Взаимодействие с родителями в контексте ФОП ДО: секреты успешной работы

Вакуленко Татьяна Сергеевна
Парфенова Светлана Владимировна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Вакуленко Т.С., Парфенова С.В. Взаимодействие с родителями в контексте ФОП ДО: секреты успешной работы // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2377638


 

Аннотация: Данная статья посвящена взаимодействию педагогов с родителями детей дошкольного возраста в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). В ней рассматриваются ключевые аспекты эффективного сотрудничества между педагогами и родителями, включая совместную разработку индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка, организацию встреч и обсуждений, обмен опытом и мнениями. Также обсуждаются методы повышения уровня доверия и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. Статья будет интересна воспитателям детских садов, родителям и всем, кто интересуется вопросами дошкольного образования и воспитания.

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования, сотрудничество, взаимопонимание, партнёрство.

Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования с 1 сентября 2023 года стала единой для всех дошкольных учреждений нашей страны. Одной из основных целей новой единой программы является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, а также повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Исходя из этой цели, правильное и полноценное взаимодействие с родителями воспитанников является главнейшим фактором обеспечения качественного развития воспитанников. Семейное воспитание является главным и играет важнейшую роль в становлении личности ребёнка. Но в то же время, окружающая социальная среда, в которой находится дошкольник, к примеру дошкольное образовательное учреждение, оказывает серьёзное влияние на развитие личности ребёнка. При понимании особенностей семейных отношений возможно грамотно спланировать и максимально вовлечь родителей в образовательную деятельность детей. Вторым ключевым аспектом является грамотное планирование образовательной работы, учитывая возрастные особенности детей.

Семья − это сложная система взаимоотношений, которая требует от каждого её члена терпения, понимания и любви. В семье каждый человек уникален со своими мыслями, чувствами и потребностями. Каждая семья уникальна и требует индивидуального подхода. Именно это должны учитывать педагоги, для успешного взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитанники на разном возрастном этапе своего развития нуждаются абсолютно в разной помощи и поддержке со стороны взрослых. Задача воспитателей детского сада, увидеть, какая помощь требуется ребёнку и помочь ему, разработав подходящую стратегию совместно с родителем. Но реальность такова, что полноценное привлечение родителей в образовательную деятельность на данный момент трудна и имеет множество препятствий. В реальной практике взаимодействие педагогов с семьями воспитанников может быть успешным только при наличии чётко выстроенной системы.

Работая в МБДОУ д/с № 47 г. Белгород, используя принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, мы разработали свою систему взаимодействия с родителями. Она состоит из 4 основных пунктов:

  1. Выстраивание деловых, партнерских отношений с родителями;
  2. Нахождение и обозначение общей цели работы;
  3. Подбор механизмов воздействия на детей с помощью родителей;
  4. Использование актуальных и активных форм взаимодействия.

Первым аспектом успешной работы педагогов с родителями воспитанников будет установление между педагогами и родителями партнерских отношений, в целях объединения совместных усилий, направленных на полноценное развитие детей. Поэтому очень важно наладить доверительные отношения между педагогами и родителями, тем самым заинтересовать их двигаться к общей цели.

Ещё одним секретом успешного взаимодействия является использование активных форм взаимодействия, таких как: мастер-классы, родительские собрания, совместное проведение мероприятий и досуга, интерактивах, группы встреч, тренинги. Данные методы должны вовлекать родителей в образовательный процесс. Вовлеченность родителей и активное участие в совместных мероприятиях позволит исключить дефицит общения между ребенком и родителем. Для детей очень важна совместная деятельность с родителями, будь это творческая работа или спортивное соревнование, так они чувствуют себя значимыми в семье.

Во время работы с родителями могут возникнуть разногласия и конфликты, поэтому, очень важна профессиональная подготовка воспитателей в сфере умения предотвращать и разрешать конфликты и спорные ситуации. Педагоги и специалисты дошкольного учреждения должны быть профессионалами своего дела и иметь психологическую подготовку. В конфликтных моментах педагог должен быть готов к адекватной реакции и уметь находить конструктивные решения в сложившейся ситуации.

Данные методы могут помочь педагогам дошкольных образовательных учреждений укрепить взаимоотношения в семьях воспитанников и сделать образовательный процесс более эффективным. Таким образом, эффективное взаимодействие с родителями является ключевым элементом успешного обучения детей. Для достижения этой цели важно создать доверительную атмосферу, поддерживать регулярную коммуникацию, организовывать совместные мероприятия и использовать современные технологии. Взаимодействие должно быть двусторонним, основанным на взаимном уважении и понимании. Только так можно достичь успеха в обучении и воспитании детей.

 

Литература:

  1. Бабынина Т.Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова, В.Э. Головенко. М.: Огни, 2019. 128 c.
  2. Гулидова Т.В. Взаимодействие детского сада с семьей в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников. Семейные праздники, физкультурные занятия, консультации для родителей / Т.В. Гулидова, Н.А. Осипова. М.: Учитель, 2021. 568 c.
  3. Додокина Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Средняя группа от 4 до 5 лет: родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект карт / Н.В. Додокина. М.: Учитель, 2018. 846 c.
  4. Кочетова Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Соответствует ФГТ и ФГОС. М.: Учитель, 2022. 625 c.