Овсиенко Вера Федоровна
Учитель-дефектолог, ГБОУ СОШ № 13 СП "Детский сад № 29 "Кораблик", г.о.Чапаевск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Овсиенко В.Ф. Процессы моделирования и конструирования при формировании представлений о геометрии у дошкольников с ЗПР // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2377732
Формирование геометрических знаний является неотъемлемой частью обучения элементарным математическим представлениям детей с задержкой психического развития. Данные навыки оказывают огромное влияние на дошкольников, так как служат основой для формирования не только
математических знаний в целом, но и развивают их умственную деятельность.
Многие исследователи отмечают, что дошкольники с ЗПР, испытывают трудности в названии объемных фигур, путают объемные тела с плоскими, часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе, чем обычно. Слабо анализируют форму предмета, запоминают лишь общий вид геометрической фигуры.
Как отмечает Л.Б. Баряева, «геометрическим представлениям, детей с ЗПР, свойственна недостаточная четкость, полнота, дифференцированность и обобщенность. Геометрия – один из наиболее трудных разделов математики, но включение дидактических игр, использование конструкторов и приемов моделирования позволяет детям на практике, осознать некоторые геометрические понятия, создаёт условия для повышения интереса к содержанию учебного материала, обеспечивает доступность и осознанность.
При обучении учитываются возрастные и интеллектуальные возможности детей.
Конструктивно-модельной деятельности организуется в следующей последовательности и состоит из двух модулей.
Первый модуль «Плоскостное моделирование» (с 4-х лет).
Этапы работы:
Знакомство с простейшими плоскостными геометрическими фигурами: круг, треугольник и квадрат.
Использую такие д/игры: «Найди такую же», «Геометрическое лото»
«На что похоже», «Разложи по группам» (объемные, плоскостные, карточки с разными видами треугольников, многоугольников):
Работа на начальном этапе стоится с применением магнитного конструктора так как, он имеет простое соединение, затем включаем в работу конструктор «Тико».
Дети знакомятся с простыми приемами моделирования, чтение схем, подбор деталей и их соединением.
Когда дети хорошо усвоили круг, квадрат, треугольник, знакомим их с овал и прямоугольником.
Дети старшего дошкольного возраста изучают такие геометрические фигуры как, ромб, трапеция, звезда, пяти- шести-восьмиугольники).
Сохраняется тот же принцип, изучения вначале плоскостные геометрические фигуры, затем постепенно вводятся объемные, показывая ребенку разницу между плоскостным и объемным геометрическим телом.
В старшей группе проходит обучение и закрепление геометрических терминов: сторона, угол, вершина, ребро, грани. Дети учатся находить прямой угол среди рисунков других углов. Для знакомства с прямым углом рассматриваются различные фигуры, сравниваются и измеряются у них углы с помощью условной мерки равной по величине прямому углу.
Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.
Используются упражнения на группировку:
Дидактические игры:
Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
При обучении моделированию и работе с конструктором нужно учитывать следующие условия:
На первом этапе обучения детали для конструирования готовит педагог и раскладывает их по контейнерам; Дети конструируют из точного количества фигур и форм.
На втором этапе дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции; Дети согласно предложенной схеме, должны отобрать нужные детали для конструирования опираясь на количество, форму и цвет (педагог представляет детям коробки или контейнеры с конструктором);
На третьем этапе – дети не находят в коробке (в контейнере) необходимой детали, педагог предлагает сконструировать ее из других деталей;
Когда дети хорошо усвоят умение работать по схемам и выполнять плоскостное моделирование, переходим к работе с объемными геометрическими формами.
Второй модуль «Объемное моделирование», дети учатся различать фигуры по внешнему виду, по форме;
В работе используется метод показа отличия плоских и объёмных фигур.
Ведущий способ деятельности при изучении геометрических понятий – это моделирование. Моделирование помогает воплотить абстрактные геометрические понятия в форму, воспринимаемую сенсорикой ребёнка.
Закрепляем умения:
Итак, постоянно изучая и закрепляя в интересной игровой форме знания о геометрических фигурах, к 6 годам ребенок уже будет иметь достаточное представление о геометрии, о плоских и объемных предметах, их свойствах.
Литература: