Петух и жерновцы: конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Костюкова Лидия Валерьевна
Касымова Татьяна Николаевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Костюкова Л.В., Касымова Т.Н. Петух и жерновцы: конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2377844


 

Цель: познакомить обучающихся со сказкой Белгородской черты «Петух и жерновцы». Познакомить детей с трудом крестьян. С помощью сказки и игр, раскрыть смысл сказки.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся со сказкой Белгородской черты «Вершки и корешки».
  • Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Учить отвечать на вопросы по содержанию.
  • Учить моделировать предмет, используя зрительную опору (схему).
  • Формировать у детей умение пользоваться схемами и соотносить их с плоскостью.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к окружающему, способность к анализу, самооценке.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать художественно-эстетический вкус.
  • Закреплять умение детей в использовании схем для составления изображений.
  • Развивать конструкторские и творческие способности посредством развивающих игр.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю.
  • Воспитывать любовь к сказкам.
  • Воспитывать уважение к труду.
  • Способствовать пониманию основного смысла сказки.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма «Петушок золотой гребешок и жерновцы»
  • Составление презентации к рассказу;
  • Подбор иллюстраций к данному рассказу.
  • Подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.

 

Материалы и оборудование:

  • Презентация сказки Белгородской черты «Петух и жерновцы».
  • Иллюстрации к сказке.
  • Игры В.В. Воскобовича: «Чудо – Крестики 1», «Чудо – Крестики 3», «Чудо – Соты 1»
  • Цветные счетные палочки Кьюизенера
  • Демонстрационные контурные схемы: «Петух», «Колодец», «Хоромы»
  • Индивидуальные схемы: «Дуб», «Хоромы»
  • Экран для презентаций, компьютер или ноутбук, музыкальные колонки.

 

Музыкальное сопровождение:

 

Ход занятия:

В.: Ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. Давайте закроем глаза и тихонечко послушаем окружающие звуки. (Звучит звук колоколов)

В.: Что вы слышите?

В.: Ребята, это к нам в гости пришли Белогор и Белогорочка (показывает кукол). Они, как и мы живут в Белгородской области, но хотят больше узнать о нашей Родине. Поможем им? (Да)

В.: А вы любите нашу Родину? Покажите, как вы с любовью относитесь к своей Родине (показывают).

В.: Как вы думаете каким способом можно познакомиться с родным краем? (отвечают)

В.: А еще с нашим краем можно познакомится прочитав сказку нашего региона. Сегодня мы познакомимся со сказкой Белгородской черты «Петух и жерновцы». А помогут нам наши игры. Но сначала давайте разберемся что такое жерновцы. Как вы думаете?

(Показ иллюстрации «Жерновцы»)

В.: Жерновцы - это ручная мельница. С помощью, которой можно молоть муку и печь блины и пироги. В нашем Белгородском крае, в старину, муку мололи такими жерновами.

В.: Внимание, сказка начинается, слушайте внимательно.

Жили – были старик со старухой, бедные – пребедные! Даже хлеба у них не было. Как – то раз привезли они из леса жёлуди – хотя бы горькой муки намолоть. Старуха уронила один жёлудь. Закатился он в щель да упал в подпол. А там пустил корень и скоро дорос до пола. Старуха заметила и говорит:

- Старик! Надо пол- то прорубить. Старик прорубил пол. Не успели оглянуться – выросло деревцо до потолка. Старик разобрал потолок, потом и крышу снял. А дерево доросло до самого неба.

В: Как в сказке жили старик и старуха? (ответы) Почему старик со старухой поехали в лес? (потому что им нечего было есть) Для чего старик со старухой стали рубить пол и разбирать крышу? (ответы) Они хотели сберечь дерево, чтобы им не пришлось голодать. Ребята, давайте тоже попробуем вырастить свои большие деревья.

Детям предлагаются раздаточные карточки с двусторонней схемой «Дуб».

 

 

Инструкция:

Выложите схему дуба на той стороне, где детали не прорисованы. Если вам будет трудно, вы можете перевернуть и посмотреть, какие здесь нужны детали, но тогда придется выкладывать сначала.

♫ Звучит музыка во время работы детей:

Юрий Тимко (балалайка) и Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонииА. Гуревич - А. Исаев «Старое Банджо»

Взял старик короб и полез за ними на дуб. Взобрался он на небо. Идет по облаку и видит: сидит петушок. А рядом стоят золотые жерновцы. Старик взял и петушка, и жерновцы, да и спустился обратно в хату.

- Как нам быть, - вздыхает, - что нам есть? Не набрал я желудей.

В.: Ребята, а то такое хата? (отвечают) Хатой, в старину на юге России называли крестьянский бревенчатый дом, обмазанный глиной. По другому его называли мазанка.

В.: (показывает картину) Посмотрите, вот такие хаты были в нашей Белгородской области. В некоторых деревнях они до сих пор сохранились.

Стала старуха пустые жерновцы крутить. Повернула раз –– выскочил блин. Повернула другой – пирог. И что ни круг – все блин да пирог! Наелись старик со старухой до отвала.

В эту пору ехал мимо боярин и завернул к ним в хату.

- Нет ли, - спрашивает у вас чего-нибудь покушать?

Стала старуха жерновцы крутить: посыпались на стол блины да пирожки. Гость насытился и говорит:

- Продай мне, старая, твои жерновцы.

- Нет, не продам.

Тогда боярин украл жерновцы. Загоревали старик со старухой.

- Не плачьте, говорит им петушок - я его догоню!

В.: Посмотрите на петушка, давайте его сделаем таким же красивым как на экране.

Инструкция:

Запомните, из каких деталей мы сделаем голову, грудку, хвост, гребень и лапы петуха. (Схема исчезает). Сделайте петуха по памяти.

♫ Звучит музыка во время работы детей:

П.И. Чайковский «Детский альбом» - песня жаворонка

Сказкотерапевтический момент

В.: Ребята, как вы думаете почему боярин, украл жерновцы? (отвечают) Почему старик со старухой не захотели их продавать? (отвечают) Как выглядит боярин в сказке? Боярин – завистливый, жадный, вороватый человек. Он, хоть и богат, но позавидовал чужому добру и украл у бедных стариков жерновцы.

Ребята никогда не берите чужие вещи, даже если они вам понравились. А что делать, если случайно взял чужое? (отвечают)

Прилетел петушок боярским хоромам, сел на ворота и кричит:

- Кукареку! Боярин, боярин, отдай жерновцы!

Услыхал это боярин и приказывает слугам: - Бросьте его в воду!

Те поймали петушка и кинули в колодец. А петушок приговаривает:

- Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду! – и весь колодец осушил.

В.: Куда хозяин приказал бросить петушка? (в колодец) Ребята, что такое колодец? (отвечают)Из колодца доставали чистую питьевую воду. Без колодца было прожить нельзя, почти в каждом дворе имелся колодец.

В.: Давайте попробуем сделать колодец. Откройте коробочку с палочками, положите крышку рядом, чтобы вы могли посмотреть, какого цвета вам нужна палочка.

Инструкция:

Посчитайте, сколько палочек черного цвета с одной стороны, и фиолетового, с другой стороны. Выложите колодец по инструкции.

♫ Звучит музыка во время работы детей:

Ансабль «Гусли русские», «Венок былин»

Снова полетел петушок к боярским хоромам. Уселся на балкон и закричал:

- Кукареку! Боярин, боярин, отдай жерновцы!

Боярин велел поварам посадить петушка в горячую печь. Схватили его сунули прямо в огонь. А петушок приговаривает:

- Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду! – и все пламя потушил.

 

Сказкотерапевтический момент

В.: Можно про петушка сказать, что он в «огне не горит в воде не тонет»? (отвечают) Почему? А как вы можете охарактеризовать петушка, какой он? (смелый, добрый, справедливый, смекалистый, уважает стариков, готов им помочь).

В.: Ребята, а что такое хоромы? (отвечают) Хоромы – это большой, богатый дом.

Давайте выложим боярские хоромы.

 

 

Инструкция:

Выложите хоромы по схеме из деталей игры «Чудо –Крестики 2»

♫ Звучит музыка во время работы детей:

Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Г. Зайцев, «Белгородская симфония» – вступление

Выпорхнул петушок из печи и полетел в горницу, где как раз гости сидели, пироги с блинами ели. Прыгнул он на стол да как закричит:

- Кукареку! Боярин, боярин, отдай жерновцы!

Услышали это гости, испугались и разбежались кто куда. Хозяин догонять их бросился. А петушок схватил жерновцы и возвратился обратно к старику и старухе.

В: Можно назвать эту сказку волшебной? (ответы) Да, в этой сказке много волшебных предметов. Кто их перечислит? (ответы) Верно, желудь, жерновцы, петух.

Воспитательный текст:

Главная мысль сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» заключается в том, что надо быть смелым и не отчаиваться. Петушок сказал, что вернет жерновцы, и вернул их старику со старухой. А также в том, что за любой плохой поступок придется отвечать. Барин украл жерновцы, и не остался безнаказанным.

Ритуал прощания «Я - молодец!»

 

Литература:

  1. Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа. СПб.: Развивающие игры Воскобовича, 2020. 182 c.
  2. Макушкиной С.В. Умные игры в добрых сказках: электронное приложение к книге. URL: https://geokont.ru/MethodSumm (дата обращения: 30.11.2024).
  3. Немешилова Т.А. Занятие по белгородоведению. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/10/22/zanyatie-po-belgorodovedeniyu (дата обращения: 30.11.2024).
  4. Сказки, пословицы, песни Белгородской черты / гл.ред. В.В. Горошников; лит.обработка: Н.Л. Ключарёва, А.А. Маслова; нотный текст: О.Н. Кудымова, Н.С. Кузнецова; худож. О.А. Брауде. Рыбинск: Медиарост, 2020. 296 с.: ил.