Попова Марина Иннокентьевна
Воспитатель, МДОБУ д/с №7 ЛГО, г. Лесозаводск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Попова М.И. Нетрадиционные формы работы с родителями: консультация для воспитателей // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 2402935
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была и остаётся актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Для успешного взаимодействия с семьями воспитанников мы стараемся сочетать и интегрировать традиционные формы взаимодействия с родителями (посещение семьи, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, диагностирование, родительские собрания, устные журналы и др.) с нетрадиционными.
Нетрадиционные формы работы с родителями делятся на 5 видов (где 5 вид является дополнительным):
Разберем подробнее каждый вид.
1. Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, обмен информацией через электронную почту и интернет-сайт ДОУ.
Не для кого не секрет, что в настоящее время у каждого учреждения есть своя социальная сеть, в которой можно добавить виджет «Пожелания и предложения». Это приложение способствует созданию обратной связи, в которой родители могут писать обращения со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или освещаются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
2. Познавательные формы знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
Помимо традиционных родительских собраний, бесед и консультаций сюда можно отнести:
«Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. Например: Конференция для мам «Поговорим о маме» или конференция для пап «Самый дорогой мой человек».
Организация различных новых форм работы с родителями
Видеотренинги, творческие отчеты, недели творчества, пропаганда опыта семейного воспитания, творческие игры, клубы и др.
Создание условий для эффективной работы с родителями
Семейная гостиная, библиотека, медиатека. Например, можно провести конкурс «Моя родословная». Для составления родословной семьи можно использовать медиатеку изготовления семейной газеты. Туда могут войти такие рубрики, как «Герб и девиз семьи», «Первые слова ребенка», «Любимые книги семьи», «Наши любимые блюда», семейные хобби и, конечно, семейные фотографии.
3. Досуговые формы работы с родителями помогают установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.
Совместные экскурсии, походы, пикники
Обязательно с участием детей и родителей. Во время таких мероприятий родители знакомятся друг с другом поближе, устанавливается неформальное общение. Походы и пикники приносят пользу и общему соматическому состоянию всех участников.
Мастер-классы
Мастер-класс – либо для родителей показывает педагог (например, мастеркласс по изготовлению парохода в технике оригами) либо родители показывают, как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах или выставках.
Дни рождения детей с привлечением родителей.
В праздничный день приходит мама, иногда с папой или бабушкой, они вместе с детьми смотрят семейный альбом, мама рассказывает случаи про своего ребенка, произошедшие в кругу семьи. Затем они садятся за стол, где уже готово угощенье.
Общение на таких праздниках между педагогом и родителями получается непринужденным и доверительным.
4. Наглядно-информационные формы используются для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
Родители могут активно проявлять свои творческие умения. Например, можно создать видеоролик на тему «Готовим вместе» и на родительском вечере поделиться с другими родителями, как можно проводить время с детьми с пользой.
Выпустить стенгазеты на различные темы «Играем вместе», «Наши питомцы», «Безопасный дом» и др.
Устроить фотовыставки «С бабушкой веселее», «Мамочка и я», «Наша семья» и др. В фотовыставках родители всегда активно участвуют, и дети с удовольствием рассказывают друг другу о том моменте, который запечатлён на фотографии.
5. Интерактивные формы работы используются для решения проблем, внедрения новых технологий в родительские собрания.
Семейный клуб - начинает свое существование с образования проблемы, которую необходимо решить совместными усилиями. От родительских собраний, где ведущую роль предназначалась назидательно-поучительной форме общения, клуб отличает построение отношений семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. По запросу родителей формулируется тематика встреч. Иногда семейные клубы могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, все зависит от тематики встречи и глубины решаемого вопроса. Например, очень важным в процессе успешной социализации ребенка, является усвоение ценностей на основе семейных традиций. Поэтому организация клуба «Азбука семьи» поможет перенять опыт организации традиционных семейных мероприятий от «Домашнего чаепития» до организации челленджей. В переводе с английского челлендж означает – вызов.
Челлендж по праву можно назвать одним из видов интерактивных игр. Все члены семьи на некоторое время становятся участниками увлекательных событий. Собравшимся на челлендж объявляются правила, раздаются тексты с заданиями. И объявляется старт. Но задания, конечно же, непростые. Практически всегда это какой-то сложный и запутанный рассказ, в котором нужно понять, что имеет значимость для участников, а что нет. Также в тексте присутствуют различные задания, головоломки, запутывающие детали и ещё очень много всего интересного.
Челленджи бывают разных видов – пешеходные, велосипедные, автомобильные. Кроме того, каждый из основных видов челленджей делится ещё на несколько подвидов. Это могут быть, например, игровые, знаковые, фоточелленджи и другие. Ничто не сближает родителей и детей, как совместно проведенное время, с зарядом положительных эмоций на длительное время.
Дискуссия - форма работы, стимулирующая формирование коммуникативной культуры, поскольку каждый участник свободно выражает свое мнение, при этом, не нарушая культуру общения. Ответственная роль в дискуссии отводится формулировке проблемы и вопросам.
Различают следующие формы дискуссии: круглый стол, симпозиум, дебаты.
Тематические акции.
Работа по тематическим акциям направлена на расширение педагогических знаний родителей по одной из образовательных областей программы дошкольной организации, например, на формирование ценностных отношений к родному городу, его истории.
Семейные олимпиады.
Данная форма организации спортивного досуга семьи, будет способствовать воспитанию культуры спортивного и здорового образа подрастающего поколения.
Инверсия.
Используя данный метод в работе с семьей, необходимо понимать, что означает это слово: отрицание - переворачивание смысла, замена «белого» «чёрным». Например, работая по теме «Страна вежливых слов», можем предложить взрослым составить ряд утверждений для детей, в которых необходимо выполнить действие наоборот: «В гости буду приходить, здравствуйте – не говорить; в гости буду приходить – здравствуйте всем говорить».
Родительский каталог − это своеобразный справочник для взрослых.
Каталоги могут быть разными: от советов по выбору детских игрушек, до собрания детских игр, например, содействующих усвоению норм поведения. Такая форма работы станет настоящим подспорьем для родителей, как в плане познавательного развития детей, так и их социального осведомления.
Цепочка противоречий.
Интересен метод построения цепочки противоречий тем, что отрицательные факты могут перейти в разряд положительных и наоборот. Данный метод зачастую используют при коллективных формах организации родителей, например, в семейном клубе.
Об эффективности нетрадиционных форм работы с родителями свидетельствуют:
Итак, семья и дошкольная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для социализации личности ребенка необходимо их взаимодействие, как важный фактор. Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями дошкольная организация реализует принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет педагогам значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям, содействуя принятию ребенка сверстниками, повышению его самооценки и статуса в детском коллективе, привитию общественно принятых моральных ценностей и норм поведения, формированию системы ценностей и мировоззрения.
Литература: