Формирование нравственно-творческих чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции в современных условиях (из опыта работы МБДОУ д/с №47 г. Белгорода)

Азизова Лейла Октай кызы
Мурзова Маргарита Сергеевна

Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Азизова Л.О., Мурзова М.С. Формирование нравственно-творческих чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции в современных условиях (из опыта работы МБДОУ д/с №47 г. Белгорода) // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2376649


 

В Год семьи особенно важно подчеркнуть значимость семейных ценностей и традиций в формировании нравственно-творческих чувств у дошкольников. Как музыкальный руководитель и воспитатель МБДОУ д/с №47 г. Белгорода, мы хотим поделиться опытом работы в этом направлении, который приобрёл особую специфику в связи с текущей оперативной обстановкой в нашем городе.

Несмотря на определённые ограничения в формате работы детского сада, мы смогли адаптировать нашу деятельность таким образом, чтобы продолжать эффективно работать над формированием семейных ценностей у наших воспитанников. Мы убеждены, что именно в сложные периоды особенно важно сохранять и укреплять семейные традиции, которые становятся надёжной опорой для детей и взрослых.

В своей работе мы делаем акцент на создании особой эмоциональной атмосферы, способствующей развитию нравственно-творческих чувств у детей. Каждое мероприятие, которое мы проводим, направлено на укрепление семейных связей и формирование у детей глубокого понимания семейных ценностей, уважения к старшему поколению и осознания важности сохранения семейных традиций. Совместная деятельность детей и родителей направлена на создание условий для эмоционального сближения членов семьи, развития творческого потенциала каждого участника и формирования чувства гордости за свою семью.

Одним из ярких событий стало проведение музыкально-спортивного развлечения «День отца» в старших и подготовительных группах. Несмотря на сложную обстановку в городе, папы наших воспитанников приняли активное участие в мероприятии. Мы видели, как горели глаза детей, когда они вместе с папами участвовали в спортивных состязаниях под музыкальное сопровождение. Это мероприятие помогло не только укрепить связь между отцами и детьми, но и показало дошкольникам пример мужества, силы и ответственности. Особенно ценным стало то, что дети увидели своих пап в новой роли — не только как строгих родителей, но и как весёлых, активных участников игр и соревнований, готовых поддержать и подбодрить их в любой ситуации.

Особое внимание мы уделили празднованию Дня матери, организовав его в различных форматах. Утренники, литературные вечера и мастер-классы позволили каждому ребенку проявить свои творческие способности и выразить любовь к маме. Мы отметили, что такой разносторонний подход позволил создать теплую, доверительную атмосферу и дал возможность каждой семье найти наиболее подходящий для себя формат.

Особой гордостью для нас стало участие нашей воспитанницы Ксении П. в региональном конкурсе «Связь поколений», где она исполнила песню в рамках Года семьи. Этот опыт показал, как с помощью музыкального творчества можно передать глубину семейных ценностей и традиций.

В рамках методической работы мы подготовили и опубликовали онлайн-консультацию «Воспитываем маленького патриота», в которой особое внимание уделили роли семьи в патриотическом воспитании дошкольников. Этот формат работы оказался особенно актуальным в текущих условиях и получил положительные отзывы от родителей.

Запоминающимся стало музыкальное развлечение ко Дню матрёшки, где мы соединили народные традиции с современными формами работы. Дети не только познакомились с историей матрёшки как символа русской семьи, но и через игру и творчество прикоснулись к культурному наследию своего народа. Для закрепления материала мы создали тематические лепбуки, которые стали прекрасным инструментом для совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Важным событием стал смотр-конкурс семейных портфолио на уровне ДОУ. В условиях ограниченного формата работы это мероприятие позволило семьям творчески представить свои традиции и ценности, поделиться опытом семейного воспитания и укрепить чувство общности в нашем дошкольном сообществе.

Наш опыт показывает, что даже в непростых условиях можно и нужно продолжать работу по формированию нравственно-творческих чувств у дошкольников через семейные традиции. Более того, именно сейчас эта работа приобретает особую значимость, помогая детям чувствовать стабильность и защищённость в кругу семьи. Именно через совместную творческую деятельность детей и родителей, через приобщение к культурным традициям и создание атмосферы семейного единства мы можем достичь наилучших результатов в воспитании подрастающего поколения. Особенно важно, что эта работа находит живой отклик как у детей, так и у родителей, становясь естественной частью их повседневной жизни.

В дальнейшем мы планируем расширить спектр мероприятий, направленных на укрепление семейных традиций, включив в него новые формы взаимодействия с семьями воспитанников. Среди них — создание семейных творческих проектов, организация виртуальных семейных гостиных, проведение фестивалей семейного творчества и мастер-классов по сохранению и развитию семейных традиций. Мы уверены, что такой комплексный подход поможет нашим воспитанникам вырасти духовно богатыми личностями.

В заключение хотим отметить, что формирование нравственно-творческих чувств через семейные традиции — это непрерывный процесс, требующий постоянного внимания и творческого подхода. Мы продолжаем искать новые формы работы, адаптируя их к текущим условиям, но всегда сохраняя главную цель — укрепление семейных ценностей и создание прочного фундамента.

Наш опыт работы в МБДОУ д/с №47 г. Белгорода доказывает, что даже в сложных современных условиях можно успешно решать задачи нравственно-творческого воспитания дошкольников, опираясь на непреходящие ценности семьи и творчества. Мы готовы делиться своими наработками с коллегами и уверены, что совместными усилиями педагогов и родителей мы сможем воспитать поколение, для которого семейные ценности и традиции станут надёжным ориентиром в жизни.

 

 

Литература:

  1. Аверьянова А.Н. Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста. М.: Цветной мир, 2020. 128 с.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: Просвещение, 2021. 96 с.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 2021. 304 с.
  4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2021. 240 с.
  5. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2020. 64 с.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о семье с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2020. 96 с.