Кузнецова Александра Павловна
Учитель, дефектолог, МБОУ ССШ 1, им.Е.С.Белинского, г.п.Северо-Енисейский, Красноярский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кузнецова А.П. Программа работы с родителями детей с ОВЗ: "Вместе к успеху!" // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 21.01.2025).
Заказ № 2377463
I. Тема:
Формирование активной родительской позиции в воспитании и обучении детей с ОВЗ
II. Актуальность:
Описание проблемы:
В настоящее время наблюдается рост числа детей с ОВЗ. Одновременно с этим, у многих родителей возникает множество вопросов и трудностей в процессе воспитания и обучения таких детей. Отсутствие необходимой информации, нехватка знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, а также стереотипы и предубеждения приводят к тому, что родители нередко испытывают чувство беспомощности, не могут эффективно взаимодействовать с ребенком и оказывать ему необходимую поддержку.
Нормативные документы:
Необходимость введения новой нормы:
Внедрение модели «активной родительской позиции» как нового стандарта взаимодействия родителей и специалистов. Модель активной позиции включает в себя:
III. Описание новой нормы: «Активная родительская позиция»
Модель активной родительской позиции:
IV. Блок целей:
Глобальная цель:
Формирование родительской культуры, направленной на обеспечение полноценной инклюзии детей с ОВЗ в общество.
Локальные цели:
Целевая группа:
Родители детей с ОВЗ, которые хотят получить информацию о развитии своего ребенка, научиться эффективно взаимодействовать с ним и оказать ему необходимую поддержку.
V. Ресурсы:
VI. Культурные основания программы:
Реализация программы:
Программа будет реализована в виде цикла встреч с родителями детей с ОВЗ, в которых будут рассматриваться следующие темы:
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации программы:
Ожидается, что данная программа позволит родителям детей с ОВЗ стать более активными участниками образовательного процесса, повысить их уровень информированности и самостоятельности, что будет способствовать успешной адаптации детей с ОВЗ в обществе.
План реализации программы: «Вместе к успеху!»
№ |
Задача |
Форма реализации |
Инструменты |
Дата |
Партнеры / позиции |
Результат |
1 |
Повысить уровень информированности родителей о развитии детей с ОВЗ |
Информационная встреча |
Презентация, видеоматериалы, буклеты с информацией об особенностях развития детей с ОВЗ, типичных нарушениях, диагностике, прогнозе развития |
Октябрь 2024 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог |
80% родителей детей с ОВЗ продемонстрируют понимание особенностей развития своего ребенка, типов нарушений, диагностики и прогноза развития (по результатам анкетирования). |
2 |
Создать информационные материалы по обучению детей с ОВЗ |
Создание брошюры |
Методические материалы по обучению детей с ОВЗ, разработанные школьными специалистами, рекомендации по работе с детьми с ОВЗ, список полезных онлайн-ресурсов |
Ноябрь 2024 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя, родители, студенты педагогического университета (практика) |
Брошюра «Обучение детей с ОВЗ: советы родителям» будет распространена среди 100% родителей детей с ОВЗ. |
3 |
Провести «круглый стол» с участием специалистов |
Круглый стол |
Специалисты (педагоги, психологи, врачи) отвечают на вопросы родителей по темам, касающимся развития детей с ОВЗ |
Декабрь 2024 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог, специалист психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) |
Ответы на вопросы по проблемам детей с ОВЗ будут получены от 90% родителей, участвующих в мероприятии. |
4 |
Провести тренинг по конструктивному взаимодействию с ребенком |
Тренинг по конструктивному общению |
Методы позитивного подкрепления, способы разрешения конфликтов без крика и наказания, управление эмоциями, техники эффективной коммуникации |
Январь 2025 |
Школьный психолог, студент педагогического университета (практика) |
Родители смогут применить 3 метода позитивного подкрепления, 2 способа разрешения конфликтов и 2 техники эффективной коммуникации (по результатам наблюдения за групповой работой). |
5 |
Организовать ролевые игры |
Ролевая игра |
Ситуации, характерные для взаимодействия с детьми с ОВЗ (конфликты, просьбы о помощи, трудности в выполнении домашних заданий) |
Февраль 2025 |
Школьный психолог, учитель, родители |
Родители продемонстрируют 3 метода позитивного подкрепления, 2 способа разрешения конфликтов и 2 техники эффективной коммуникации (по результатам наблюдения за групповой работой). |
6 |
Провести встречи с психологом |
Индивидуальные консультации |
Техники психологической помощи, методы работы с эмоциями |
Март 2025 |
Школьный психолог |
50% родителей получат консультацию психолога |
7 |
Провести мастер-классы по методикам развивающего обучения |
Мастер-класс |
Игры и упражнения для развития речи, памяти, внимания, мышления |
Апрель 2025 |
Логопед, дефектолог, учителя, родители |
80% родителей смогут применить 2 метода развивающего обучения в домашних условиях (по результатам анкетирования). |
8 |
Создать «банк» рекомендаций по обучению |
Онлайн-платформа или брошюра |
Методики обучения, игры, упражнения |
Май 2025 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя |
Создан «банк» рекомендаций, доступный для 100% родителей детей с ОВЗ |
9 |
Организовать обмен опытом между родителями |
Группа в социальной сети, тематические встречи |
Обмен опытом, советы, поддержка |
Июнь 2025 |
Родители, школьный психолог |
Создана группа поддержки в социальной сети с участием не менее 50% родителей детей с ОВЗ. |
10 |
Создать платформу для онлайн-общения родителей |
Создание группы в мессенджере |
Обмен опытом, вопросы, ответы |
Июль 2025 |
Школьный психолог, родители |
Создана группа в мессенджере с участием не менее 50% родителей детей с ОВЗ. |
11 |
Организовать группы поддержки для родителей детей с ОВЗ |
Встречи родителей |
Обсуждение проблем, поиск решений, взаимопомощь |
Август 2025 |
Школьный психолог, родители |
Создана группа поддержки с участием не менее 30% родителей детей с ОВЗ. |
12 |
Провести тематические мероприятия, посвященные вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ |
Конференция |
Доклады специалистов, обмен опытом родителей |
Сентябрь 2025 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог, родители |
Участие в конференции не менее 50% родителей детей с ОВЗ. |
13 |
Составить список рекомендованной литературы по теме, доступной в библиотеках или онлайн |
Список рекомендованной литературы |
Методические материалы |
Октябрь 2025 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог, библиотекарь |
Создан список рекомендованной литературы по теме, доступный для 100% родителей детей с ОВЗ. |
14 |
Собрать коллекцию игр и упражнений, способствующих развитию детей с ОВЗ, и предоставить их родителям |
Сбор игр и упражнений |
Игры и упражнения для развития детей с ОВЗ |
Ноябрь 2025 |
Логопед, дефектолог, учителя, родители |
Создана коллекция игр и упражнений, доступная для 100% родителей детей с ОВЗ. |
15 |
Разработать систему мотивации для родителей, участвующих в программе |
Система мотивации |
Скидки на курсы или мастер-классы |
Декабрь 2025 |
Школьный психолог, руководство школы |
Создана система мотивации, которая позволяет увеличить участие родителей в программе. |
16 |
Провести встречи с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, чтобы обсудить особенности обучения и воспитания в инклюзивной среде |
Встречи с педагогами |
Обсуждение особенностей обучения и воспитания |
Январь 2026 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя |
80% педагогов знают особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивной среде. |
17 |
Организовать совместные мероприятия для детей с ОВЗ и их сверстников, чтобы способствовать социальной интеграции |
Праздники, конкурсы, спортивные мероприятия |
Совместные мероприятия |
Февраль 2026 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя |
Проведено не менее 3 совместных мероприятий с участием детей с ОВЗ и их сверстников. |
18 |
Создать условия для общения и взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ОВЗ |
Внеклассные мероприятия, клубы по интересам |
Внеклассные мероприятия |
Март 2026 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя |
Созданы условия для общения и взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ОВЗ. |
19 |
Разработать критерии оценки эффективности программы, например, уровень информированности родителей, уровень самостоятельности в воспитании и обучении ребенка, качество взаимодействия с ребенком, степень удовлетворенности родителей |
Анкета |
Уровень информированности родителей, уровень самостоятельности, качество взаимодействия, степень удовлетворенности |
Апрель 2026 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог |
Разработаны критерии оценки эффективности программы. |
20 |
Провести анкетирование родителей в начале и в конце программы, чтобы оценить динамику изменений |
Анкетирование |
Анкета |
Май 2026 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог |
Проведено анкетирование родителей в начале и в конце программы. |
21 |
Собрать отзывы и предложения родителей о программе, чтобы улучшить её в будущем |
Анкетирование, беседы |
Анкета, записи бесед |
Июнь 2026 |
Школьный психолог, логопед, дефектолог |
Собраны отзывы и предложения родителей о программе. |
Успешная реализация программы «Вместе к успеху!» позволит родителям детей с ОВЗ стать более информированными, компетентными и уверенными в себе, что будет способствовать успешной адаптации детей с ОВЗ в обществе.
Литература:
Кузнецова А.П. Программа работы с родителями детей с ОВЗ / Арт-Талант. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/104864-programma-raboty-s-roditelyami-detey-s-ovz (дата обращения: 07.12.2024).