Использование игровых технологий по развитию речи для дошкольников 5-6 лет в работе учителя-логопеда

Утюжникова Светлана Сергеевна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад "Буратино", с. Кыра, Забайкальский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Утюжникова С.С. Использование игровых технологий по развитию речи для дошкольников 5-6 лет в работе учителя-логопеда // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2377347


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Рисунки к статье


 

В коррекционном процессе является совместная разработка индивидуального коррекционно-развивающего маршрута в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Разработана модель сопровождения детей дошкольного возраста в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.

Речь − важнейшая творческая психическая функция человека. Дети должны запоминать и воспринимать довольно много информации. В настоящее время, наметилась тенденция дефицита речевого общения. Речь детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи.

Направления логопедической работы:

  • Коррекционно-развивающая работа;
  • Консультативно-просветительская работа;
  • Организационно-методическая работа;

Пропедевстическая работа:

Каковы причины возникновения речевых нарушений?

  • ухудшение экологической обстановки;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины;

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем основывается на интегрированной взаимосвязи в работе с детьми дошкольного возраста.

Интегрированная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя:

  • Осуществление воспитателем связи логопеда с родителями;
  • Контроль воспитателя за речью детей в свободное время;
  • Занятия по развитию речи;
  • Обогащение речевой практики детей в процессе режимных моментов;

Коррекционно-развивающая работа:

  • Комплексное обследование развития речи;
  • Сенсорное развитие, развитие словаря, развитие связной речи;

В логопедическом кабинете оборудована предметно-развивающая среда, которая является мастерской логопеда (рис. 1);

Нейроигры для развития речи (рис. 2)

Использование атрибутов дыхательной гимнастики (рис. 3).

Развитие творческого воображения, связной речи с элементами ИЗО (рис. 4).

Рассмотрим использование нетрадиционной техники рисования «Зеркальное рисование», в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями.

В настоящее время такая техника является актуальной, популярной, так как изобразительная деятельность благоприятна для развития речи, она развивает представления детей об окружающих предметах, способствует речевой активности, можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий, развиваются коммуникативные навыки у детей.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение, благодаря созданию рисунков, дети усваивают речевой материал, а продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, для формирования активного словаря.

Применение нетрадиционной техники рисования «Зеркальное рисование» в логопедической работе с детьми 5-6 лет, является необычной техникой, так как «Зеркальное рисование» и материалы привлекают детей творить. Выбрали доступный, простой вариант − это рисование на кефире, так как эта техника абсолютно безопасна для детей.

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Зеркальное рисование», как средством развития фантазии и воображения;

Задачи:

  • Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
  • Формировать воображение, творчество, фантазию;
  • Передать личный опыт по предложенной теме;

Материалы и инструменты для работы:

  • Бумага формата А4;
  • Гуашь;
  • Кефир;
  • Ватные палочки;
  • Жидкое мыло;
  • Ёмкость для создания рисунков;

Работа в технике рисования проходит в несколько этапов (рис. 5):

  1. В пластиковые тарелки наливаем кефир.
  2. Опускаем кисточку с краской в кефир и ждём, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного диаметра. Можно сделать на брызги кисточкой по кефиру;
  3. Берём ватную палочку, обильно смачиваем её жидким мылом и рисуем разные линии, узоры на кефире, делаем отпечаток на листе бумаги;

Выставка работ воспитанников логопункта (рис. 6-8).

Развитие моторики у детей с использованием ладошек (рис. 9-10).

Таким образом, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования помогает детям почувствовать гармонию красок, позволяет развивать сенсорную сферу, мелкую моторику рук и совершенствовать состояние речи. Занятия рисованием превращаются в увлекательный творческий процесс педагога и ребёнка, вызывает у детей радость, восторг, способствует развитию всех компонентов речи, повышает зрительно-моторную координацию.

Используя в своей работе игровые технологии, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у педагога и детей..

 

 Литература

  1. Басаргина Л.В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения. Новосибирск: СГУПСа, 2008. С. 281-287
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с.
  3. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. М.: Айрис-пресс, 2021.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Каро, 2010.

 ПРИЛОЖЕНИЕ: Рисунки к статье