Везирова Раиса Жабировна
Бережная Елена Васильевна
Медведева Елена Анатольевна
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская обл, Ракитянский р-н, с. Дмитриевка
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская обл, Ракитянский р-н, с. Дмитриевка
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская обл, Ракитянский р-н, с. Дмитриевка
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Везирова Р.Ж., Бережная Е.В., Медведева Е.А. Подходы исследователей к проблеме формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2377623
Вечность и актуальность нравственного воспитания детей неоспоримы. С древнейших времен педагогика признавала и ставила вопрос о важности роли нравственного воспитания в развитии и становлении личности. Его корни уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считался человек физически и нравственно красивый.
Спустя много веков, Я. А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [5, с.8]
Иоганн Герберт выдвинул нравственное воспитание на первый план в разработке педагогических вопросов. В частности, он выступал за привитие детям смирения, дисциплины и отказа от подчинения авторитету, написав: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность» [6, с. 25].
Л. Н. Толстой придавал большое значение нравственному воспитанию и считал, что среди всех наук, которые должен знать человек, важнейшей является наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и делая как можно больше добра.
Однако среди педагогов-классиков всех эпох наиболее полно и ярко описал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании» писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… » [22, с. 34].
Современные педагоги и психологи придают большое значение вопросам нравственного воспитания. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей и методов убеждения, умелого сочетания их и накопления положительного нравственного опыта. В своих работах ученые подчеркивают важность воспитания у детей нравственных эмоций и развития нравственных отношений [5, с.112].
Дошкольный возраст – важный период формирования культуры поведения. По мнению В.Г. Нечаевой и В.И. Логиновой этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Еще больше меня впечатлило знаменитое высказывание прекрасного педагога А.С. Макаренко: Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».
Работы Э.К. Сусловой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной. посвящены исследованию содержательных вопросов поведенческой культуры.
Сегодня государство стремится создать правовое общество с культурой хороших межличностных отношений, которое будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплиной. Такое общество нуждается в нравственном воспитании каждого. Социальная мораль поддерживается силой общественного мнения, выражающего оценку нравственного и аморального поведения человека.
Позитивное умственное развитие старших дошкольников способствует более высокой степени поведенческой осведомленности, чем у детей среднего дошкольного возраста. Дети в возрасте 6-7 лет начинают понимать смысл моральных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих действий. Поведение становится более целенаправленным и осознанным. Создаются возможности для развития у детей чувства ответственности за свои действия, самоконтроля и организованности. В дошкольном возрасте у детей накапливается первый опыт этического поведения, развиваются начальные организационные и дисциплинарные навыки поведения, навыки построения позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение заниматься интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей среды.
Человеческие отношения основаны на двух важных понятиях: правило и норма. Эти понятия рассматриваются как установленные последовательности действий и отношений. Но правило имеет особый и более узкий смысл. Правило могут быть единичным, связанным с конкретной ситуацией, конкретным предметом: правило использования предмета, правила поведения за столом и так далее. Нормы носят более общий характер; они описывают общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах. Например, воспитатель знакомит детей с правилами: садясь за урок, стул нужно придвигать тихо; если рядом кто-то отдыхает, нельзя играть в шумные игры; если зашел гость, нужно пригласить его пройти и присесть − это правила. Они конкретизируют норму – быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим тебя людям.
В старшем дошкольном возрасте дети более гибко относятся к соблюдению правил и стремятся их понять. Кроме того, старшие дошкольники начинают понимать неоднозначность применения одних и тех же правил к разным ситуациям и способны видеть несоответствия в некоторых правилах (всегда ли нужно помогать товарищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т.д). Императивная функция норм должна выступать не как догма изначально, а как необходимые, сознательно принимаемые условия [23, с.10].
Необходимым условием успешного усвоения дошкольниками нравственных и этических норм является организация практики поведения. Речь идет об упражнениях и совместной деятельности, в ходе которых усвоенные правила могут при определенных условиях стать нормами поведения для каждого ребенка и для группы в целом. Формирование поведенческой культуры дошкольного возраста наглядно отражается на отношениях с окружающими людьми, сверстниками и взрослыми, природой, самим собой и т. д.
В контексте формирования коллективных отношений следует рассматривать и вопрос воспитания культуры поведения. Конечно, поведенческая культура не ограничивается «детским обществом». Она реализуется в отношениях со взрослыми, но более многогранную роль играет во взаимодействии детей со сверстниками. Если дети вежливы и дружелюбны по отношению к взрослым, готовы помочь им и сотрудничать с ними, это всегда вызовет у них положительную реакцию.
Как ни странно, подобное поведение по отношению к сверстникам может вызвать противоположную реакцию: иногда дети удивляются «слишком вежливому» ребенку и даже могут посмеяться над его хорошими манерами. Это значит, воспитание культуры поведения и взаимоотношений должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение социально принятым нормам и правилам и их выражению в речи, мимике, жестах и действиях, а с другой стороны, обращать внимание на социальный контекст, в котором они используются.
Конечно, самое главное в отношениях между людьми – это их истинное отношение друг к другу, их искренность, доброжелательность, готовность сочувствовать и помогать. Но важна и форма, в которой человек выражает искренность по отношению к другим. Внешних форм выражения может быть недостаточно для выражения внутреннего состояния. Бывает и наоборот - формы общения приятны, уважительны, а по сути, человек испытывает противоположные чувства к объекту общения.
В ФОП ДО − задачи воспитания культуры поведения рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и формулируются в сфере социальных отношений: обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО; содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых; поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности; обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствия несоблюдения принятых правил; расширять представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе.
Педагоги предоставляют детям возможность рассказать о себе, выразить свои потребности и пожелания, развить самооценку и уверенность в себе, а также подчеркнуть достижения детей. Знакомят детей с их правами. Обогащают представление детей о расширении форм поведения и действий в ситуациях взросления (помощь взрослым в семьях и группах, сопереживание и поддержка детей с ограниченными возможностями в дошкольном учреждении; уход и поддержка детей младшего возраста). Воспитатель также знакомит дошкольников с основными эмоциями и чувствами, анализирует причины и события, приводящие к возникновению эмоций у детей, рассматривает примеры из детского жизненного опыта, литературных и художественных произведений, фильмов и мультфильмов. Учит детей понимать свои собственные и чужие эмоциональные состояния, говорить о них и показывает примеры эмоциональной поддержки и соответствующие возрасту способы регулирования своего эмоционального состояния. Обогащает представления о доме, семье и родственных отношениях. Способствует пониманию того, как забота, любовь и уважение друг к другу отражаются в семье. Рассматривает проявления семейных традиций и отношения к старшим членам семьи. Расширяет представления детей об уходе и правилах оказания посильной помощи больным членам семьи. Воспитатель поддерживает стремление ребенка стать членом детского коллектива: иметь непосредственную среду общения и предпочтения, стремиться к деловому сотрудничеству, ориентироваться на свои способности и способности сверстников. Помогает овладеть навыками совместной деятельности: принятие общих целей, согласование способов деятельности, внимание друг к другу при выполнении совместных задач, проявление заинтересованности в достижении результата, выражение отношения к результатам и взаимоотношениям.
Поддерживает предотвращение и самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций, взаимные уступки и выяснение причин разногласий. Обогащает опыт освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками. В совместной деятельности с детьми педагоги поощряют групповые дискуссии и разрабатывают интерактивные правила, которые помогут детям понять последствия несоблюдения принятых правил. Расширяет понимание правил поведения в общественных местах, ответственности внутри группы. Обогащает словарный запас ребенка вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня и здоровья, пожалуйста, извините, спасибо). Развивает положительное отношение к дошкольному образованию; поддерживает стремление детей соблюдать порядок и чистоту в группе, адаптировать пространство к предстоящим занятиям и развивать бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО. Привлекает детей к подготовке к мероприятиям для родителей, пожилых людей и младших детей в ДОО. Помогает детям обрести чувство гордости и удовлетворения от своей деятельности [25, с. 31].
Итак, можно сделать вывод о подходах исследования проблемы культуры поведения: дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности. Исследования подтверждают, что именно в эти годы посредством целенаправленного обучения закладываются основы нравственного облика человека. Одной из основных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения.
Литература: