Нетрадиционные формы работы с родителями: консультация для воспитателей

Попова Марина Иннокентьевна

Воспитатель, МДОБУ д/с №7 ЛГО, г. Лесозаводск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Попова М.И. Нетрадиционные формы работы с родителями: консультация для воспитателей // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 2402935


 

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была и остаётся актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Для успешного взаимодействия с семьями воспитанников мы стараемся сочетать и интегрировать традиционные формы взаимодействия с родителями (посещение семьи, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, диагностирование, родительские собрания, устные журналы и др.) с нетрадиционными.

Нетрадиционные формы работы с родителями делятся на 5 видов (где 5 вид является дополнительным):

  1. Информационно-аналитические.
  2. Познавательные.
  3. Досуговые.
  4. Наглядно-информационные.
  5. Интерактивные.

Разберем подробнее каждый вид.

1. Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, обмен информацией через электронную почту и интернет-сайт ДОУ.

Не для кого не секрет, что в настоящее время у каждого учреждения есть своя социальная сеть, в которой можно добавить виджет «Пожелания и предложения». Это приложение способствует созданию обратной связи, в которой родители могут писать обращения со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или освещаются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

2. Познавательные формы знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

Помимо традиционных родительских собраний, бесед и консультаций сюда можно отнести:

«Круглый стол» с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. Например: Конференция для мам «Поговорим о маме» или конференция для пап «Самый дорогой мой человек».

Организация различных новых форм работы с родителями

Видеотренинги, творческие отчеты, недели творчества, пропаганда опыта семейного воспитания, творческие игры, клубы и др.

Создание условий для эффективной работы с родителями

Семейная гостиная, библиотека, медиатека. Например, можно провести конкурс «Моя родословная». Для составления родословной семьи можно использовать медиатеку изготовления семейной газеты. Туда могут войти такие рубрики, как «Герб и девиз семьи», «Первые слова ребенка», «Любимые книги семьи», «Наши любимые блюда», семейные хобби и, конечно, семейные фотографии.

3. Досуговые формы работы с родителями помогают установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Совместные экскурсии, походы, пикники

Обязательно с участием детей и родителей. Во время таких мероприятий родители знакомятся друг с другом поближе, устанавливается неформальное общение. Походы и пикники приносят пользу и общему соматическому состоянию всех участников.

Мастер-классы

Мастер-класс – либо для родителей показывает педагог (например, мастеркласс по изготовлению парохода в технике оригами) либо родители показывают, как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах или выставках.

Дни рождения детей с привлечением родителей.

В праздничный день приходит мама, иногда с папой или бабушкой, они вместе с детьми смотрят семейный альбом, мама рассказывает случаи про своего ребенка, произошедшие в кругу семьи. Затем они садятся за стол, где уже готово угощенье.

Общение на таких праздниках между педагогом и родителями получается непринужденным и доверительным.

4. Наглядно-информационные формы используются для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.

Родители могут активно проявлять свои творческие умения. Например, можно создать видеоролик на тему «Готовим вместе» и на родительском вечере поделиться с другими родителями, как можно проводить время с детьми с пользой.

Выпустить стенгазеты на различные темы «Играем вместе», «Наши питомцы», «Безопасный дом» и др.

Устроить фотовыставки «С бабушкой веселее», «Мамочка и я», «Наша семья» и др. В фотовыставках родители всегда активно участвуют, и дети с удовольствием рассказывают друг другу о том моменте, который запечатлён на фотографии.

5. Интерактивные формы работы используются для решения проблем, внедрения новых технологий в родительские собрания.

Семейный клуб - начинает свое существование с образования проблемы, которую необходимо решить совместными усилиями. От родительских собраний, где ведущую роль предназначалась назидательно-поучительной форме общения, клуб отличает построение отношений семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. По запросу родителей формулируется тематика встреч. Иногда семейные клубы могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, все зависит от тематики встречи и глубины решаемого вопроса. Например, очень важным в процессе успешной социализации ребенка, является усвоение ценностей на основе семейных традиций. Поэтому организация клуба «Азбука семьи» поможет перенять опыт организации традиционных семейных мероприятий от «Домашнего чаепития» до организации челленджей. В переводе с английского челлендж означает – вызов.

Челлендж по праву можно назвать одним из видов интерактивных игр. Все члены семьи на некоторое время становятся участниками увлекательных событий. Собравшимся на челлендж объявляются правила, раздаются тексты с заданиями. И объявляется старт. Но задания, конечно же, непростые. Практически всегда это какой-то сложный и запутанный рассказ, в котором нужно понять, что имеет значимость для участников, а что нет. Также в тексте присутствуют различные задания, головоломки, запутывающие детали и ещё очень много всего интересного.

Челленджи бывают разных видов – пешеходные, велосипедные, автомобильные. Кроме того, каждый из основных видов челленджей делится ещё на несколько подвидов. Это могут быть, например, игровые, знаковые, фоточелленджи и другие. Ничто не сближает родителей и детей, как совместно проведенное время, с зарядом положительных эмоций на длительное время.

Дискуссия - форма работы, стимулирующая формирование коммуникативной культуры, поскольку каждый участник свободно выражает свое мнение, при этом, не нарушая культуру общения. Ответственная роль в дискуссии отводится формулировке проблемы и вопросам.

Различают следующие формы дискуссии: круглый стол, симпозиум, дебаты.

Тематические акции.

Работа по тематическим акциям направлена на расширение педагогических знаний родителей по одной из образовательных областей программы дошкольной организации, например, на формирование ценностных отношений к родному городу, его истории.

Семейные олимпиады.

Данная форма организации спортивного досуга семьи, будет способствовать воспитанию культуры спортивного и здорового образа подрастающего поколения.

Инверсия.

Используя данный метод в работе с семьей, необходимо понимать, что означает это слово: отрицание - переворачивание смысла, замена «белого» «чёрным». Например, работая по теме «Страна вежливых слов», можем предложить взрослым составить ряд утверждений для детей, в которых необходимо выполнить действие наоборот: «В гости буду приходить, здравствуйте – не говорить; в гости буду приходить – здравствуйте всем говорить».

Родительский каталог − это своеобразный справочник для взрослых.

Каталоги могут быть разными: от советов по выбору детских игрушек, до собрания детских игр, например, содействующих усвоению норм поведения. Такая форма работы станет настоящим подспорьем для родителей, как в плане познавательного развития детей, так и их социального осведомления.

Цепочка противоречий.

Интересен метод построения цепочки противоречий тем, что отрицательные факты могут перейти в разряд положительных и наоборот. Данный метод зачастую используют при коллективных формах организации родителей, например, в семейном клубе.

Об эффективности нетрадиционных форм работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Итак, семья и дошкольная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для социализации личности ребенка необходимо их взаимодействие, как важный фактор. Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями дошкольная организация реализует принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет педагогам значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям, содействуя принятию ребенка сверстниками, повышению его самооценки и статуса в детском коллективе, привитию общественно принятых моральных ценностей и норм поведения, формированию системы ценностей и мировоззрения.

 

Литература:

  1. Аверьянова Е. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи // MAAM.RU: международный образовательный портал. URL: https://www.maam.ru (дата обращения: 23.01.2025).
  2. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. М.: Айрис-пресс, 2009. 128 с.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010. 80 с.
  4. Карих М.А. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и сем Интерактивные формы взаимодействия с семьей // nsportal.ru: образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 23.01.2025).
  5. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО, 2018. 128 с.
  6. Фалькович Т.А., Обухова Л.Ф., Толстоухова Н.С. Нетрадиционные формы работы с родителями, 2005. 240 с.
  7. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. М.: Учитель, 2015.
  8. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями, 2025. 181 с.