Организация центра уединения и релаксации для детей раннего возраста

Водяникова Ирина Олеговна
Закараева Яна Владимировна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Водяникова И.О., Закараева Я.В. Организация центра уединения и релаксации для детей раннего возраста // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2376332


 

Эмоциональное состояние ребенка является самой главной частью жизни в раннем возрасте. В этом возрасте дошкольники еще не научились управлять своими переживаниями, поэтому в этом возрасте дети подвержены частым переменам настроения. Воспитанников легко развеселить, но чаще легче всего обидеть и расстроить, так как они не умеют владеть собой. Одним из важных умений педагогов и родителей является умение урегулировать эмоциональную сферу ребенка.

«Уголок уединения и релаксации» в группе − это зона, в которой у воспитанников появляется возможность расслабиться, убрать беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. В таком месте любой ребенок может побыть один, выбрать любимую игру и поиграть с ней, рассмотреть семейные фото или почитать книгу.

Целью организации уголка релаксации и уединения является то, что у ребенка появляется место, где он может преодолеть эмоциональный дискомфорт. Преследуя такую цель можно выделить несколько задач: формирование положительного климата в группе; содействие в установлении положительного отношения ребенка к своим сверстникам и взрослым; систематическая работа по развитию и нормализации эмоциональной сферы; формировать позитивные дружеские отношения, тем самым способствуя сплочению коллектива; обеспечить комфортную организацию всех режимных моментов; ориентируясь на зону ближайшего развития воспитанника обеспечить индивидуальный подход к каждому из них.

Уголок уединения и релаксации должен привлекать ребенка, но наличие сильно ярких цветов не допустимо. Использование пастельных оттенков самое лучшее решение в организации такого уголка, так как ребенок должен там отдыхать, а яркие цвета могут, наоборот, вызвать агрессию. Так же при оформлении такого уголка педагог обязательно должен учитывать возраст воспитанников, так как потребности в каждом возрасте своим. Так, например, в раннем возрасте будет лучше, если уголок уединение будет небольшой палаткой с маленьким входом, которое даст ребенку ощущение уюта и безопасности. Так ребенок может полежать в уголке со своей любимой игрушкой либо с тем, что ему нравиться, так как в раннем возрасте очень важен тактильный контакт. На пол такого уголка желательно положить мягкий коврик или красочные подушки, подойдет так же маленькое кресло или мягкие модули. В уголке уединения можно положить мягкие игрушки, но важно помнить, что нужно выбирать игрушки, которые можно будет без труда помыть.

Воспитанник может сам пойти в уголок уединения или по просьбе воспитателя, если педагог видит, что малыш плохо себя чувствует или ведет себя агрессивно.

В нашем детском саду №47 города Белгорода проходил конкурс по оформлению уголка уединения и центра релаксации. При его оформлении мы обязательно сделали паспорт уголка уединения, в котором прописаны следующие моменты:

  1. Название уголка уединения. Наш уголок мы назвали «Горошинки».
  2. Прописали цели создания уголка уединения и задачи, которые выполняет наш уголок.
  3. Перечень всего имеющегося оборудования в уголке и краткое его описание, а та − же уточнение способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

В наш уголок уединения мы в обязательном порядке добавили: мягкие подушки и мягкую мебель, сонные игрушки (в нашей группе проходит период адаптации и для малышей такие игрушки просто необходимы). В уголок уединения добавили фотоальбом с семейными фотографиями, игрушечный телефон, с которого ребенок может позвонить маме и поговорить с ней; положили пищящие игрушки.

В нашем уголке уединения появились игрушки, которые помогают учить детей выражать свой гнев экологичным образом: стаканчик крика, мешочек крика, мягкая подушка. Эти игрушки помогают ребенку выплеснуть негативные эмоции наружу, не оказывая влияния на своих сверстников.

Появились материалы, которые позволяют владеть собой различных ситуациях, учат приемам саморегуляции: аудио и видео записи (шум леса, звуки моря, пение птиц), «Мешочек настроения», коробочка «Добрых дел», игры для дыхательной гимнастики, массажные мячи – ежики.

В нашем уголке уединения мы положили игры для мелкой моторики (нанизывание бусин, перебирание по форме и цвету), цветные клубочки, игрушки – самоделки для заплетанию, тактильные и сенсорные коврики, мешочки с крупами: горохом, фасолью и гречневой крупой.

Стул настроения – задача такого стула состоит в том, чтобы, сидя на нем ребенок вспомнил правила поведения, которые он забыл. Например, мы не отнимаем игрушку, а ждем, когда другой ребенок поиграет или просим у него дать игрушку. Такое использование стула не должно быть наказанием ребенку.

В нашем уголке добавились игры, которые способствуют изучению эмоций. В современном мире умение понимать друг друга является важной проблемой, и мы с помощью этих игр способствуем развитию умения понять товарища, различить в каком настроении друг, приходить на помощь во время игры и другое. Добавились такие игры: «Азбука настроения», дидактические игры: «Мои чувства», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Чувства и эмоции», «Эмоции в сказках», «Угадай эмоцию», «Как поступают друзья», «Найди друзей», - шкатулка с маленькими человечками, «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», - оборудование для совместных игр и игр драматизаций».

В уголок уединения можно добавить «коврик мира», чтобы он побуждал детей отказаться от драк, споров, слез, а научил правильно решать и обсуждать имеющиеся проблемы. При конфликте, споре дети могут зайти на этот коврик и решить свои вопросы с помощью «Коробочки Мирилки».

Повышение самооценки. Волшебные предметы: плащ, башмачки, шляпа волшебника, волшебная палочка, дудочки, короны, веера, цветик-семицветик, башмачки, шкатулки, волшебные коробочки , «Волшебные бобы» и т. д. Служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей, помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности. Наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям. «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик». Игра «Твистер». Тесное переплетение рук и ног сплачивает детей и позволяет им быть ближе друг к другу.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что:

1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.

2. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

3. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.

Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т.д.