Самосовершенствование воспитателей дошкольных образовательных учреждений

МБДОУ "Детский сад №2 с. Янтиково", Чувашская Республика, Янтиковский район

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Павлова Т.Н. Самосовершенствование воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030005.html (дата обращения: 25.03.2019 ).

 

Современная педагогика исходит из того, что наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. В ней человек стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание. Одним из способов поддержки индивидуальности выступает профессиональное самоутверждение. Особую значимость проблема самоутверждения приобретает в первое десятилетие ХХI века, в период социально-экономических изменений и преобразований в России. На сегодняшний день кризис системы отношений "человек-общество" влечет за собой утрату человеком чувства стабильности, веры в собственные силы, а порой и желания профессионально самосовершенствоваться. Это имеет отношение к профессиям, связанным с педагогической деятельностью.

Самоутверждение является условием, фактором профессиональной эффективной самореализации человека в профессии. Под профессиональным самоутверждением понимается процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психологических возможностей. Это сложный, многоэтапный процесс, протекающий в единстве с педагогической деятельностью, выполнением профессиональных функций, он не может быть ограничен каким-то одним этапом, а занимает весь период активной трудовой деятельности.

На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются соответствующие цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными "ресурсами", интересами, потребностями и ценностными ориентациями. Процесс профессионального самоутверждения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Он не ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной частью личностного самоопределения в целом. Наиболее очевидными показателями профессионального благополучия специалиста являются количественные и качественные характеристики его профессионального самоутверждения. Таким образом, изучение самоутверждения дает большой объем информации о профессиональном благополучии специалиста и делает возможным создание эффективной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Главными структурными составляющими профессионального самоутверждения являются профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения, которые интегрируются в качестве своеобразных иерархических структур на разных этапах овладения профессией.

Изучение профессионального самоутверждения представляется наиболее важным именно в педагогической деятельности, поскольку она зависит от тех свойств личности, которые влияют на специфику самоутверждения в профессиях системы "человек – человек". Особенности самоутверждения воспитателя дошкольного образовательного учреждения определяют практически все характеристики его деятельности, оказывая существенное влияние на формирование личности воспитанников. Акцентирование внимания на личностно-профессиональном развитии воспитателей и средствах, его обеспечивающих, определило целесообразность обращения к использованию потенциала профессионального самоутверждения при повышении квалификации педагогических кадров.

Педагогическая поддержка личностно-профессионального развития воспитателя в ходе повышения квалификации осуществима через реализацию ряда педагогических усло- вий, в числе которых мы в первую очередь обращаемся к педагогическому феномену образовательной среды. Большое внимание изучению образовательной среды уделял В.А. Сухомлинский, подчёркивая её побуждающий к активной деятельности, развивающий и развивающийся характер. Именно активность образовательной среды, "погружение" в образовательный процесс, самостоятельный выбор образовательной траектории воспитателями несёт в себе высокую вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности или будет способствовать стабилизации уже имеющейся системы, или укрепит сознание собственной компетентности, словом, в зависимости от этапа, цикла развития или степени зрелости личности, как сложной гуманитарной системы, будет происходить её саморазвитие и самоутверждение. Традиционная система повышения квалификации организована таким образом, что воспитатель не занимает в ней активную позицию, выступая лишь объектом массового повышения квалификации.

Усиление важнейшего источника развития личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, актуализация им всех потенциальных возможностей своего "Я" в его целостности, становится в настоящее время главной задачей курсов повышения квалификации. Базовое педагогическое образование – лишь отправной пункт в непрерывном, "пожизненном" процессе становления педагога, стремящегося быть настоящим профессионалом высочайшего уровня, испытывающего внутреннюю потребность в исследовательской, инновационной работе. Основой становления воспитателя является саморазвитие, постоянный труд души человека. Включение воспитателя в процесс постоянного саморазвития – центральная задача институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Значимым становится не только и не столько обеспечение функционирования педагогических кадров (достраивание профессионализма, оснащение его средствами в соответствии с достигнутым уровнем), но и поддержка их развития, освоение и насыщение современных наукоемких технологий педагогическими средствами; поддержка становления нового качества профессионализма.

Вместе с тем существующие представления о закономерностях личностно-профессионального развития в процессе профессионализации воспитателя, о его профес сиональной активности и самореализации дают основания сделать вывод о необходимости педагогического обеспечения поддержки профессиональной инициативы воспитателя ДОУ в повышении квалификации. Это педагогическое обеспечение может рассматриваться как внешние условия, детерминирующие само изменения, которые проявляются в целенаправленной выработке воспитателем у себя качеств, в совокупности определяемых как готовность к инициативному совершенствованию и преобразованию профессиональной деятельности и самого себя, к реализации инициативы, свидетельствующей о проявлении субъектности воспитателя в его профессионально-личностном бытии и развитии.

Анализ условий, направленных на обеспечение продуктивной профессиональной активности педагога, на реализацию потребностей педагога в становлении его как субъекта личностно-профессионального развития и являющихся практической реализацией существующих научно-методических рекомендаций, позволил выявить противоречия:

  • между стремлением воспитателя дошкольного образовательного учреждения к актуализации индивидуального потенциала профессионализма и недостаточным владением способами саморазвития и профессиональной самореализации, обеспечивающими его личностно-профессиональное развитие;
  • между возможностями инициативы, активности, самоутверждения педагога как способа его личностно-профессионального развития и недостаточной разработанностью условий ее включения в процесс повышения квалификации, ориентированный на поддержку процессов развития образования и профессионализма педагогов.

Выявленные противоречия и определяют проблему, которая состоит в недостаточной научной разработанности процедур и условий включения профессиональной активности, профессионального самоутверждения воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процесс повышения квалификации, направленный на их личностно-профессиональное и культурное развитие.

Таким образом, смысл и сущность педагогической поддержки самоутверждения и личностно-профессионального развития воспитателей дошкольных образовательных учреждений, ставшего на путь научного поиска, могут быть сведены к следующему: в условиях системы дополнительного образования такая поддержка осуществляется через создание совокупности педагогических условий, детерминирующих внутренние условия для саморазвития личности воспитателя дошкольного.

Литература:

  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: Спец Лит, 2010.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.
  3. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,2005. – 165 с.