Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС

Замятина Валентина Ринатовна

Учитель, МАОУ СОШ № 30, г. Томск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Замятина В.Р. Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2377230


 

Совершенствование образовательной системы в Российской Федерации связано с интеграцией страны в глобальное образовательное сообщество. Одним из критериев эффективности этого процесса является соответствие международным образовательным стандартам, в которых развитие функциональной грамотности выделяется как одна из ключевых задач в сфере образования.

Функциональная грамотность действительно охватывает несколько ключевых аспектов, которые помогают человеку успешно ориентироваться в современном мире и эффективно решать различные жизненные задачи.

Основные компоненты функциональной грамотности включают:

Читательская грамотность – способность понимать тексты разных типов (научные, художественные, информационные), анализировать их содержание и использовать полученную информацию для решения практических задач.

Математическая грамотность – владение базовыми математическими навыками и умениями, необходимыми для выполнения расчетов, анализа данных и принятия решений в повседневной жизни.

Естественно-научная грамотность – понимание основных научных концепций и процессов, а также умение применять эти знания для объяснения природных явлений и решения проблем, связанных с окружающей средой.

Финансовая грамотность – знание основ управления личными финансами, включая планирование бюджета, инвестиции, кредиты и страхование.

Креативное мышление – способность генерировать новые идеи, находить нестандартные подходы к решению задач и адаптироваться к изменениям.

Глобальные компетенции – умение работать в межкультурном контексте, осознавать глобальные вызовы и принимать участие в решении мировых проблем.

Эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга, обеспечивая целостный подход к развитию функциональной грамотности у учащихся.

Российские школьники традиционно показывают высокие результаты по предметным знаниям, особенно в математике и естественных науках,

однако им сложнее переносить эти знания на решение реальных жизненных ситуаций.

Причины этого могут быть связаны с несколькими факторами:

1. Традиционная система обучения

В российской системе образования традиционно делается акцент на запоминание информации и выполнение стандартных заданий, что может ограничивать развитие критического мышления и творческих подходов к решению задач. Учебники и программы часто ориентированы на передачу готовых знаний, а не на формирование умений их применения.

2. Недостаток практико-ориентированных заданий

Школьникам редко предлагают задания, требующие использования знаний в реальной жизни. Это снижает мотивацию и затрудняет понимание того, зачем нужно изучать те или иные предметы. Практические задачи, связанные с жизнью, могли бы способствовать лучшему усвоению материала и его применению.

3. Низкий уровень развития метапредметных компетенций

Метапредметные компетенции, такие как умение искать информацию, проводить исследования, работать в команде и самостоятельно организовывать свою деятельность, остаются недостаточно развитыми. Эти навыки важны для успешного функционирования в современном обществе, где требуется гибкость и адаптация к изменяющимся условиям.

4. Слабое внимание к междисциплинарному обучению

Знания часто преподаются изолированно от других предметов, что затрудняет интеграцию и применение их в комплексе. Например, чтобы решить задачу, связанную с экологией, может потребоваться знание биологии, химии и математики одновременно. Междисциплинарный подход помогает лучше понять связи между различными областями знаний и развить системное мышление.

Для улучшения ситуации необходимо внедрять изменения в образовательный процесс:

Практическое обучение: Увеличение количества заданий, направленных на применение знаний в реальных ситуациях. Это могут быть проекты, кейс-стади, лабораторные работы и т.д.

Развитие метапредметных навыков: Введение специальных курсов или модулей, посвящённых развитию исследовательских, аналитических и коммуникативных способностей.

Интеграция дисциплин: Создание учебных программ, которые будут интегрировать знания из различных областей, показывая их взаимосвязь и взаимозависимость.

Поддержка учителей: Повышение квалификации педагогов, чтобы они могли более эффективно обучать школьников использованию знаний в практике.

Начальная школа играет ключевую роль в формировании читательской грамотности и интереса к литературе у детей. Этот этап закладывает основы для дальнейшего развития любви к чтению и способности осознанно воспринимать текстовые материалы.

Почему важно уделять особое внимание чтению в начальной школе?

Формирование базовых навыков чтения. На этом этапе дети учатся читать, распознавать слова и предложения, а также понимать смысл прочитанного. Если этот процесс проходит гладко и увлекательно, ребенок будет чувствовать уверенность в своих силах и желание продолжать чтение.

Развитие воображения и эмоционального интеллекта. Чтение книг позволяет детям погружаться в мир фантазий, переживать вместе с героями их приключения и эмоции. Это способствует развитию эмпатии, креативности и способности выражать свои мысли и чувства.

Создание фундамента для дальнейшего обучения. Умение читать и понимать тексты является необходимым условием для освоения всех остальных школьных предметов. Без хорошей читательской базы ребенку будет сложно справляться с учебниками, статьями и другими материалами.

Как решается эта проблема в рамках Федерального государственного стандарта?

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) уделяет большое внимание формированию читательской компетентности младших школьников.

Основные цели и задачи, направленные на достижение этой цели, включают:

Развитие интереса к чтению. Программа предусматривает использование разнообразных форматов текстов (сказки, рассказы, стихи, научно-популярные статьи и др.), чтобы заинтересовать ребенка и показать ему, насколько многогранен мир литературы.

Осознание себя как читателя. Дети должны научиться оценивать свои собственные предпочтения в чтении, понимать, какие жанры и темы им нравятся больше всего, и уметь делать выбор в пользу тех книг, которые соответствуют их интересам.

Умение использовать чтение как средство самообразования. ФГОС подчеркивает важность самостоятельного выбора книг и их осмысленного прочтения. Ребенок должен учиться извлекать полезную информацию из текста и применять ее в своей жизни.

Активизация творческого потенциала. Чтение должно стимулировать воображение и творческое мышление. Для этого используются различные формы работы с текстом: обсуждение прочитанного, написание отзывов, создание иллюстраций и даже инсценировки.

Какие методы применяются для достижения этих целей?

Чтение вслух. Учителя читают детям книги, демонстрируя правильное произношение и интонации, а также обсуждают с ними сюжет и персонажей.

Проектная работа. Детям предлагаются проекты, связанные с литературой, например, создание собственных рассказов, комиксов или иллюстрированных альбомов.

Литературные игры и конкурсы. Различные викторины, квесты и театрализованные представления помогают сделать процесс чтения более увлекательным и интерактивным.

Обсуждение и рефлексия. После прочтения книги проводится обсуждение, в ходе которого дети делятся своими впечатлениями, высказывают мнения и задают вопросы.

Начальная школа играет важную роль в формировании читательской грамотности и интереса к литературе. Благодаря правильно выстроенной образовательной программе каждый ученик имеет возможность стать

уверенным и любознательным читателем, готовым к дальнейшему самостоятельному освоению мира знаний через книги.

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения является важной задачей образовательного процесса. Оно подразумевает не только обучение технике чтения, но и развитие у детей способности понимать, интерпретировать и анализировать тексты, а также формировать собственное отношение к прочитанному. Вот основные аспекты и приёмы, которые способствуют этому процессу:

Аспекты формирования читательской грамотности:

Техника чтения:

Скорость чтения;

Правильность чтения;

Выразительность чтения.

 

Понимание текста:

Понимание смысла слов и предложений;

Осмысление структуры текста;

Интерпретация идей и сюжетов.

 

Анализ текста:

Определение главных мыслей и тем;

Анализ персонажей и их действий;

Оценка авторской позиции.

 

Оценочное отношение к тексту:

Формирование собственного мнения о произведении;

Способность аргументировать свою точку зрения;

Эмоциональный отклик на текст.

 

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках:

Чтение вслух:

  • Учитель читает текст выразительно, демонстрируя правильную интонацию и темп.
  • Ученики читают по цепочке, развивая навыки чтения вслух.

Диалоговое чтение:

  • Вопросы учителя после каждой части текста стимулируют обсуждение и анализ.
  • Совместное обсуждение помогает ученикам лучше понять текст и выразить свое мнение.

Перекрестное опрашивание:

  • Один ученик задает вопросы другим ученикам по содержанию текста, проверяя их понимание.
  • Это развивает навыки формулирования вопросов и ответов, а также критическое мышление.

Иллюстрации и визуализация:

  • Рисование картинок или создание коллажей, отражающих ключевые моменты текста.
  • Использование визуальных материалов для лучшего понимания и запоминания.

Драматизация:

  • Инсценировка отрывков из текста помогает ученикам глубже погрузиться в материал и лучше понять характеры персонажей.
  • Роли распределяются среди учеников, что развивает навыки публичных выступлений и командной работы.

 

Ведущие вопросы:

  • Задаваемые учителем вопросы перед началом чтения направляют внимание учеников на важные моменты текста.
  • Ответы на вопросы после чтения позволяют проверить понимание и углубить анализ.

 

Создание текстов:

  • Написание коротких рассказов, стихов или эссе на основе прочитанного.
  • Творческая переработка текста помогает закрепить понимание и развить писательские навыки.

 

Книжные клубы:

  • Организация регулярных встреч, на которых ученики обсуждают прочитанные книги, делятся своими впечатлениями и рекомендуют друг другу интересные произведения.
  • Такое общение развивает навыки коммуникации и критического мышления.

 

Работа с разными типами текстов:

  • Чтение и анализ художественных, информационных, публицистических и других видов текстов.
  • Ознакомление с разнообразием жанров и стилей помогает расширить кругозор и развить гибкость восприятия.

 

Игровые элементы:

  • Викторины, кроссворды, ребусы и другие игровые задания, основанные на содержании прочитанных текстов.
  • Игровой формат делает уроки более интересными и мотивирует учеников к активному участию.

 

Совместное чтение дома:

  • Родителям рекомендуется читать вместе с детьми, обсуждать прочитанное и помогать в понимании сложных моментов.
  • Домашняя поддержка усиливает эффект уроков и способствует формированию устойчивого интереса к чтению.
  • Для младших школьников важно подбирать упражнения, которые будут интересны и понятны, а также будут соответствовать их уровню развития.

 

Вот несколько упражнений, которые помогут учащимся начальных классов улучшить скорость чтения:

1. Чтение по слогам

Разделите слово на слоги и попросите ребёнка читать сначала первый слог, потом второй, третий и так далее. Это поможет ребёнку привыкнуть к быстрому переходу от одного слога к другому.

2. Игра "Кто быстрее?"

Предложите ребёнку соревнование: кто быстрее прочитает короткую фразу или предложение. Можно использовать секундомер, чтобы добавить элемент азарта.

3. Карточки со словами

Подготовьте карточки с простыми словами и предложите ребёнку быстро называть их. Это упражнение поможет улучшить восприятие слов и ускорить чтение.

4. Скороговорки

Чтение скороговорок развивает артикуляцию и скорость речи, что положительно сказывается на скорости чтения. Начните с простых скороговорок и постепенно усложняйте их.

5. Таблицы с буквами

Создайте таблицы с буквами алфавита и попросите ребёнка быстро находить и называть буквы. Это улучшит зрительное восприятие и реакцию.

6. Словесные пазлы

Нарежьте простые слова на отдельные буквы и предложите ребёнку собрать их обратно. Это развивает моторику и ускоряет чтение.

7. Игры с картинками

Показывайте ребёнку картинки и просите назвать, что на них изображено. Это помогает связывать образы с названиями и ускоряет процесс узнавания слов.

8. Рисуем пальцем

Пусть ребёнок проводит пальцем под строкой текста, читая его вслух. Это научит его следить за текстом и избегать возвратов к уже прочитанным словам.

9. Лото с буквами и словами

Играйте в лото, где вместо цифр используются буквы или короткие слова. Ребёнок должен быстро находить нужные буквы или слова на карточке.

10. Рассказывание историй

Попросите ребёнка рассказать историю, которую он недавно читал. Это укрепит память и поможет быстрее вспомнить прочитанный текст.

Эти упражнения направлены на развитие зрительного восприятия, моторики, памяти и концентрации, что напрямую влияет на скорость чтения.

Заключение

Таким образом, улучшение уровня функциональной грамотности требует комплексного подхода, включающего изменение содержания образовательных программ, методов преподавания и оценку достижений учащихся. Важно помнить, что регулярность занятий и позитивный настрой играют ключевую роль в успехе. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи и поддерживать его интерес к чтению!