Как на Руси все играли от души: конспект игрового, познавательного занятия в подготовительной группе

Барбэрош Кристина Рудольфовна

Тьютор, МБДОУ "Детский сад" "Журавушка", Республика Крым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Барбэрош К.Р. Как на Руси все играли от души: конспект игрового, познавательного занятия в подготовительной группе // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 2402953


 

Если много узнаешь, то сильнее станешь

 

Цели: расширение культурных границ, активизация мыслительной деятельности ребёнка, развитие памяти, речи, воображения, воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Задачи:

  • пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории своего народа, традициям;
  • развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);
  • развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;
  • воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Материалы: Игра «Бирюльки», игра «Мельница», игра «Поймай мячик», игра «Камушки», игра «Волчек»

 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуете ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: В каком мы веке живем?

Дети: 21 век.

Воспитатель: Это век инновационных технологий, поэтому у каждого из нас есть сотовый телефон, микроволновая печь, электрический чайник. По – модному, они называются - гаджетами.

А когда то давным, давно этого ничего не было. И наша родина называлась Русь. Жили они в деревянных домах, воду носили с колодца. И они никогда не скучали. Как Вы думаете почему?

Дети: Они играли.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными настольными играми. Почему их называют народными?

Дети: Потому что их придумывал сам народ.

Воспитатель: Русские народные игры имеют многовековую историю они сохранились и дошли до наших дней. Старинными они называются, потому что предавались из поколения в поколенье. На улицах собирались и стар и мал. Хотите поиграть?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Благодаря темпераменту, энергии русских людей на Руси было большое количество подвижных игр. Но в тоже время ошибочно утверждать, что своих настольных игр не было. Сейчас мы узнаем в какие настольные игры играли наши предки.

Игра «Бирюльки». Выражение «играть в бирюльки» означает заниматься ерундой, но все же она замечательно развивала мелкую моторику, усидчивость и внимание. Название игры пошло от слова «брать».

На стол или пол высыпали кучкой бирюльки по очереди крючком доставали их из кучи. В том случае, когда куча разваливалась, ход переходил другому игроку.

На Руси существовало два вида игры в бирюльки – крестьянский и господский.

Крестьянские ребята играли в бирюльки из того, что было под рукой: лучинки, тонкие веточки, соломинки или травинки. Правила этой старинной игры чрезвычайно просты. Считалкой определялся, кто будет играть первым. Он зажимал в руке ровный пучок бирюлек, касаясь его нижним концом стола и резко разжимал ладонь. Бирюльки должны были лечь ворохом, желательно внахлёст в разные стороны. Задача того, чья очередь, вытаскивать из вороха по одной бирюлечке. Вынимать можно было руками или крючком. Главное – не шелохнуть другие палочки! В этом случае ход переходил к следующему игроку. Вытянутую правильно бирюльку игрок оставлял себе и мог сделать ещё ход. В конце игры считали число бирюлек у каждого. Кто больше достал бирюлек, тот и победил. В следующем коне он начинал игру.

Чем старше ребята, тем строже были правила. Например, тянущая рука должна быть навесу и придерживать её другой рукой нельзя. Да и сразу двумя руками вытягивать бирюльку было запрещено. Иногда запрещалось сходить со своего места или вставать со скамьи, чтобы не играть с удобной стороны.

Игра «Мельница». Настольная игра с простыми правилами и множеством возможных комбинаций. В эту игру играют по всему миру уже около 3000 лет.

Цель игры: выстроить три свои фишки в ряд по прямой линии. Каждый игрок берет себе по 9 фишек одного цвета.

Ход игры: каждый игрок по очереди выставляет по одной фишке на любой из свободных кружков. Как только игрок смог выстроить три свои фишки в ряд по прямой линии, он снимает с доски любую из фишек противника. Этот ряд из трех фишек одного цвета и называется «мельница».

После того, как игроки выставили все свои фишки на игровое поле, можно начинать ходить. Игроки по очереди передвигают свои фишки на соседние свободные кружки вдоль линий с той же целью – построить «мельницу». Как только у игрока образовался новый ряд из трех фишек – он забирает любую фишку соперника.

Если к концу игры у одного из игроков остается только три фишки, он получает преимущество. Во время своего очередного хода он может переставлять фишку на любой свободный кружок поля, независимо от линий, в то время как его соперник продолжает ходить по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки. Игра считается выигранной, когда противник не сможет построить «мельницу» - либо осталось только 2 фишки, либо у игрока нет возможности сделать ход.

Игрок может строить «мельницу» на одном и том же месте сколько угодно раз, но фишку соперника может снимать за эту «мельницу» - только 1 раз. Чтобы не запутаться, можете фиксировать те «мельницы», за которые уже снимались фишки, на листе бумаги. Если игрок за один ход построил сразу две мельницы – снимаются 2 фишки соперника.

Физминутка (Логоритмика): «Купим мы, бабушка, тебе курочку».

Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза)

Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.

 

Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)

Уточка: Та-та-та-та,

Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.

 

Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)

Индюшонок фолды-болды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купим мы, бабушка, себе кисоньку, (2 раза)

А кисонька мяу-мяу,

Индюшонок фолды - болды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

 

Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)

Собачонка гав-гав,

А кисонька мяу-мяу,

Индюшонок фолды-болды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

 

Игра «Волчек».

Способы игры в волчки.

Первый: играющие одновременно запускают все волчки, чей волчок вращается дольше всех тот и выиграл.

Второй: на столе расставляют любые имеющиеся предметы: шарики, чурочки, кубики и т.д. Волчки запускают по очереди, чей волчок собьет наибольшее число предметов, тот и выигрывает.

Третий: волчки запускают по очереди в воротца или между предметами, расставленные на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.

Четвертый: из цветной бумаги вырезают круги или квадраты – игровое поле. Играющие одновременно пускают волчки каждый на своем игровом поле. Чей волчок не сойдет с игрового поля, тот выигрывает.

Игра «Камешки». В России наиболее распространенным является название «камушки», из других русских названий игры известны следующие: каламушки, креллушки, голанцы, просферы, классический вариант часто именуется «жары».

Один камешек подбрасывали, а другой надо было успеть поднять с земли и поймать подброшенный. Правила усложняли по мере прохождения этапов. Так, на втором этапе игры надо было успеть поднять уже два камешка с земли и тогда поймать подброшенный, на третьем этапе – три, на четвертом – четыре поднять с земли и поймать летящий камешек. Из этих же камешков могли организовать и другую игру, когда их укладывали разными фигурами и выбивали каким – то одним.

Для игры в «креллушки» у каждого играющего должно быть пять камушков. Сначала определяют, кому начать игру. Для этого каждый играющий берет в свои руки камешки, подбрасывает вверх, затем быстро переворачивает руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. У кого на руке окажется большее количество, тот и начинает игру.

Варианты:

  1. Взять в руки пять камушков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
  2. Подбросить находящиеся в руки три камешка и поймать их, взяв со стола оставшиеся два камушка.
  3. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.
  4. Подбросить вновь четыре камешка вверх и поймать их, предварительно взяв со стола один камешек.

В эту игру играют по кругу соблюдая поочередность, если кто – то из играющих не смог выполнить какой то пункт, то право переходит к следующему игроку, и так по кругу. По тигра не вернется к проигравшему, который начинает игру с того пункта, на котором он сделал ошибку.

Игра воспитывает внимание, сосредоточенность, находчивость, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движения.

Игра «Поймай мячик». Бильбоке́ — игрушка; представляет собой шарик, прикреплённый к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд.

Старинная игра, которая развивает ловкость, глазомер, координацию движения, терпение.

 

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось? Чем мы сегодня с вами занимали? В какие игры играли? Какая игра больше всего Вам понравилась?