В стране потерянных звуков. Дифференциация звуков [р]-[л]: конспект логопедического занятия

Несмачных Марина Анатольевна
Шевченко Виктория Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пгт. Краснобродский, Кемеровская область 
Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пгт. Краснобродский, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Несмачных М.А., Шевченко В.В. В стране потерянных звуков. Дифференциация звуков [р]-[л]: конспект логопедического занятия // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 2373101


 

Тема. В стране потерянных звуков. Дифференциация звуков [р]-[л].

Цель: знакомство с дифференциацией звуков [р]-[л]

Задачи:

Образовательные:

способствовать закреплению правильного произношения звуков [л], [р] в словах и предложениях; закреплению зрительного образа букв, развитию навыка чтения.

Развивающие:

способствовать развитию фонематического слуха и фонематического восприятия; артикуляционной моторики, психических процессов, мелкой моторики рук.

Воспитательные:

воспитывать умение слушать речь педагога и друг друга, участвовать в диалоге, отвечать на поставленный вопрос педагога;

воспитывать умение переживать, сочувствовать героям.

Ход занятия

Занятие проводится в музыкальном зале

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Знаете, сегодня у меня грустное настроение, потому что у моих друзей случилась беда и они просят помощи. Послушайте внимательно сообщение, которое они прислали.

В нашем в городе Знаек жила-была злая Колдунья (появляется заставка злой Колдуньи на экране), которая заколдовала некоторые буквы, а вместе с ними и звуки. Она их просто сделала невидимыми и неслышащими. И началось что-то невероятное. Жители города хотят сказать ЛАМПА, а получается АМПА, РАКЕТА, а получается АКЕТА. − голос за кадром

- Ребята, вы догадались, какие звуки заколдовала колдунья? (Колдунья заколдовала звуки [р] и [л]).

- Колдунья оставила подсказки к заданиям, выполнив которые, жители города могут победить колдовство. С каждым правильно выполненным заданием картинка будет превращаться в цветную, а колдунья становиться все добрее и добрее. Жители города Знаек поэтому просят у нас помощи. Поможем расколдовать звуки?

2. Основная часть

Ребята, нам надо найти подсказку к первому заданию. Оглянитесь вокруг, что необычного появилось в музыкальном зале? (в нескольких местах маленькие картинки с символами артикуляционной гимнастики). Возьмите каждый по картинке-подсказке и скажите, что их объединяет? Правильно, это гимнастика для подготовки язычка.

Как вы думаете, с первым заданием справимся? Приступаем.

Артикуляционная гимнастика (выполняется сидя).

Раз – скорее улыбнулись

Ладонь находится в горизонтальном положении, пальцы широко расставлены.

Два- язык опустим вниз

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладоней вниз.

Три – язык наверх потянем

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

На четыре - позеваем

Ладонь собрана в щепоть, открываем и закрываем пальчики.

Пять - варенье облизать

Ладонь в форме «чашечки». Сомкнутые пальцы сгибать- разгибать.

Шесть – по небу постучать

Пальцы одной руки немного согнуты и немного сжаты. Стучать по ладони другой руки.

 

- Первое задание выполнено на отлично. Посмотрите на экран, что изменилось? (Фон картины на экране стал цветным и теплым).

 

- Нас с вами впереди ждут еще испытания.

«Ты дружок мне помоги и жителей города назови!» (голос за кадром)

- Да, ребята, второе задание сложнее. Колдунья заколдовала жителей города Знаек, так, что они забыли свои имена. А вот и жители города - мальчик и девочка.

Ребусы

- Их имена мы узнаем тогда, когда разгадаем ребус (по первым звукам представленных картинок (ручка, обруч, морковь, акула – РОМА; лодка, арбуз, дом, автобус – ЛАДА). Внимание на экран.

- Назовите имена детей. (Рома и Лада)

- С какого звука начинается имя мальчика? ([р])

- С какого звука начинается имя девочки? ([л])

- Ребята, охарактеризуйте звук [р], используя артикуляционный профиль (согласный, твердый, звонкий).

- Ребята, охарактеризуйте звук [л], используя артикуляционный профиль (согласный, твердый, звонкий).

Звуковички. Характеристика звуков

- Выберите Звуковчика

- С каким Звуковичком дружит звук [р]? Выберите картинку Звуковичка.

- Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.

- С каким Звуковичком дружит звук [л]? Выберите картинку Звуковичка.

- Звук [л] – согласный, твердый, звонкий (Звуковички на экране).

- Чем отличается буква от звука? (Букву мы пишем, видим. Звук произносим и слышим.)

- Молодцы, мы выполнили второе задание колдуньи. Какие изменения произошли на картинке? (окрашивается часть цветка на экране).

- Колдунья продолжает запутывать нас, и придумала следующее, третье задание – перепутала все картинки, которые мы хотели подарить Роме и Ладе. Ничего, мы исправим ситуацию. Как вы думаете, с каким звуком мы будем дарить подарки Роме? (со звуком [р]. Рыба, ручка, робот, ракетка. Ладе? (Со звуком [л] Акула, палатка, ландыш, слон).

- Молодцы, мы выполнили еще одно задание колдуньи. Что-то изменилось в картине? (окрашивается часть цветка на экране).

- Ребята, посмотрите на цветок на картинке и догадайтесь, сколько еще заданий надо выполнить, чтобы помочь жителям расколдовать буквы.

Для выполнения следующего задания она оставила вот такую подсказку (схемы слова). Какое задание нам нужно выполнить? (найти место звука в слове).

- Теперь с помощью Звуковичка покажи место звука [р], [л] в словах.

Каждый ребенок выходит к доске и выполняет задание.

- Молодцы, мы справились с последним заданием Колдуньи (окрашивается часть цветка на экране).

3. Итог занятия

- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы! Вспомните, что случилось с жителями города Знаек, и как мы помогли им? Какие задания мы выполняли? Какие звуки мы расколдовали?

- Посмотрите на картинку. Что в ней изменилось? Колдунья стала добрее, и она нам улыбается. И дарит вам свою улыбку и хорошее настроение.