Масленица: конспект развлечения в подготовительной группе

Коверко Алёна Анатольевна

Воспитатель, МБОУ "Сергинская СОШ им. Н.И. Сирина", п. Сергино, Октябрьский район, Ханты-Мансийский автономный округ − Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Коверко А.А. Масленица: конспект развлечения в подготовительной группе // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 21.01.2025).

Заказ № 2391817


 

Цель: Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников через интерес к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, − пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица».

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Дать детям знания о русском народном празднике Масленица.
  2. Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы (как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины).
  3. Учить понимать народные потешки, заклички.
  4. Объяснить значение огня в человеческой жизни, учить безопасно с ним обращаться. (в закрытом помещении пользоваться огнем опасно)

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.
  2. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам и обычаям

Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, ФР, СКР

Оборудование: музыкальная колонка, музыка, канат, мешки, веник, кукла-масленица, Дар Фребеля № 10, спички.

Демонстрационный материал: видеоролик

Предварительная работа: Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой», рисунки детей «Масленица».

Работа с родителями: видеоролики о приготовлении блинов.

 

Ход развлечения.

 

Воспитатель: Ребята, давайте передадим по кругу солнышко и охарактеризуем его ласковыми словами, тем самым мы поделимся друг с другом своим хорошим настроением.

Воспитатель: Дети, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня мы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Воспитатель: Послушайте сказку о Масленице.

Сказка о Масленице.

Воспитатель: Пришлась Вам по душе сказка?

- О ком была эта сказка?

- Зима какой была?

- А, Масленица?

- Что замыслила Зимушка-Зима?

- Что выдумала Масленица?

- Для чего нужно было кушать блины?

- Отчего Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?

- Из чего народ смастерил чучело?

Воспитатель: Ребята, теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Горячий блин». Игра «Горячий блин» (музыка)

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли!

Звучит музыка. (музыка)

Воспитатель: О каком празднестве вам напомнила эта музыка? (Ответы детей)

Воспитатель: Об этом празднике и поговорим сегодня мы.

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим, как готовили блины дети из нашей группы.

Видеоролик

Воспитатель: Скажите, дети, какие нужны ингредиенты, чтобы испечь блины? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно

Воспитатель: А где можно взять все эти продукты? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, в магазине. А чем мы расплачиваемся в магазине за покупки? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим, какие масленичные традиции соблюдают ваши семьи.

Видеоролик Масленица

Воспитатель: Начинается Масленица в понедельник, как называется этот день? Что по традиции делают в этот день?

Воспитатель: Во вторник начинался? С этого дня начинались всякого рода?

Воспитатель: А, как называется среда?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему масленицу еще называют «лакомкой»? Ответы детей. А почему пекли именно блины?

Воспитатель: Все верно, какие вы умные!

Воспитатель: Четверг называется?

Воспитатель: Пятница?

Воспитатель: Суббота?

Воспитатель: Последний день Масленицы?

Воспитатель: А, почему называется этот день прощенное воскресенье?

Музыка 2 Исполнение детьми песни о блинах. Песня «Мы давно блинов не ели....»

Игры

Музыкальная игра «Золотые ворота» музыка

Игра Бег в мешках. Музыка

Игра «Метёлка». Музыка

Перетягивание канатов. Музыка

«Ручеёк». Музыка

Словесная д. игра «Какие бывают блины»

Воспитатель: Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто (блин).

Много испекли их мы − тогда назовем (блины).

Испекли для дочек - назовем (блиночек).

Будет кушать их сынок - назовем тогда (блинок).

Огромный, как домище - назовем (блинище).

Воспитатель: Ну, что ребята, теперь нам надо с вами по традиции сжечь масленицу (воспитатель берет спички и подходит к масленице). (Дети говорят о том, что в закрытом помещении нельзя использовать огонь, и договариваются о том, что не будут сжигать масленицу. Отдают Масленицу младшему воспитателю.)

Видеоролик как сжигают масленицу

Заходит Весна с угощениями (блины). Музыка

Весна: Здравствуйте, ребята, догадались кто я? (Ответы детей).

Вы долго ждали меня?

Наконец то я пришла

И весну Вам привела.

Воспитатель: Ребята, может сделаем подарок для Весны? Подходите к столам, перед Вами кокошник и Дар Фребеля № 10 «Разноцветные точки» и украсим для нашей Весны кокошники.

Весна: спасибо Вам ребята, за Ваши подарки, а за ваш труд я угощу вас блинами! Ведь блины — это символ весны. Символ солнца. (Весна угощает блинами гостей и ребят).

Весна: До свидания!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы очень довольны, тем, как Вы вели себя и как отвечали на вопросы.

Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, о каком великом празднике мы сегодня с вами говорили? Что вам больше всего понравилось на нашем развлечении?

Почему праздник называется именно Масленица? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

Воспитатель: На этом наше развлечение окончено, всем спасибо за работу!