Виды музыкальной деятельности в ДОУ как способ воспитания личности ребенка

Полтавская Наталья Владимировна

Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 13, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Полтавская Н.В. Виды музыкальной деятельности в ДОУ как способ воспитания личности ребенка  // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2376171


 

Воспитание личности в различных видах музыкальной деятельности — это многогранный процесс, в котором музыка становится не только источником эстетического наслаждения, но и важным инструментом формирования характера, социальной адаптации и эмоционального интеллекта.

Пение, как один из видов музыкальной активности, развивает вокальные навыки и способствует формированию уверенности в себе.

Слушание музыки обогащает культурный горизонт, развивает внимание и критическое мышление, позволяя глубже понять тонкости музыкального языка.

Музыкально-ритмические упражнения, в свою очередь, способны обострить восприятие ритма и темпа, укрепляя координацию движений и эмоциональную выразительность. Эти занятия играют ключевую роль в формировании общей культуры личности, развивая у обучаемых такие качества, как дисциплина и усидчивость.

Игра в музыкальном оркестре объединяет людей с различными талантами и способствует развитию командного духа. Взаимодействие с партнерами по музыке учит сотрудничеству, взаимопомощи и уважению к индивидуальности каждого участника.

Таким образом, музыкальная деятельность становится не только путем к художественному саморазвитию, но и мощным средством воспитания гармонично развитой личности.

Воспитание личности ребенка в различных видах музыкальной деятельности играет ключевую роль в его развитии. Воспитание личности ребенка через различные виды музыкальной деятельности представляет собой многоаспектный процесс, способствующий развитию его эмоционального интеллекта, социальных навыков и креативности.

Пение, как один из самых доступных видов музыкального выражения, формирует не только художественный вкус, но и умение работать в команде, так как коллективное исполнение способствует единству и взаимопониманию. Пение на музыкальных занятиях развивает не только музыкальные способности, но и способствует формированию уверенности в себе, улучшая коммуникативные навыки. Дети, поющие в хорах или участвуя в вокальных ансамблях, учатся работать в команде, разделяя радость совместного творчества и преодолевая стеснение.

Слушание музыки обогащает внутренний мир ребенка, развивая его эмоциональную сферу. Контакт с разнообразными музыкальными стилями помогает формировать эстетические взгляды и способствует развитию критического мышления. Дети, умеющие анализировать и выражать свои мнения о музыкальных произведениях, становятся более чувствительными к окружающему миру и к эмоциям других людей.

Музыкально-ритмические упражнения, выступают важным инструментом для развития движений и координации, внимания и устойчивости, а также помогают детям научиться выражать свои эмоции через движение, что способствует гармонии тела и души. Они не только укрепляют физическое здоровье, но и способствуют формированию чувства ритма и способности к самовыражению. Взаимодействие с музыкой через движение позволяет детям развивать свои лидерские качества и творчество.

Игра в музыкальном оркестре на инструментах преподносит уроки дисциплины, ответственности и коллективного взаимодействия, где каждый участник понимает важность своей роли в общем звучании.

Хороводы, как форма традиционного музыкального общения, укрепляют связь между поколениями и прививают чувство культурной идентичности.

Таким образом, музыкальная деятельность является мощным средством для всестороннего воспитания личности ребенка, способствуя развитию его интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков.

Вовлечение ребенка в музыкальную деятельность не только развивает его талант, но и способствует всестороннему личностному росту, формируя гармоничного и чувствительного индивида.

  

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / под редакцией Н.А.Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985, 207 с.
  2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд, испр. и доп. М.: Просвещение, 1982, 271 с.
  3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983, 255 с.
  4. Ветлугина Н.А.. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974, 175 с.
  5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Академия, 2005, 320 с.
  6. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. М.: Мозаика – Синтез, 2000, 128 с.