Формирование социально активной личности младших школьников

Житенева Татьяна Геннадьевна

Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат № 113, г. Самара

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Житенева Т.Г. Формирование социально активной личности младших школьников // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2377124


 

Социальное формирование личности − естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека.

Изменяя мир, активная личность совершенствует свои способности, знания, умения и мастерство, а значит, изменяет и «создаёт себя» с положительной, конструктивной стороны, но, с другой стороны, современный мир наполнен и кризисными явлениями (экологические, социальные, политические, энергетические проблемы, проблемы эффективности образования, воспитания нравственности и культуры и т. д.). В связи с этим особо остро возникает проблема формирования социально активной личности младших школьников.

В младшем возрасте, когда детям все любопытно, у них присутствует тяга к знаниям, интерес ко всему новому и неизведанному. Огромную роль на формирование социальной активности личности ребенка оказывают его семья и, конечно же, воспитатели, учителя, педагоги, которые помогают усвоить ребенку социальный опыт по мере его психического, интеллектуального и личностного развития, то есть вовлекают его в процесс социализации личности.

В процессе социализации ребенок получает социальный опыт − результат активных действий, взаимодействий с окружающим миром.

Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. Социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ребенка.

Педагоги младших классов, формируя социально активную личность в каждом своем ученике, как правило, всегда ставят перед собой важные цели:

  • помогать ребенку формировать и использовать свой социальный опыт, полученный ранее (в семье, детском саду);
  • адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать представления о них детям;
  • воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях материально, социального, физического неравенства;
  • оградить детей от асоциальных влияний, воздействий, сформировать навыки выживания и духовного противостояния асоциальным процессам.

Также процесс воспитания в младшем школьнике социально активной личности выстраивает перед педагогами ряд важнейших задач, которые последние обязаны выполнять:

  • развивать у школьников гражданского самосознания;
  • формировать значимых для ребенка и общества социальных качеств личности (активность, предприимчивость и др.);
  • формировать в сознании ребенка важности здорового образа жизни и осознания бесценности здоровья;
  • формировать положительную систему нравственных и духовных ценностей;
  • вовлекать детей в совместную трудовую деятельность и т. д.

Педагог «создавая», «взращивая» в своем ученике личность, в первую очередь, всегда формирует у ребенка представление о самом себе, о своей самооценке и о своем внутреннем «Я», а затем и о своем месте в группе, классе, школьном коллективе, в обществе и т. д.

Все это происходит благодаря:

  • различным играм, конкурсам, викторинам;
  • тренингам, беседам (на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Какие хорошие и плохие качества людей я знаю?» и т.д.);
  • работе в группах (по благоустройству и озеленению класса и пришкольной территории);
  • чтению и обсуждению книг;
  • рисованию (на темы «Какой я», «Моя семья») и т.д.

Первый вопрос, который решается − это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде, формирование представлений о школьных правилах.

Во 2-4 классе немного усложняется методика. Например, на занятиях по русскому языку идет развитие речи с элементами культуры речи − это закрепление основных формул речевого этикета, культура диалога, речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения в споре. В литературном чтении − это библиографическая культура. Использование коммуникативных технологий. Цель данных занятий - научить школьников общаться с одноклассниками и взрослыми; быть активным; уважать другую точку зрения; смотреть на изучаемые явления с различных точек зрения.

На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни - идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах - идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром. Это практические работы, наблюдения, экскурсии.

Хотелось бы особенно отметить влияние игр на социально-личностные качества младших школьников. С приходом детей в школу ведущей деятельностью становится учебная. Но в подготовительных, первых классах, тем более у детей с нарушением интеллекта игра также занимает очень важное место.

Игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – помогают повысить активность детей, снять напряжение, создают благоприятный эмоциональный фон.

Сюжетно-ролевые игры помогают воспитанникам стать более социально активными, повысить чувство ответственности, улучшить взаимоотношения между детьми, что способствует сплочению дружного коллектива.

Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Дети для игры объединяются по несколько человек. Такие совместные игры помогают прорабатывать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения.

От правильного руководства игрой, от своевременного выполнения игровых действий, умение обогащения сюжетно – ролевой игры, зависит успех выполнения игровых действий, умений детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора, речи детей.

Педагог должен обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.

Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы: «Школа», «Библиотека» «Супермаркет», «Салон красоты», «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» …

Можно поиграть с детьми, например в игру «Зоопарк». Дети покупают билеты и экскурсовод (им ребята могут быть поочередно) рассказывает, где и как живут птицы, звери, как нужно за ними ухаживать.

Выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы «им дали роль».

Именно сюжетно − ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для личностного развития детей при вхождении в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой.

Сюжетно − ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому имеет важное значение для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Итак, благодаря работе по формированию социально активной личности ребенок:

  • приобретает четкие представления о нормах и правилах, установившихся в социуме;
  • учиться чувствовать и понимать других людей, более глубоко познавать их эмоции;
  • приобщается к общечеловеческим ценностям − красоте, добру, счастью, здоровью, семье и т. д.;
  • видит ценность представителей флоры и фауны на Земле, учится сохранять экологию и тем самым планету;
  • приобретает уверенность в себе;
  • познает самого себя;
  • учится принимать свои собственные решения и достигать результаты, которые поставлены определенными целями и т. д.

Таким образом, используя различные способы (проведение беседы, в процессе игры, выполнение различных заданий), педагог может создать благоприятные условия для формирования понимания активной роли человека в обществе у младших школьников.