Костюкова Лидия Валерьевна
Касымова Татьяна Николаевна
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Костюкова Л.В., Касымова Т.Н. Петух и жерновцы: конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2377844
Цель: познакомить обучающихся со сказкой Белгородской черты «Петух и жерновцы». Познакомить детей с трудом крестьян. С помощью сказки и игр, раскрыть смысл сказки.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Материалы и оборудование:
Музыкальное сопровождение:
Ход занятия:
В.: Ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. Давайте закроем глаза и тихонечко послушаем окружающие звуки. (Звучит звук колоколов)
В.: Что вы слышите?
В.: Ребята, это к нам в гости пришли Белогор и Белогорочка (показывает кукол). Они, как и мы живут в Белгородской области, но хотят больше узнать о нашей Родине. Поможем им? (Да)
В.: А вы любите нашу Родину? Покажите, как вы с любовью относитесь к своей Родине (показывают).
В.: Как вы думаете каким способом можно познакомиться с родным краем? (отвечают)
В.: А еще с нашим краем можно познакомится прочитав сказку нашего региона. Сегодня мы познакомимся со сказкой Белгородской черты «Петух и жерновцы». А помогут нам наши игры. Но сначала давайте разберемся что такое жерновцы. Как вы думаете?
(Показ иллюстрации «Жерновцы»)
В.: Жерновцы - это ручная мельница. С помощью, которой можно молоть муку и печь блины и пироги. В нашем Белгородском крае, в старину, муку мололи такими жерновами.
В.: Внимание, сказка начинается, слушайте внимательно.
Жили – были старик со старухой, бедные – пребедные! Даже хлеба у них не было. Как – то раз привезли они из леса жёлуди – хотя бы горькой муки намолоть. Старуха уронила один жёлудь. Закатился он в щель да упал в подпол. А там пустил корень и скоро дорос до пола. Старуха заметила и говорит:
- Старик! Надо пол- то прорубить. Старик прорубил пол. Не успели оглянуться – выросло деревцо до потолка. Старик разобрал потолок, потом и крышу снял. А дерево доросло до самого неба.
В: Как в сказке жили старик и старуха? (ответы) Почему старик со старухой поехали в лес? (потому что им нечего было есть) Для чего старик со старухой стали рубить пол и разбирать крышу? (ответы) Они хотели сберечь дерево, чтобы им не пришлось голодать. Ребята, давайте тоже попробуем вырастить свои большие деревья.
Детям предлагаются раздаточные карточки с двусторонней схемой «Дуб».
Инструкция:
Выложите схему дуба на той стороне, где детали не прорисованы. Если вам будет трудно, вы можете перевернуть и посмотреть, какие здесь нужны детали, но тогда придется выкладывать сначала.
♫ Звучит музыка во время работы детей:
Юрий Тимко (балалайка) и Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии — А. Гуревич - А. Исаев «Старое Банджо»
Взял старик короб и полез за ними на дуб. Взобрался он на небо. Идет по облаку и видит: сидит петушок. А рядом стоят золотые жерновцы. Старик взял и петушка, и жерновцы, да и спустился обратно в хату.
- Как нам быть, - вздыхает, - что нам есть? Не набрал я желудей.
В.: Ребята, а то такое хата? (отвечают) Хатой, в старину на юге России называли крестьянский бревенчатый дом, обмазанный глиной. По другому его называли мазанка.
В.: (показывает картину) Посмотрите, вот такие хаты были в нашей Белгородской области. В некоторых деревнях они до сих пор сохранились.
Стала старуха пустые жерновцы крутить. Повернула раз –– выскочил блин. Повернула другой – пирог. И что ни круг – все блин да пирог! Наелись старик со старухой до отвала.
В эту пору ехал мимо боярин и завернул к ним в хату.
- Нет ли, - спрашивает у вас чего-нибудь покушать?
Стала старуха жерновцы крутить: посыпались на стол блины да пирожки. Гость насытился и говорит:
- Продай мне, старая, твои жерновцы.
- Нет, не продам.
Тогда боярин украл жерновцы. Загоревали старик со старухой.
- Не плачьте, говорит им петушок - я его догоню!
В.: Посмотрите на петушка, давайте его сделаем таким же красивым как на экране.
Инструкция:
Запомните, из каких деталей мы сделаем голову, грудку, хвост, гребень и лапы петуха. (Схема исчезает). Сделайте петуха по памяти.
♫ Звучит музыка во время работы детей:
П.И. Чайковский «Детский альбом» - песня жаворонка
Сказкотерапевтический момент
В.: Ребята, как вы думаете почему боярин, украл жерновцы? (отвечают) Почему старик со старухой не захотели их продавать? (отвечают) Как выглядит боярин в сказке? Боярин – завистливый, жадный, вороватый человек. Он, хоть и богат, но позавидовал чужому добру и украл у бедных стариков жерновцы.
Ребята никогда не берите чужие вещи, даже если они вам понравились. А что делать, если случайно взял чужое? (отвечают)
Прилетел петушок боярским хоромам, сел на ворота и кричит:
- Кукареку! Боярин, боярин, отдай жерновцы!
Услыхал это боярин и приказывает слугам: - Бросьте его в воду!
Те поймали петушка и кинули в колодец. А петушок приговаривает:
- Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду! – и весь колодец осушил.
В.: Куда хозяин приказал бросить петушка? (в колодец) Ребята, что такое колодец? (отвечают)Из колодца доставали чистую питьевую воду. Без колодца было прожить нельзя, почти в каждом дворе имелся колодец.
В.: Давайте попробуем сделать колодец. Откройте коробочку с палочками, положите крышку рядом, чтобы вы могли посмотреть, какого цвета вам нужна палочка.
Инструкция:
Посчитайте, сколько палочек черного цвета с одной стороны, и фиолетового, с другой стороны. Выложите колодец по инструкции.
♫ Звучит музыка во время работы детей:
Ансабль «Гусли русские», «Венок былин»
Снова полетел петушок к боярским хоромам. Уселся на балкон и закричал:
- Кукареку! Боярин, боярин, отдай жерновцы!
Боярин велел поварам посадить петушка в горячую печь. Схватили его сунули прямо в огонь. А петушок приговаривает:
- Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду! – и все пламя потушил.
Сказкотерапевтический момент
В.: Можно про петушка сказать, что он в «огне не горит в воде не тонет»? (отвечают) Почему? А как вы можете охарактеризовать петушка, какой он? (смелый, добрый, справедливый, смекалистый, уважает стариков, готов им помочь).
В.: Ребята, а что такое хоромы? (отвечают) Хоромы – это большой, богатый дом.
Давайте выложим боярские хоромы.
Инструкция:
Выложите хоромы по схеме из деталей игры «Чудо –Крестики 2»
♫ Звучит музыка во время работы детей:
Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Г. Зайцев, «Белгородская симфония» – вступление
Выпорхнул петушок из печи и полетел в горницу, где как раз гости сидели, пироги с блинами ели. Прыгнул он на стол да как закричит:
- Кукареку! Боярин, боярин, отдай жерновцы!
Услышали это гости, испугались и разбежались кто куда. Хозяин догонять их бросился. А петушок схватил жерновцы и возвратился обратно к старику и старухе.
В: Можно назвать эту сказку волшебной? (ответы) Да, в этой сказке много волшебных предметов. Кто их перечислит? (ответы) Верно, желудь, жерновцы, петух.
Воспитательный текст:
Главная мысль сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» заключается в том, что надо быть смелым и не отчаиваться. Петушок сказал, что вернет жерновцы, и вернул их старику со старухой. А также в том, что за любой плохой поступок придется отвечать. Барин украл жерновцы, и не остался безнаказанным.
Ритуал прощания «Я - молодец!»
Литература: