Развитие социальной активности через духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями

Кошурникова Ольга Анатольевна

Учитель, КОГОБУ ШИ ОВЗ № 1, г. Белая Холуница

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кошурникова О.А. Развитие социальной активности через духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 2401855


 

Детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, дать возможность проявлять свои лучшие качества. Это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации.

Для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Следовательно, только внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению – составная часть единого образовательного пространства. Она является определенным «рабочим полем», имеет определенную структуру и направления воздействия, складывающиеся из следующих блоков:

1 блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы; («ЗАТО» свои плохие черты, а потом найти что-то хорошее в себе- Я ленюсь, зато я бегло читаю. «Громоотвод»-всё хорошее, плохое написать на бумаге)

II блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компонентным элементом, а окружающей сферой;

III блок – социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка посредством развивающих занятий;

IV блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки) посредством разработки и апробации авторских программ по внеурочной деятельности.

Таким образом, внеурочная деятельность – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс с включением диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической, воспитательно-коррекционной, коррекционно-обучающей деятельности, реализуемый с группами детей, имеющих различные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создающий необходимые условия для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции в социум. Таким образом, социализация ребенка – конечная цель работы всего педагогического коллектива.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:

  • выдержанность общих целей и задач работы;
  • массовость, т.е. вовлечение большинства учащихся;
  • ее общественно-полезная направленность;
  • обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащимися видов внеурочной деятельности, учет их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.

Успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта способствуют различные виды деятельности. Наибольший интерес у детей вызывают игровые занятия. Игра имеет большое значение для развития детей и является любимым и понятным видом деятельности. Игры раскрепощают, объединяют детей, приучают к организованности посредством выполнения правил.

На внеурочных занятиях, таких как: «Моя семья», «Почему люди ссорятся», «Учимся жить без конфликтов», «Понимание и принятие себя и других», «Мир соблазнов» происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность.

Использования на занятии таких видов, как социальное и художественное творчество у детей накапливается опыт коммуникации, овладение речью и языком. Работая в команде, взаимодействуя с другими ее членами, ребенок проигрывает социальные роли в рамках общества. Он начинает ориентироваться в содержании как собственных поступков, так и поступков других людей, усваивать модели поведения, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.

Посещение различных кружков во внеурочное время способствует тому, что ребенок с нарушением интеллекта не чувствует себя изолированным в обществе и жизни. Как правило, тематика кружков связана с изготовлением различных поделок своими руками. В этом году наш класс ходит в ГДК на кружок (3с. «Гончарное дело». Дети изготовляют прекрасные поделки, которые дарят своим близким. Также на занятиях я использую средства социальной адаптации: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, экскурсии в магазин, на автовокзал, по улицам города, в музей, в библиотеку. Эти занятия способствуют развитию жизненно необходимых навыков у детей, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом коллективе.

Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций. Таким образом, происходит автоматизация умений, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения детей к различным жизненным ситуациям. Внеурочная деятельность создает адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.

Организация внеурочной работы с детьми с нарушениями интеллекта по развитию социальной активности способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.

Одним словом, вся работа внеурочной деятельности направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.