Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР

Миндзяк Ирина Сергеевна
Эш Любовь Бениаминовна

Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида", г. Мончегорск, Мурманская область
Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида", г. Мончегорск, Мурманская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Миндзяк И.С., Эш Л.Б. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 2403245


  

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в работе, как в коррекционных, так и общеобразовательных группах детского сада, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья детей, помогают формированию гармоничной, творческой личности дошкольника.

Виды здоровьесберегающих технологий, которые мы используем в коррекционном процессе:

  • Артикуляционная и мимическая гимнастика.
  • Психогимнастика.
  • Релаксация.
  • Мелкая моторика, кинезиология.
  • Суд-Джок терапия.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Биоэнергопластика.
  • Массаж и самомассаж.
  • Гимнастика для глаз.
  • Физкультминутки.
  • Логоритмика.

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

  • Во время проведения утренней гимнастики.
  • В ходе образовательной деятельности.
  • Во время прогулки.
  • Перед сном и после сна.
  • Перед ужином.
  • В ходе совместной деятельности.

Мы хотим остановиться на использовании оздоровительных моментов психогимнастики и мимической разминки с детьми в ходе образовательной и совместной деятельности.

Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна быть частью их детства. Психогимнастика для детей представляет собой занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики.

Игры, упражнения, этюды по проживанию эмоциональных состояний.

1. Игра «Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти.

Описание игры: педагог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облака

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то Вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

– Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

– Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

- Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой

Такой мохнатый, маленький?

Летим, летим со мной.

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Н.А. Екимова

2. Игра «С платком»

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа надругой.

Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

  • бабочку;
  • принцессу;
  • волшебника;
  • бабушку;
  • фокусника;
  • человека, у которого болит зуб;
  • морскую волну;
  • лису.

После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»

3. Игра «Угадай настроение»

Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

Описание игры: дети садятся в круг. У педагога в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»

4. Игровое упражнение «Посочувствуй другому»

Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.

Описание игры: упражнения выполняются в парах. Педагог задает разнообразные ситуации.

  • Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
  • Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
  • Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
  • Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку?).
  • Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком.
  • Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит, разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие).

Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.

5. Игровое упражнение «Я и мое настроение»

Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлен, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

Однажды я испугался…

6. Игровое упражнение «В центре круга»

Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ощутить эмоциональное удовлетворение собой и дружескую поддержку.

Описание: дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается воспитателем или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.

Примечание: это игровое упражнение рекомендуется проводить в течение длительного периода, чтобы у каждого ребенка была возможность побывать в центре круга.

Каждый день, сами того не осознавая, дети делают мимическую гимнастику: улыбаются, удивляются, обижаются, злятся, корчат рожицы, хмурятся и снова улыбаются. Мы называем такую гимнастику – «Зарядка для настроения» и проводим её каждый день. Мимическая гимнастика снимает напряжение мышц лицевого аппарата, служит развитию памяти и внимания, и конечно развивает в целом артикуляционный аппарат. Во время мимической гимнастики у детей развивается способность произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль.

Игровые упражнения, направленные на развитие мимических поз, выражающих определенное эмоциональное состояние.

  • Комплекс Н.В.Нищевой
  • Капризуля

Капризуля Наша Люба,

Как карась надула губы,

Говорит карась большой:

-Дуться так не хорошо!

Учимся надувать губы. Выражение лица капризное. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Вновь повторяем упражнение 3-5 раз.

  • Мама сердится

Не хотела Маша каши

Рассердилась мама наша

Брови хмурила вот так

Каша – это не пустяк

Учимся хмурить брови. Выражение лица сердитое. Если упражнение не получается, сдвигаем брови к переносице указательными пальцами. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

  • Пион

Мы увидели пион,

Как чудесно пахнет он!

Воздух носом втянем дружно,

Нам цветок понюхать нужно!

Учимся втягивать ноздри, делая глубокий вдох носом. Плечи при этом не поднимаются, выражение лица довольное. Если не получается, можно поднести к носу приятно пахнущий цветок или фрукт. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

  • Комплекс по Григоренко:

«Спокойный»: мышцы лица в спокойном состоянии, расслаблены.

«Грустный»: брови сведены к переносице и немного приподняты; углы губ опущены; мышцы крыльев носа слегка напряжены (состояние, как перед плачем).

«Радостный»: широкая улыбка, глаза слегка прищурены.

«Удивленный»: лицо вытянуто; брови высоко подняты; глаза широко открыты; рот открыт, губы округлены как при произнесении звука [О].

«Хитрый гном»: глаза прищурены; губы сомкнуты, углы губ напряжены и слегка растянуты в стороны – «хитрая» улыбка.

  • Игровые упражнения, направленные на развитие способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные мышцы лица. (Напряжение – в течение 2-3 секунд, затем – полное расслабление).

«Тигр»: зубы сомкнуты с напряжением; губы раскрыты, напряжены, углы губ растянуты в стороны – «оскал»; мышцы нижней̆ части лица сильно напряжены.

«Свинка»: нос сморщен, крылья носа напряжены – «пятачок».

«Сова»: брови высоко подняты; глаза очень широко открыты – «выпучены».

  • Упражнения, направленные на развитие способности совершать произвольные дифференцированные движения симметричными мимическими мышцами.

«Закрывание и открывание глаз»

Выполнение упражнения:

  • сильно зажмурить и открыть глаза;
  • медленно закрывать и открывать глаза;
  • поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз;
  • поочередно подмигивать правым и левым глазом.

«Надувание щек»

Надуваем щеки:

  • «помидоры-толстяки» — надуваем щеки;
  • «петрушки-худышки» — втягиваем щеки;
  • округлить рот как при произнесении звука «о»;
  • вытянуть губы трубочкой;
  • сморщить нос и шепотом сказать «фу»;
  • улыбнуться, показав сомкнутые зубы

Выполнять упражнения с ребенком (или группой детей) можно в игровой форме. Игра заинтересует их больше, чем простое выполнение движений перед зеркалом. Сегодня я хочу представить вашему вниманию несколько таких игр.

«Свет мой, зеркальце, скажи»

Ребята становятся лицом друг к другу по двое. Педагог читает предложение или стих и предлагает выражать мимикой суть прочитанного. Так дети учатся показывать эмоции, видят, как это делают другие.

Вопросы после игры:

Какую эмоцию вам было изобразить сложнее всего? А какую легче?

Немое кино

Игра «Немое кино» также возможна в нескольких вариациях:

Педагог «превращается» в телевизор, у которого нет звука, и предлагает отгадать по его жестам и мимике, что он хочет сказать (хвалит, ругает, радуется, пугается, указывает на какой-либо предмет, просит принести или унести его, подзывает кого-то к себе или просит уйти). После этого дети и педагог меняются ролями.

Результаты использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение работоспособности, выносливости.
  • Развитие психических процессов.
  • Улучшение зрения.
  • Формирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Повышение речевой активности.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. А в свою очередь, здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

 

Литература:

  1. Бакунева Н.Г. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников / Образовательная социальная сеть nsportal. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/08/19/psihogimnastika-kak-sredstvo-razvitiya-i (дата обращения: 29.01.2025).
  2. Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  3. Григоренко Н.Ю. Технологии коррекции произносительных и миофункциональных расстройств у детей с нарушениями строения и функций органов артикуляции. М., ПАРАДИГМА, 2023.
  4. Нищева Н.В. Веселая мимческая гимнастика. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  5. Нищева Н.В. Работа учителя-логопеда с семьями воспитанников: традиционные и инновационные подходы. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  6. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.