Процессы моделирования и конструирования при формировании представлений о геометрии у дошкольников с ЗПР

Овсиенко Вера Федоровна

Учитель-дефектолог, ГБОУ СОШ № 13 СП "Детский сад № 29 "Кораблик", г.о.Чапаевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Овсиенко В.Ф. Процессы моделирования и конструирования при формировании представлений о геометрии у дошкольников с ЗПР // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2377732


 

Формирование геометрических знаний является неотъемлемой частью обучения элементарным математическим представлениям детей с задержкой психического развития. Данные навыки оказывают огромное влияние на дошкольников, так как служат основой для формирования не только

математических знаний в целом, но и развивают их умственную деятельность.

Многие исследователи отмечают, что дошкольники с ЗПР, испытывают трудности в названии объемных фигур, путают объемные тела с плоскими, часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе, чем обычно. Слабо анализируют форму предмета, запоминают лишь общий вид геометрической фигуры.

Как отмечает Л.Б. Баряева, «геометрическим представлениям, детей с ЗПР, свойственна недостаточная четкость, полнота, дифференцированность и обобщенность. Геометрия – один из наиболее трудных разделов математики, но включение дидактических игр, использование конструкторов и приемов моделирования позволяет детям на практике, осознать некоторые геометрические понятия, создаёт условия для повышения интереса к содержанию учебного материала, обеспечивает доступность и осознанность.

При обучении учитываются возрастные и интеллектуальные возможности детей.

Конструктивно-модельной деятельности организуется в следующей последовательности и состоит из двух модулей.

Первый модуль «Плоскостное моделирование» (с 4-х лет).

Этапы работы:

Знакомство с простейшими плоскостными геометрическими фигурами: круг, треугольник и квадрат.

Использую такие д/игры: «Найди такую же», «Геометрическое лото»

«На что похоже», «Разложи по группам» (объемные, плоскостные, карточки с разными видами треугольников, многоугольников):

  • сличение по цвету, форме;
  • закрепление их названий;
  • классификация по форме и цвету;

Работа на начальном этапе стоится с применением магнитного конструктора так как, он имеет простое соединение, затем включаем в работу конструктор «Тико».

Дети знакомятся с простыми приемами моделирования, чтение схем, подбор деталей и их соединением.

Когда дети хорошо усвоили круг, квадрат, треугольник, знакомим их с овал и прямоугольником.

Дети старшего дошкольного возраста изучают такие геометрические фигуры как, ромб, трапеция, звезда, пяти- шести-восьмиугольники).

Сохраняется тот же принцип, изучения вначале плоскостные геометрические фигуры, затем постепенно вводятся объемные, показывая ребенку разницу между плоскостным и объемным геометрическим телом.

В старшей группе проходит обучение и закрепление геометрических терминов: сторона, угол, вершина, ребро, грани. Дети учатся находить прямой угол среди рисунков других углов. Для знакомства с прямым углом рассматриваются различные фигуры, сравниваются и измеряются у них углы с помощью условной мерки равной по величине прямому углу.

Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.

Используются упражнения на группировку:

  • фигуры отличаются только по форме;
  • фигуры разного цвета, размеров;

Дидактические игры:

  • нахождение фигуры по образцу («Найди свой домик», «Чей домик быстрее соберется», «Автомобили и гаражи»)
  • нахождение фигуры по названию («Чудесный мешочек», «Дай мне названную фигуру»)
  • нахождение фигуры по описанию (перечисление характерных свойств), «Отгадай»
  • конструирование плоскостных геометрических фигур с использованием других фигур по полным схемам (фигура, цвет);

Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

При обучении моделированию и работе с конструктором нужно учитывать следующие условия:

На первом этапе обучения детали для конструирования готовит педагог и раскладывает их по контейнерам; Дети конструируют из точного количества фигур и форм.

На втором этапе дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции; Дети согласно предложенной схеме, должны отобрать нужные детали для конструирования опираясь на количество, форму и цвет (педагог представляет детям коробки или контейнеры с конструктором);

На третьем этапе – дети не находят в коробке (в контейнере) необходимой детали, педагог предлагает сконструировать ее из других деталей;

Когда дети хорошо усвоят умение работать по схемам и выполнять плоскостное моделирование, переходим к работе с объемными геометрическими формами.

Второй модуль «Объемное моделирование», дети учатся различать фигуры по внешнему виду, по форме;

  • знакомство с объемными фигурами (созданными педагогом и детьми из конструктора куб, призма, параллелограмм, многогранник);
  • закрепление названий частей и геометрических понятий вершина сторона;
  • формирование умения сличать плоскостные фигуры с объемными;

В работе используется метод показа отличия плоских и объёмных фигур.

Ведущий способ деятельности при изучении геометрических понятий – это моделирование. Моделирование помогает воплотить абстрактные геометрические понятия в форму, воспринимаемую сенсорикой ребёнка.

Закрепляем умения:

  • внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру;
  • делить схему на составные части;
  • раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией;
  • рисовать детали, из которых собрана конструкция;
  • соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию.
  • обучение способам работы по развернутой схемой (полной и контурной)
  • самостоятельное моделирование объемных форм
  • моделирование построек по схемам
  • моделирование построек с использованием карточек с изображением плоскостных фигур
  • конструирование построек по образцу.

Итак, постоянно изучая и закрепляя в интересной игровой форме знания о геометрических фигурах, к 6 годам ребенок уже будет иметь достаточное представление о геометрии, о плоских и объемных предметах, их свойствах.

 

Литература:

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУим. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002. 479 с.
  2. Житомирский В.Г. Геометрия для малышей / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. М.: Просвещение, 2009. 144 с.
  3. Житомирский, В.Г. Путешествие по стране Геометрии. М., 2008. 345 с.
  4. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. 2008. № 17, 18.
  5. Скавычева Е.Н. ТИКО конструктор как средство развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста / Е.Н. Скавычева, А.С. Гаврилова // Педагогический вестник. 2020. № 17. С. 68-69.
  6. Шарабаева Т.В. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста // Образование в Республике Коми. Воркута. 2012. №1.20 с.