Зубова Любовь Александровна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 410", г. Нижний Новгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Зубова Л.А. Семинар-практикум для воспитателей групп дошкольного возраста «Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ»// Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 2425294
Здравствуйте, меня зовут Зубова Любовь Александровна, я работаю в детском саду № 410, в должности воспитателя. Вашему вниманию я представляю сообщение на тему «Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с семьями воспитанников» (слайд 1).
Семья и детский сад – это две важные структуры для развития ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Семья – это самая первая ступень воспитания растущего человека, где он учится любить, радоваться, сочувствовать.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования и в ФГОС ДО, большое влияние уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. В пункте 14.2 ФОП ДО представлена одна из задач, которая отражает взаимодействие с семьями воспитанников «…обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности…».
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада Работа с семьями воспитанников – это очень сложная и важная часть деятельности педагогов. И порой с родителями работать даже сложнее, чем с детьми. В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.
Дистанционное общение педагогов и родителей становится партнёрскими взаимоотношениями. Родители и педагоги, через интернет-ресурсы советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше поступить. Формальное общение исчезает, и как результат – новое отношение родителей к детскому саду и оценка его деятельности (слайд 2).
Цель: создание единого пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (слайд 3).
Задачи:
Какие же существуют формы дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников?
Это такие формы как (слайд 4):
Давайте, поговорим о каждой из них.
Одна из самых известных и важных форм взаимодействия с семьями воспитанников – это сайты Учреждения или сайт воспитателя. Мы сегодня поговорим о сайте воспитателя. Мною создан сайт в образовательной социальной сети ns.portal. На своем сайте я публикую информацию не только для своих коллег, но и для родителей (законных представителей). Консультации, памятки, рекомендации, картотеки игр, которые помогут родителям (законным представителям) организовать свой досуг с ребенком в свободное время.
На сайте есть раздел обратной связи, однако родители (законные представители) не пользуются данным разделом. Получается, что связь одностороння, да и многим родителям все же удобнее знакомится с информацией там, где они проводят достаточно времени. Например, в мессенджере «Telegram» (слайд 5).
Мессенджеры – это программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями. В нашей группе активно используется мессенджер Telegram. Создан чат с названием нашей групп «Солнышко». В чате мы размещаем объявления, анкеты, опросы, информацию о проведенных мероприятиях в группе с детьми, например: фестивали стихов, «Праздник осени», конкурсы, «Веселая зарядка» информация наши наблюдения, интересные высказывая детей о своих родных, видеоролики к праздникам День семьи, День матери. День отца и т.д. Таким образом, родители (законные представители) могут получать информацию от воспитателя, общаться виртуально, не выходя из дома, что позволяет не терять связь между семьей и детским садом.
Почему именно Telegram? Очень просто!
Telegram может работать одновременно на нескольких устройствах. Родителям (законным представителям) не нужно иметь приложение на телефоне, чтобы пользоваться Telegram на компьютере.
Telegram хранит все данные в облаке, а не в памяти телефона.
Ключевые достоинства родительских групп и чатов.
Настройки разрешённого контента: можно установить запрет на определённый тип сообщений − например, на отправку стикеров или ссылок. Или вообще запретите писать всем, кроме администраторов − так тоже можно.
Мессенджеры помогают наладить обратную связь, то есть любой родитель (законный представитель) может задать вопрос в письменной форме и получить онлайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему аспекту (слайд 6).
Однако, в дистанционном взаимодействии с родителями в мессенждерах, кроме множества плюсов, имеет и минусы.
Необходимо обратить особое внимание на пресечение публичных негативные высказываний родителей в родительских чатах или в комментариях под постом на официальной странице детского сада в социальных сетях.
Наиболее значимым правилом – никаких оскорблений, даже косвенных, ведь негативные высказывания родителей в родительских группах или в комментариях под постом на официальной странице детского сада в социальных сетях согласно статье 5.61. «Оскорбление» КоАП РФ может стать основанием для судебного разбирательства и наложением штрафа.
Как же правильно выстраивать свое общение с родителями (законными представителями)? Сейчас я Вас расскажу, как это делаю я.
Сегодня, общение родителей и педагогов претерпело сильные изменения. Долгое время, родители не могли присутствовать на детских праздниках, утренниках, родительские встречи перешли в дистанционный формат, а живое общение заменила переписка в сети. Нам, воспитателям, важно не потерять нить, которая связывает нас и родителей, продолжать строить партнерские отношения, основанные на доверии и взаимовыручке, все это возможно если соблюдать простые правила по бесконфликтному общению (слайд 7).
Следующей формой дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников является видеоконференции (родительские собрания.) При помощи сервиса беспроводного взаимодействия, разработанного компанией Zoom Video Communications у нас есть опыт проведения родительских собраний и мастер-классов. Эта форма работы широко применялась в период пандемии по короновирусной инфекции, когда все находились на карантине.
Подготовка к ним осуществлялась так же, как и к обычным мероприятиям с родителями (законными представителями): презентация, конспект родительского собрания. Заранее продумывались актуальные вопросы. Подготавливались мастер-классы.
Конечно, у дистанционных родительских собраний есть небольшой ряд преимуществ, например, экономия времени, удобный формат (можно выходить в конференцию из дома, машины или офиса), большой охват слушателе (могут присоединиться оба родителя и даже бабушка с дедушкой), что позволяет достичь большей оперативности во взаимодействии, сделать родителей более активными участниками в жизни ребенка и повысить удовлетворенность от собраний. Большой плюс дистанционного проведения собрания – это возможность приглашения интересных специалистов по теме собрания, которые не просто смогут познакомить родителей с актуальной информацией, но и ответить на все вопросы (слайд 8).
Однако, в дистанционном родительском собрании есть ряд существенных минусов.
Давайте вместе с Вами еще раз выделим плюсы дистанционного формата взаимодействия с родителями (слайд 9):
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. Именно поэтому, дистанционные формы сотрудничества позволяют увеличить количество родителей, включенных в жизнь детского сада, проявляющих стремление совместно выявлять, осознавать и решать проблемы в воспитании детей (слайд 10).
Приложение 1
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
«Правила общения с родителями
(законными представителями) в месенджерах»