей в движении. Кроме этого два раза в день при любой погоде ученики первых классов выходят на прогулку. Где  ребята  старших классов помогают организать подвижные игры.
Утром после зарядки начинается "утренний круг". Эта идея не нова. Она появилась в Англии и использовалась при реализации технологии "Шаг за шагом". С ней мы познакомились на курсах в городе Ярославле. Но там она использовалась только на уроках. Мы осмыслили этот опыт и приняли решение, что нам эта технология будет полезна больше во внеурочное время.
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед учителем, является развитие культуры чувств у детей. Минуты созерцания, любования, восклицания особенно необходимы в начале дня, чтобы сразу настроить ребёнка на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и ко всем окружающим. Ребёнок должен ежедневно удивляться открытиям. Во время проведения "утреннего круга" дети желают друг другу "доброе утро" и говорят комплименты. Мы считаем, что очень важно учить детей выражать свои добрые чувства. Кроме этого такой приём помогает почувствовать ребёнку, что он в кругу друзей, почувствовать себя комфортно и спокойно в школе.
Важно отметить, что учитель является равноправным союзником и участником этих минут, как и дети, делится своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями.
Самое главное условие эффективности таких встреч – добровольное участие детей. Важно уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволят каждому ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.
После ритуала приветствия мы несколько минут посвящаем беседам, играм, способствующим общему развитию наших учеников. Темы для этого возникают сами из разговора с ребятами. Действуем по принципу: это я не знаю, но хочу узнать. Обычно темы берутся на неделю, и каждый день понемногу эту тему расширяем или рассматриваем её с разных сторон. Учитель используя имеющиеся знания у детей, их жизненный опыт ведёт их дальше, расширяя их кругозор, удивляя их новыми фактами и закономерностями, развивает познавательную активность. В настоящее время, реализуя требования ФГОС по организации работы по внеурочной деятельности, учитель может действовать в выборе тем, исходя из программы по внеурочной деятельности.
Мы представляем технологию проведения  и методические разработки уроков вхождения в день.
   
Технология  проведения урока вхождения в день (утреннего круга).
Сразу хочу сказать, что уроком это занятие называется только потому, что проходит во время первого урока по общешкольному расписанию (8.00-8.40) и его продолжительность примерно равна 30-40 минутам.
1) Зарядка. Начинается с тем количеством детей, которые пришли в школу к 8 часам. Проводится у нас в рекреации для учеников двух параллельных классов. По мере того как дети приходят в школу по их желанию они включаются в ход занятия. Для проведения зарядки используется, заранее смонтированная, аудиозапись. Используемая музыка должна создавать спокойное и в тоже время радостное настроение. Один человек (учитель или заранее подготовленный ученик) показывает движения, а все повторяют. Целесообразно не менять упражнения в течение полугода – года. Это даёт возможность всем запомнить движения и выступать в роли ведущих. Продолжительность зарядки 5-7 минут. Если позволяют возможности, то хорошо использовать видеозапись зарядки, которых сейчас очень много можно найти на просторах Интернета и выбрать подходящую для своих детей.

2) Приветствие. На этом этапе дети садятся на ковре  в один большой круг. Мы для этого используем небольшие подушки. Если нет необходимой материальной базы, то можно просто сесть на стулья. Но обязательно в один общий круг, чтобы видеть глаза друг друга. Начиная с учителя, по цепочке протягивают руку сидящему рядом ребёнку и желают доброго утра, обязательно при этом называя его по имени: "Доброе утро, Сашенька!"  Сидящий рядом ученик в ответ протягивает ему свою руку и также желает доброго утра. Затем он поворачивается к сидящему   с другой стороны ученику и также желает доброго утра. Руки не размыкаем. Постепенно круг замыкается, и мы хором говорим: "Доброе утро всем!" Целью данного этапа является создание чувства единения, радости от встречи. Поэтому учитель рекомендует детям (и сам показывает пример) называть ребят ласковыми именами, говорить, глядя в глаза, и обязательно улыбнуться друг другу.
DSC02555
 3) Комплименты. После приветствия учитель говорит детям о своих чувствах к ним: как рада их видеть, как скучала без них, какие они сегодня красивые, что любит их и т. д. И спрашивает детей, кто бы из них хотел сказать добрые слова, комплименты, пожелания ребятам. Если среди ребят утром есть ученик, у которого с утра плохое настроение, надо постараться это исправить. Попросите детей сказать добрые слова этому человеку, например Кате, потому что ей что-то взгрустнулось. На этом этапе учитель учит детей проявлять свои чувства, говорить о них, учит детей получать удовольствие оттого, что сказал приятное другому человеку. Целью данного этапа является  пробуждение чувств любви к окружающим. Если ваши дети не хотят говорить комплименты или не умеют этого делать, то начните учить их говорить комплименты вначале  о внешних достоинствах (у тебя красивый бантик, он тебе к лицу) постепенно переводя внимание на внутренние качества человека. И не скупитесь на похвалу за любые попытки сказать комплимент. Рекомендуйте детям говорить комплименты не только на утреннем круге, но и в повседневной жизни. Обращайте их внимание на то, как приятно человеку услышать от них добрые слова. Искренне восхищайтесь ими, если они говорят комплименты работникам школы, родителям, своим друзьям и др.
Untitled-5
4) Актуализация. Дети под руководством учителя повторяют то, что они узнали на прошлом занятии. Дети ещё раз переживают радость оттого, что они узнали что-то новое и теперь они стали немного умнее и богаче. Делятся своими знаниями и жизненным опытом по определённому вопросу.
5) Игра 1. Игра дидактическая, в которой повторяются и закрепляются знания. Чаще всего у нас это игры "Карусель" или "Цепочка".
6) Постановка проблемы. На этом этапе учитель задаёт вопрос, который связан с предыдущей темой, но ответ обязательно вызовет разногласия или будет неправильным. Учитель выслушивает мнение детей, их аргументы. Например, на прошлом занятии дети говорили о земноводных и условиях их размножения. На этом занятии учитель спрашивает, есть ли жабы в пустыне. Опираясь на имеющиеся знания, большинство ребят скажут, что нет. Ученикам будет интересно узнать о жабе чесночнице, которая  живёт в пустыне.
Целью данного этапа является пробуждение интереса и желания принять участие в занятии, т.к. участие в уроке вхождения в день добровольное и ученик в любой момент может прекратить своё участие в ходе этого урока и выбрать себе другое занятие по интересам (рисование, чтение).
7) Чтение энциклопедии. Если мы что-то не знаем, то можем узнать в энциклопедии. Учитель читает статью из энциклопедии. Хочу особо подчеркнуть, что именно читает, а не рассказывает. Это необходимо для того, чтобы ученики получили практическое подтверждение, что очень многое можно узнать самому, если читать энциклопедию. Это учит детей обращаться самим к справочной литературе. Энциклопедии должны быть детскими (к счастью, их сейчас много) и статьи в них интересными и доступными для ваших детей. Если все необходимые сведения не удалось найти в одной книге, то учитель составляет необходимый рассказ, вкладывает текст в энциклопедию и читает его.
8) Игра 2. Игра дидактическая или на сотрудничество.
9) Работа в группах. На данном этапе дети в группах выполняют различные практические задания по теме занятия. Целью данного этапа является развитие умения согласовывать свои желания, сотрудничать для достижения цели.
10) Рефлексия. На данном этапе учитель нацеливает детей на то, чтобы они поделились полученными знаниями с теми детьми, которых не было на занятии; рассказали бы о том, что узнали своим родственникам. Надо постараться сделать так, чтобы у учеников возникло чувство гордости и радости оттого, что они узнали новое. На этом этапе учитель спрашивает у детей, что ещё по этому вопросу они хотели бы узнать. Это позволит спланировать работу. Мы чаще всего планируем работу по одному вопросу на неделю.

Литература:

  1. http://www.koipkro.kostroma.ru