Формирование представлений о космосе у детей среднего дошкольного возраста через создание развивающей предметно-пространственной среды

Апанасова Ирина Андреевна
Кобзева Людмила Олеговна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Апанасова И.А., Кобзева Л.О. Формирование представлений о космосе у детей среднего дошкольного возраста через создание развивающей предметно-пространственной среды // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2377828


 

В современных условиях модернизации дошкольного образования особую актуальность приобретает формирование у детей целостной картины мира. Изучение космоса представляет собой уникальную возможность для комплексного развития дошкольников, объединяя различные образовательные области и стимулируя познавательный интерес детей.

Выбор космической тематики для работы с дошкольниками обусловлен комплексом факторов, отражающих современные тенденции развития образования и общества в целом. В эпоху активного освоения космического пространства и развития космических технологий Россия сохраняет лидирующие позиции в данной области, реализуя масштабные исследовательские проекты. Дети естественным образом погружаются в космическую тематику через различные источники информации, что создает благоприятную среду для образовательной деятельности.

Психологические особенности детей 4-5 лет делают это направление особенно актуальным. В данном возрасте наблюдается активное развитие познавательных процессов, формируется целостная картина мира, дети проявляют неподдельный интерес к явлениям окружающей действительности. Их любознательность проявляется в многочисленных вопросах о том, что находится за пределами привычного окружения.

Образовательный потенциал космической тематики позволяет решать широкий спектр педагогических задач. В области познавательного развития происходит формирование первичных представлений о космических объектах, явлениях и закономерностях. Дети знакомятся с понятиями «планета», «звезда», «космический корабль», учатся устанавливать причинно-следственные связи между различными космическими явлениями.

Речевое развитие обогащается за счет освоения новой терминологии, развития связной речи при составлении рассказов о космических путешествиях, заучивания стихотворений и отгадывания загадок космической тематики. Дети учатся выражать свои мысли, формулировать вопросы, вести диалог на космические темы.

В сфере художественно-эстетического развития космическая тематика открывает широкие возможности для творческого самовыражения. Создание космических пейзажей, конструирование ракет, лепка фантастических существ позволяют детям проявить воображение и развить мелкую моторику.

Воспитатели средней группы № 4 МБДОУ детский сад №47 г. Белгорода разработали комплексный подход к знакомству дошкольников с космической тематикой. Центральным элементом стало создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей несколько тематических центров.

Центр познания «Космическое путешествие» представляет собой информационное пространство, где дети могут познакомиться с различными аспектами космонавтики. Здесь размещен макет солнечной системы, позволяющий наглядно представить расположение планет и их особенности. Глобус и карта звездного неба помогают детям понять взаимосвязь земных и космических явлений. Подборка тематических иллюстраций и энциклопедий стимулирует самостоятельную познавательную активность дошкольников.

В центре конструирования «Космодром» созданы условия для развития технического творчества детей. Разнообразные конструкторы, схемы космических кораблей и подготовленные материалы позволяют воплощать фантазии в реальные постройки. Особый интерес у детей вызывает создание собственных моделей космических аппаратов.

Центр творчества «Космическая мастерская» оборудован всем необходимым для художественной деятельности. Здесь дети могут рисовать космические пейзажи, создавать коллажи и аппликации на космическую тему, лепить инопланетных существ. Представленные образцы творческих работ вдохновляют детей на создание собственных произведений.

Практическая деятельность охватывает различные направления развития детей. Познавательно-исследовательская деятельность включает проведение простых, но увлекательных опытов. Дети изучают свойства солнечного света, наблюдают за сменой дня и ночи, знакомятся с принципом работы телескопа. Такой подход позволяет формировать у дошкольников основы научного мышления.

Продуктивная деятельность реализуется через различные виды творчества. Рисование космических пейзажей развивает воображение и цветовосприятие. Лепка фантастических существ способствует развитию мелкой моторики и пространственного мышления. Создание аппликаций формирует навыки работы с различными материалами. Конструирование космических кораблей развивает техническое мышление и творческие способности.

Игровая деятельность занимает особое место в освоении космической тематики. Сюжетно-ролевые игры «Космическое путешествие» и «Центр управления полетами» позволяют детям примерить на себя различные роли, развивают коммуникативные навыки и социальное взаимодействие. Дидактические игры закрепляют полученные знания в увлекательной форме. Подвижные игры космической тематики способствуют физическому развитию детей.

Коммуникативная деятельность пронизывает все аспекты работы над темой. Регулярно проводятся беседы о космосе и космонавтах, где дети учатся выражать свои мысли и слушать других. Составление рассказов развивает связную речь и воображение. Разучивание стихов и отгадывание загадок обогащает словарный запас детей космической терминологией.

В результате проведенной работы у детей формируются не только представления о космосе, но и развиваются важные личностные качества: любознательность, способность к исследовательской деятельности, творческое мышление. Расширение словарного запаса и развитие коммуникативных навыков способствует успешной социализации дошкольников.

Успешной реализации способствовал комплексный подход к организации образовательного процесса. Грамотно организованная развивающая среда создает условия для самостоятельной деятельности детей. Интеграция различных видов деятельности позволяет поддерживать интерес дошкольников к теме космоса. Использование современных образовательных технологий делает процесс познания увлекательным и эффективным.

Активное участие родителей в образовательном процессе обеспечивает единство воспитательных воздействий. Системность и последовательность в работе позволяет постепенно усложнять содержание, учитывая возрастные особенности детей.

Опыт воспитателей МБДОУ №47 г. Белгорода демонстрирует эффективность комплексного подхода к формированию представлений о космосе у дошкольников. Разработанные методические материалы успешно используются в других дошкольных учреждениях города Белгорода и могут быть адаптированы педагогами других регионов для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: Перспектива, 2019. 212 с.
  2. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет) / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. М.: Мозаика-Синтез, 2020. 80 с.
  3. Комарова Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2021. 144 с.
  4. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. М.: Мозаика-Синтез, 2020. 120 с.
  5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: учебно-методическое пособие. М.: Линка-Пресс, 2019. 192 с.