Программа работы с родителями детей с ОВЗ: "Вместе к успеху!"

Кузнецова Александра Павловна

Учитель, дефектолог, МБОУ ССШ 1, им.Е.С.Белинского, г.п.Северо-Енисейский, Красноярский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кузнецова А.П. Программа работы с родителями детей с ОВЗ: "Вместе к успеху!" // Совушка. 2025. №1 (39). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/39/ (дата обращения: 21.01.2025).

Заказ № 2377463


 

I. Тема:

Формирование активной родительской позиции в воспитании и обучении детей с ОВЗ

II. Актуальность:

Описание проблемы:

В настоящее время наблюдается рост числа детей с ОВЗ. Одновременно с этим, у многих родителей возникает множество вопросов и трудностей в процессе воспитания и обучения таких детей. Отсутствие необходимой информации, нехватка знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, а также стереотипы и предубеждения приводят к тому, что родители нередко испытывают чувство беспомощности, не могут эффективно взаимодействовать с ребенком и оказывать ему необходимую поддержку.

Нормативные документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 78, 79) подчеркивает важность сотрудничества педагогов и родителей в обучении детей с ОВЗ.
  • Конвенция о правах ребенка (ст. 23) подчеркивает право детей с инвалидностью на образование и включение в общество.

Необходимость введения новой нормы:

Внедрение модели «активной родительской позиции» как нового стандарта взаимодействия родителей и специалистов. Модель активной позиции включает в себя:

  • Повышение уровня информированности родителей: Знание об особенностях развития детей с ОВЗ, о доступных методах обучения и воспитания.
  • Развитие коммуникативных навыков: Умение строить конструктивное взаимодействие с ребенком, педагогами, другими специалистами.
  • Повышение уровня самостоятельности родителей: Формирование у родителей чувства уверенности в собственных силах, умения применять полученные знания и навыки в практике.

III. Описание новой нормы: «Активная родительская позиция»

Модель активной родительской позиции:

  • Информированность: Родители знают о характере особенностей развития своего ребенка, о доступных методах обучения и воспитания, о правах и возможностях, предоставляемых государством и обществом.
  • Активное участие: Родители включены в образовательный процесс своего ребенка, сотрудничают с педагогами, специалистами, участвуют в разработке индивидуальной программы обучения, присутствуют на занятиях, контролируют выполнение домашних заданий, обеспечивают ребенку необходимые условия для успешной адаптации.
  • Позитивное отношение: Родители воспринимают ребенка с ОВЗ как личность с собственными особенностями и потенциалом, поддерживают его увлечения и интересы, верят в его возможности.
  • Коммуникативные навыки: Родители умеют строить конструктивное взаимодействие с ребенком, учитывая его особенности, осознают свои эмоции и умеют их контролировать, используют позитивное подкрепление и конструктивные способы решения конфликтов.
  • Самостоятельность: Родители уверенны в своих силах, готовы брать на себя ответственность за обучение и воспитание ребенка, готовы прикладывать усилия для его успешной адаптации в обществе.

IV. Блок целей:

Глобальная цель:

Формирование родительской культуры, направленной на обеспечение полноценной инклюзии детей с ОВЗ в общество.

Локальные цели:

  • Обучить родителей: Методам работы с детьми с ОВЗ, особенностям их развития, способам организации обучения и воспитания дома.
  • Сформировать у родителей: Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком, педагогами и другими специалистами.
  • Создать: Условия для обмена опытом между родителями, поддержки и взаимопомощи.

Целевая группа:

Родители детей с ОВЗ, которые хотят получить информацию о развитии своего ребенка, научиться эффективно взаимодействовать с ним и оказать ему необходимую поддержку.

V. Ресурсы:

  • Методические: Материалы по психологии и педагогике детей с ОВЗ, методики развивающего обучения, технологии инклюзивного образования, игры и упражнения для работы с детьми с ОВЗ.
  • Временные: Ежемесячные встречи родителей в рамках программы, индивидуальные консультации по запросу.
  • Человеческие (HR): Педагоги, психологи, специалисты по работе с детьми с ОВЗ.
  • Техническое: Помещение для проведения встреч, компьютер, проектор, печатные материалы, интернет-ресурсы.

VI. Культурные основания программы:

  • Принцип инклюзивного образования: Программа основана на принципе инклюзивного образования, который предполагает создание условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, в окружении сверстников без ОВЗ.
  • Принцип партнерства: В рамках программы формируется партнерство между родителями, педагогами и специалистами, что позволяет обеспечить эффективную поддержку ребенку с ОВЗ.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода: Программа направлена на развитие каждого ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей и потенциала.

Реализация программы:

Программа будет реализована в виде цикла встреч с родителями детей с ОВЗ, в которых будут рассматриваться следующие темы:

  • Особенности развития детей с ОВЗ: Типы нарушений, диагностика, прогноз развития.
  • Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ: Специальные методики, индивидуальный подход, компенсаторные возможности.
  • Конструктивное взаимодействие с ребенком с ОВЗ: Типы конфликтов, способы их разрешения, позитивное подкрепление, мотивация.
  • Права и возможности детей с ОВЗ: Образование, реабилитация, социальная защита.
  • Обмен опытом и взаимопомощь: Встречи родителей, дискуссии, практические занятия, творческие проекты.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня информированности родителей: Родители будут знать о характере особенностей развития своего ребенка, о доступных методах обучения и воспитания, о правах и возможностях, предоставляемых государством и обществом.
  • Развитие коммуникативных навыков: Родители будут уметь строить конструктивное взаимодействие с ребенком, учитывая его особенности, осознавать свои эмоции и уметь их контролировать, использовать позитивное подкрепление и конструктивные способы решения конфликтов.
  • Повышение уровня самостоятельности родителей: Родители будут уверенны в своих силах, готовы брать на себя ответственность за обучение и воспитание ребенка, готовы прикладывать усилия для его успешной адаптации в обществе.

Этапы реализации программы:

  • Подготовительный этап: Сбор информации о родителях детей с ОВЗ, определение их потребностей и ожиданий.
  • Основной этап: Проведение цикла встреч с родителями детей с ОВЗ по разработанной программе.
  • Заключительный этап: Анализ результатов программы, корректировка и развитие программы в будущем.

Ожидается, что данная программа позволит родителям детей с ОВЗ стать более активными участниками образовательного процесса, повысить их уровень информированности и самостоятельности, что будет способствовать успешной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

План реализации программы: «Вместе к успеху!»

Задача

Форма реализации

Инструменты

Дата

Партнеры / позиции

Результат

1

Повысить уровень информированности родителей о развитии детей с ОВЗ

Информационная встреча

Презентация, видеоматериалы, буклеты с информацией об особенностях развития детей с ОВЗ, типичных нарушениях, диагностике, прогнозе развития

Октябрь 2024

Школьный психолог, логопед, дефектолог

80% родителей детей с ОВЗ продемонстрируют понимание особенностей развития своего ребенка, типов нарушений, диагностики и прогноза развития (по результатам анкетирования).

2

Создать информационные материалы по обучению детей с ОВЗ

Создание брошюры

Методические материалы по обучению детей с ОВЗ, разработанные школьными специалистами, рекомендации по работе с детьми с ОВЗ, список полезных онлайн-ресурсов

Ноябрь 2024

Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя, родители, студенты педагогического университета (практика)

Брошюра «Обучение детей с ОВЗ: советы родителям» будет распространена среди 100% родителей детей с ОВЗ.

3

Провести «круглый стол» с участием специалистов

Круглый стол

Специалисты (педагоги, психологи, врачи) отвечают на вопросы родителей по темам, касающимся развития детей с ОВЗ

Декабрь 2024

Школьный психолог, логопед, дефектолог, специалист психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Ответы на вопросы по проблемам детей с ОВЗ будут получены от 90% родителей, участвующих в мероприятии.

4

Провести тренинг по конструктивному взаимодействию с ребенком

Тренинг по конструктивному общению

Методы позитивного подкрепления, способы разрешения конфликтов без крика и наказания, управление эмоциями, техники эффективной коммуникации

Январь 2025

Школьный психолог, студент педагогического университета (практика)

Родители смогут применить 3 метода позитивного подкрепления, 2 способа разрешения конфликтов и 2 техники эффективной коммуникации (по результатам наблюдения за групповой работой).

5

Организовать ролевые игры

Ролевая игра

Ситуации, характерные для взаимодействия с детьми с ОВЗ (конфликты, просьбы о помощи, трудности в выполнении домашних заданий)

Февраль 2025

Школьный психолог, учитель, родители

Родители продемонстрируют 3 метода позитивного подкрепления, 2 способа разрешения конфликтов и 2 техники эффективной коммуникации (по результатам наблюдения за групповой работой).

6

Провести встречи с психологом

Индивидуальные консультации

Техники психологической помощи, методы работы с эмоциями

Март 2025

Школьный психолог

50% родителей получат консультацию психолога

7

Провести мастер-классы по методикам развивающего обучения

Мастер-класс

Игры и упражнения для развития речи, памяти, внимания, мышления

Апрель 2025

Логопед, дефектолог, учителя, родители

80% родителей смогут применить 2 метода развивающего обучения в домашних условиях (по результатам анкетирования).

8

Создать «банк» рекомендаций по обучению

Онлайн-платформа или брошюра

Методики обучения, игры, упражнения

Май 2025

Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя

Создан «банк» рекомендаций, доступный для 100% родителей детей с ОВЗ

9

Организовать обмен опытом между родителями

Группа в социальной сети, тематические встречи

Обмен опытом, советы, поддержка

Июнь 2025

Родители, школьный психолог

Создана группа поддержки в социальной сети с участием не менее 50% родителей детей с ОВЗ.

10

Создать платформу для онлайн-общения родителей

Создание группы в мессенджере

Обмен опытом, вопросы, ответы

Июль 2025

Школьный психолог, родители

Создана группа в мессенджере с участием не менее 50% родителей детей с ОВЗ.

11

Организовать группы поддержки для родителей детей с ОВЗ

Встречи родителей

Обсуждение проблем, поиск решений, взаимопомощь

Август 2025

Школьный психолог, родители

Создана группа поддержки с участием не менее 30% родителей детей с ОВЗ.

12

Провести тематические мероприятия, посвященные вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ

Конференция

Доклады специалистов, обмен опытом родителей

Сентябрь 2025

Школьный психолог, логопед, дефектолог, родители

Участие в конференции не менее 50% родителей детей с ОВЗ.

13

Составить список рекомендованной литературы по теме, доступной в библиотеках или онлайн

Список рекомендованной литературы

Методические материалы

Октябрь 2025

Школьный психолог, логопед, дефектолог, библиотекарь

Создан список рекомендованной литературы по теме, доступный для 100% родителей детей с ОВЗ.

14

Собрать коллекцию игр и упражнений, способствующих развитию детей с ОВЗ, и предоставить их родителям

Сбор игр и упражнений

Игры и упражнения для развития детей с ОВЗ

Ноябрь 2025

Логопед, дефектолог, учителя, родители

Создана коллекция игр и упражнений, доступная для 100% родителей детей с ОВЗ.

15

Разработать систему мотивации для родителей, участвующих в программе

Система мотивации

Скидки на курсы или мастер-классы

Декабрь 2025

Школьный психолог, руководство школы

Создана система мотивации, которая позволяет увеличить участие родителей в программе.

16

Провести встречи с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, чтобы обсудить особенности обучения и воспитания в инклюзивной среде

Встречи с педагогами

Обсуждение особенностей обучения и воспитания

Январь 2026

Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя

80% педагогов знают особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивной среде.

17

Организовать совместные мероприятия для детей с ОВЗ и их сверстников, чтобы способствовать социальной интеграции

Праздники, конкурсы, спортивные мероприятия

Совместные мероприятия

Февраль 2026

Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя

Проведено не менее 3 совместных мероприятий с участием детей с ОВЗ и их сверстников.

18

Создать условия для общения и взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ОВЗ

Внеклассные мероприятия, клубы по интересам

Внеклассные мероприятия

Март 2026

Школьный психолог, логопед, дефектолог, учителя

Созданы условия для общения и взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ОВЗ.

19

Разработать критерии оценки эффективности программы, например, уровень информированности родителей, уровень самостоятельности в воспитании и обучении ребенка, качество взаимодействия с ребенком, степень удовлетворенности родителей

Анкета

Уровень информированности родителей, уровень самостоятельности, качество взаимодействия, степень удовлетворенности

Апрель 2026

Школьный психолог, логопед, дефектолог

Разработаны критерии оценки эффективности программы.

20

Провести анкетирование родителей в начале и в конце программы, чтобы оценить динамику изменений

Анкетирование

Анкета

Май 2026

Школьный психолог, логопед, дефектолог

Проведено анкетирование родителей в начале и в конце программы.

21

Собрать отзывы и предложения родителей о программе, чтобы улучшить её в будущем

Анкетирование, беседы

Анкета, записи бесед

Июнь 2026

Школьный психолог, логопед, дефектолог

Собраны отзывы и предложения родителей о программе.

 

Успешная реализация программы «Вместе к успеху!» позволит родителям детей с ОВЗ стать более информированными, компетентными и уверенными в себе, что будет способствовать успешной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

 

Литература:

Кузнецова А.П. Программа работы с родителями детей с ОВЗ / Арт-Талант. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/104864-programma-raboty-s-roditelyami-detey-s-ovz (дата обращения: 07.12.2024).