Формирование гражданской позиции на уроках в начальной школе

Савина Ольга Валерьевна

Учитель, МБОУ "Школа № 5", г. Нижний Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Савина О.В. Формирование гражданской позиции на уроках в начальной школе // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 2424684


  

Актуальность исследования

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

Объект исследования: Процесс воспитания патриотизма

Предмет исследования: Уроки в начальных классах

Методы исследования: Наблюдение, анкетирование, анализ учебных программ

Научная новизна: Исследование эффективности методов воспитания патриотизма в начальных классах

Цель проекта: изучить и оценить эффективность методов воспитания патриотизма на уроках начальных классов

Проблема: Недостаточная эффективность существующих методов воспитания патриотизма у детей

Целевая аудитория: Учителя начальных классов, педагоги, родители

Задачи проекта:

  1. Изучить существующие методы воспитания патриотизма на уроках начальных классо
  2. Оценить их эффективность и проблемы
  3. Предложить рекомендации по улучшению методов воспитания патриотизма

Теоретические основы формирования гражданской идентичности младших школьников

Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы).

В первую очередь, у ребенка в этом возрасте происходят изменения выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В это время школа становится одним из главных компонентов в системе воспитания подрастающего поколения. В воспитании младших школьников доминирующей стороной является нравственное воспитание: дети овладевают простыми навыками нравственности, учатся следовать им в определенных ситуациях. Тесно связан с нравственным воспитанием учебный процесс.

Многие ученые считают, что гражданская идентичность является высшей степенью нравственного развития личности.

В начальной школе формируются основные ценности морали и нормы человеческого поведения. На данной ступени у младших школьников формируются представления о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и ценности личности других людей, а также прививается любовь к своей Родине и уважение к истории своего Отечества. В младшем школьном периоде воспитывается уважение и терпимость к людям, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов

В младшем школьном возрасте достаточно сильно формируется личность. Для этого времени характерны новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, включение ребенка в систему коллективов. Что в последствии повлияет на:

  • формирование и закрепление новых отношений к людям и коллективу, а также к учебе и обязанностям связанных с ней;
  • формирование характера и силы воли;
  • расширение круга интересов;
  • развитие способностей.

Система работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включает в себя три основных компонента.

Знания или когнитивный компонент направлен на передачу знаний о российской истории, культуре и государственности. Однако, в рамках дискурсивно-оценочной парадигмы, учащиеся не просто получают информацию, но и участвуют в её осмыслении, обсуждении и критической оценке. Они учатся публично оценивать и обсуждать исторические и современные события, что позволяет выработать необходимое чувство гордости за Отечество в прошлом и настоящем. Причём, это совместная работа школы и государства. Если в школе будут убеждать в том, что государство проводит нравственную политику, а по факту дети видят иное, безнравственное отношение власти к населению страны, рост цен, снижение качества жизни, то ни о какой гражданской идентификации говорить не придётся. Нужно единства слова и дела. Школа отражает то, что делает государство. Поэтому важно проводить нравственную политику, никому не вредить и созидать для граждан, решать их вопросы быстро и ответственно. Остановить снижение уровня жизни людей – первостепенная задача. Решается она путём дисциплинирования государственных служащих всех уровней путём визуализации обратных социальных связей.

Обратная социальная связь – ответная реакция граждан на воздействия, осуществляемые на них со стороны социальных субъектов.

Эмоциональный компонент отвечает за формирование чувства гордости за свою страну и осознание себя частью гражданского общества. Эмоции играют ключевую роль в формировании устойчивой гражданской идентичности. Важным элементом этого компонента является вовлечение школьников в эмоционально насыщенные практики, такие как празднование государственных праздников, участие в культурных и патриотических мероприятиях. Это позволяет укрепить эмоциональную связь с обществом и государством, формируя ценностные установки на уровне личных переживаний.

Умения давать оценку и обсуждать исторических деятелей формируется в дискурсивно-оценочном процессе. В рамках дискурсивно-оценочного подхода учащиеся оценивают и обсуждают социально-значимые решения прошлого и настоящего при участии должностных лиц органов власти, чтобы дети чувствовали близость власти, видели и чувствовали её умных и доброжелательных представителей.

Для успешного внедрения модели формирования российской гражданской идентичности в школьное образование необходим чёткий алгоритм действий, который поможет учителям последовательно интегрировать гражданско-патриотическую тематику в образовательный процесс. Этот алгоритм основан на дискурсивно-оценочной парадигме и традиции советской школы – формировании знаний, умений и навыков.

Разработка учебных планов.

Первый шаг для учителей − разработка учебных планов, которые учитывают специфику формирования гражданской идентичности на уроках. Учебные планы должны быть структурированы таким образом, чтобы каждый урок или серия уроков включали элементы, направленные на развитие когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов. Рекомендуется предусмотреть время для проведения дискуссий, анализа исторических событий и рефлексивных заданий, которые позволят учащимся оценивать происходящее с точки зрения их гражданской позиции.

Использование исторических примеров.

Важнейшей частью образовательного процесса является использование исторических примеров, которые способствуют осмыслению гражданских ценностей. История России богата событиями, которые можно использовать для формирования положительных примеров гражданского поведения, патриотизма и социальной ответственности. Важно, чтобы эти примеры были представлены не в виде статичных фактов, а через анализ и обсуждение. Учителя должны побуждать учащихся к самостоятельному осмыслению тех или иных исторических ситуаций, к поиску связей между прошлым и настоящим, а также к оценке того, как опыт предков может быть применим в современной жизни.

Интеграция гражданско-патриотической тематики в уроки.

Следующий шаг − интеграция гражданско-патриотической тематики не только на уроках истории, но и на других дисциплинах. Уроки литературы, обществознания, географии могут содержать элементы, направленные на развитие гражданской идентичности. Например, на уроках литературы можно анализировать произведения, где поднимаются темы долга перед Родиной, патриотизма, гражданских обязанностей. Важно, чтобы эта интеграция была не формальной, а связанной с реальной жизнью учащихся. Школьникам должно быть понятно, как гражданские ценности проявляются в повседневной жизни, и какие действия они могут предпринять для их реализации.

Проведение гражданских и социальных проектов.

Одним из ключевых шагов является организация и проведение социальных проектов с гражданско-патриотической тематикой. Это могут быть мероприятия в рамках школьного самоуправления, общественные акции или участие в культурных мероприятиях. Такие проекты позволяют учащимся проявить активную гражданскую позицию, и что важно, приобрести рефлексивный опыт взаимодействия с обществом. Учителям рекомендуется разработать и внедрить практические задания, где школьники будут принимать активное участие, вырабатывая умения не только мыслить, но и действовать как граждане.

Создание пространства для рефлексии.

Важно, чтобы у учащихся была возможность осмыслить свои действия и их последствия, что в полной мере соответствует дискурсивно-оценочной парадигме. В конце каждого учебного блока или проекта необходимо выделить время для рефлексии, обсуждения полученного опыта, оценки собственного вклада в общее дело. Учителям рекомендуется организовывать дискуссионные площадки, где школьники смогут обсуждать свои взгляды, формировать личные ценности и делиться мыслями о гражданской идентичности.

Для эффективного внедрения модели формирования российской гражданской идентичности важно грамотно организовать структуру уроков. Каждое занятие должно способствовать развитию у школьников гражданской позиции через активное вовлечение в процесс обучения, стимулирующий их рефлексию, анализ и участие в проектной деятельности. Ниже представлены ключевые рекомендации по организации уроков.

Формы патриотического воспитания младших школьников

1. Беседа - метод убеждения

Его цель: формирование у детей гражданских и патриотических идей; объяснение норм и правил поведения, характера и общения в обществе; обсуждение и анализ поведения учащихся класса и жизни коллектива. Материалом для диалога могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т. д.), текущие события (класса, школы, страны), вопросы, интересующие детей.

2. Классный час - одна из основных форм учебной деятельности Учебная аудитория - основная форма деятельности, способствующая формированию системы отношений между учащимися и окружающим миром. Занятия в классе выполняют три функции. Образовательная функция - расширение знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране и мире, расширение их знаний в области человеческих отношений. Темы для обсуждения должны быть актуальны для современности и понимания мира. Темой обсуждения может быть любое явление из жизни.

3. «Информационный час» − одна из самых эффективных форм гражданско-патриотического воспитания

Основной целью «Информационного часа» является информирование учащихся младших классов о событиях и важных явлениях общественно-политической жизни страны, города, области, села. Кроме того, «Час информации» призван расширить знания детей об окружающем мире, научить их работать с периодическими изданиями, развить интерес к событиям в стране, сформировать привычку читать детские газеты. Час информации» решает задачи образования (учащиеся узнают о событиях в мире и стране, о жизни и событиях своих сверстников, расширяют свой кругозор), воспитания (граждан, патриотов, общественных активистов) и развития (мыслительных навыков, коммуникативных навыков, навыков устной и письменной речи).

4. «Устный дневник» − это серия коротких сочинений (страниц), написанных учениками начальной школы на различные темы из своей жизни и жизни группы детей.

Его цель - научить детей выступать перед группой, формировать свое мнение, работать в группах, расширять кругозор и обрабатывать журналистский материал. Ученики начинают с того, что договариваются о теме, которую они хотят «опубликовать» в журнале, и о том, сколько места они хотят отвести под нее. Комиссия по делам распределяет страницы в соответствии с пожеланиями групп.

5. Выездные экскурсии используются в образовательной деятельности как форма учебной или внеклассной работы.

Учителя выбирают эту форму, когда учащимся необходимо познакомиться с физическими объектами в реальной и природной среде. Экскурсии - это и знакомство, и активное взаимодействие с предметами, объектами и явлениями в природной, социальной и культурной среде. Особую роль экскурсии играют в гражданском и патриотическом воспитании. Благодаря экскурсиям дети знакомятся с историей своей страны, культурой, обычаями и традициями своего народа. Выездные экскурсии расширяют кругозор детей, знакомят с техническими и архитектурными достижениями, дают им возможность почувствовать себя частью природного, культурного и социального пространства. В рамках гражданско-патриотического воспитания организуются экскурсии в музеи, на выставки, на производственные объекты, на природу и в города.

6. Путешествие − это экскурсия.

Разница в том, что она реальная или воображаемая и в ней нет гида. В путешествии все участники играют свою роль. Им приходится искать необходимые материалы, продумывать форму презентации и разрабатывать маршрут. Путешествие обычно характеризуется интересным сюжетом, разворачивающимся на глазах у детей, которые являются главными действующими лицами.

7. «Праздник» − это специальное учебное произведение.

Праздник − это коллективное творческое произведение, характеризующееся радостью и эмоциями. Для него характерно следующее:

  • во-первых, в его основе лежит радость и положительные эмоции.
  • во-вторых, разнообразием детской деятельности и единством воспитательной работы по разным направлениям.
  • в-третьих, праздники, как правило, требуют тщательной подготовки. Это связано с тем, что праздники организуются по заранее подготовленным участниками сценариям.

8. Игра − важнейшая сфера жизнедеятельности детей и эффективный метод развития.

Патриотическое воспитание учащихся средней школы немыслимо без разработки и элементов игр. Поэтому необходимо шире использовать игры для формирования у детей ценностного отношения к своей Родине, ее истории и культуре, ее людям, традициям, обычаям и искусству. В процессе патриотического воспитания можно использовать самые разнообразные игры. Познавательные игры помогают увлечься изучением жизни и истории страны. Они облегчают умственную работу, необходимую для познавательных процессов.:

9. Коллективные творческие дела.

В ходе КТД дети приобретают опыт организации коллективной деятельности. В рамках патриотического воспитания можно организовать следующие мероприятия КТД: «Вопросы и ответы», «Встречи поколений», «Конкурсы рисунков (плакатов)», «А ну-ка, парни! Машина времени», «Военные игры», «Рассказы о забытых героях», «Мальчишки и девчонки военных лет», «Фестиваль дружбы» и др. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младших классов, используются следующие формы и методы.

  • локальные экскурсии и походы (краеведческие музеи, улицы города, памятные исторические места, православные храмы и т.д.)
  • коллективные творческие дела (например, «праздники русской матрешки)
  • праздники, связанные с памятными датами («День защиты Отечества», «День Победы»),
  • устные журналы («Страницы из истории нашего города», «Названия дорожных знаков», «Славные аллеи»),
  • рисунки и поделки. «Страницы истории нашего города», «Названия дорожных знаков», «Аллея почета»),
  • выставки фотографий и поделок («Посмотри, чем живет твой край», «Город в прошлом, настоящем и будущем», «Профессии родителей», «Сады», «Город в будущем»). », «Все в сад»). ),
  • викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?»), «Город в прошлом, настоящем и будущем», «Занятия родителей», «Все в сад».
  • Викторины и конкурсы ("Знаешь ли ты свой город?», «История края, где ты вырос», «Профессии людей в городе»),
  • конкурсы проектов («Озеленим свой сад», «Как очистить свой город», «Семейные рекорды»),
  • акции («Благотворительность», «Забота»), конкурсы и игры.
  • Программы («Сильная армия, непобедимая страна!») ), круглые столы ("Что такое город? ),
  • круглые столы («Что значит быть гражданином», «Наши права и обязанности», «На работе люди блещут»!

10. Формирование гражданской позиции через изучение патриотической литературы

Произведения патриотической направленности, изучаемые в школьном курсе литературы, представляют собой не просто исторические или художественные свидетельства, но и средства формирования нравственного и гражданского сознания. Образы литературных героев, их поступки, внутренние переживания и трагедия выбора позволяют читателю сопереживать, задумываться о долге, чести, любви к Родине. Чтение произведений, в которых раскрываются темы героизма, самопожертвования и верности идеалам, формирует у школьников эмоциональную сопричастность к истории страны и её народу.

Особое значение в школьной программе имеют произведения, посвящённые военной тематике. Литературные свидетельства о Великой Отечественной войне, такие как повести Бориса Васильева, стихи Константина Симонова, произведения Александра Твардовского, позволяют молодому поколению глубже понять историческое значение подвигов их предков. Эмоциональное переживание трагедий военного времени способствует воспитанию уважения к памяти погибших, осознанию важности защиты Родины и сохранения мира.

Патриотическая литература охватывает не только военную тематику, но и произведения, воспевающие любовь к родной земле, её природе, традициям и культуре. Произведения Александра Пушкина, Николая Некрасова, Сергея Есенина пробуждают у учащихся чувство гордости за своё наследие, прививают уважение к истории и языку, формируют национальную идентичность. Глубокие размышления о судьбе народа, его духовных исканиях и ценностях, присутствующие в произведениях русской литературы XIX–XX веков, помогают осмыслить, что патриотизм − это не только воинский подвиг, но и ответственность перед обществом, уважение к его традициям и стремление к его развитию.

Формирование патриотизма через литературу важно не только в рамках школьной программы, но и в контексте воспитательной работы. Включение патриотических произведений в обсуждения, классные часы, театрализованные постановки способствует закреплению полученных знаний и переживаний, делает процесс воспитания гражданственности более глубоким и личностно значимым.

Таким образом, патриотическая литература играет важную роль в формировании гражданской позиции школьников. Осмысление исторических событий, анализ морального выбора героев, эмоциональное переживание прочитанного способствуют развитию патриотических чувств, нравственных ориентиров и национального самосознания. Воспитание гражданственности через литературу − это не только передача знаний о прошлом, но и формирование активной жизненной позиции, основанной на уважении к истории своей страны и осознании своей ответственности перед будущим.

Заключение

В результате исследования мы пришли к выводу, что применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм патриотического воспитания, создание определенных организационно-педагогических условий позволят обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы, достигать положительных результатов.

Приведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания школьников подтвердил необходимость дальнейшего рассмотрения данной проблемы.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.

И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 

Литература:

  1. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. М.: Айрис–пресс, 2016. 192 с.
  2. Дергачев А.В. Рекомендации по внедрению модели формирования российской гражданской идентичности в школьное образование: Научный доклад. СПб.: Институт экологической культуры, 2025.
  3. Князева Н.И. Модель патриотического воспитания школьников в интеграции преподаваемых предметов русского языка и литературы, биологии, географии / Н.И. Князева, Е.Т. Грибанова // Молодой ученый. 2024. № 7 (506). С. 223–226.
  4. Юнкина А.А. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы // Молодой ученый. 2018. № 45 (231). С. 283-286.