Робототехника в современном ДОУ – первые шаги к успеху

Кожина Елена Владимировна
Емельяненко Наталья Геннадьевна
Сурова Виктория Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ Д/с № 46, г. Камышин, Волгоградская область
Воспитатель, МБДОУ Д/с № 46, г. Камышин, Волгоградская область
Старший воспитатель, МБДОУ Д/с № 46, г. Камышин, Волгоградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кожина Е.В., Емельяненко Н.Г., Сурова В.А. Робототехника в современном ДОУ – первые шаги к успеху // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2376340


 

«Каждый ребенок одарён, раскрыть его способности − наша задача.

В этом – успех России».

В. В. Путин

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Коллектив детского сада № 46 городского округа-город Камышин представляет дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу по технической направленности «Увлекательная робототехника».

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Формирование мотивации развития и обучения у дошкольника, а также развитие у него творческой и познавательной деятельностей − вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом.

В настоящее время Министерство просвещения России активно развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов каждого ребёнка.

Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли успешными и счастливыми! Главная задача взрослых – это раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В рамках повышения эффективности системы дополнительного образования детей в Волгоградской области, изучив запросы родителей, интересы педагогов, в качестве одного из инновационных направлений деятельности в МБДОУ Дс № 46 было выбрано техническое конструирование- робототехника.

С сентября 2022 года открыта группа «Мейкер» технической направленности по робототехнике. Перед нами встала задача - как же создать ситуацию успеха для каждого ребенка? Благодаря федеральному проекту приобрели разные наборы конструкторов, ноутбуки, 3D принтер. Создали вокруг дошкольников такое предметно – развивающее пространство, которое способствует интересу к техническим играм, возможности самостоятельно создавать роботов, получать положительные эмоции и огромное удовлетворение от работы.

В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с воспитателем, так и со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи.

Разработанная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательная робототехника» относится к технической направленности, поскольку ориентирована на развитие основ инженерного мышления.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники.

Задачи:

Образовательные:

‒ формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; развитие интереса к робототехнике, информатики, физики.

‒ формировать умение и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач по механике.

Развивающие:

‒ развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского научно-техническое творчества;

‒ развивать операции логического мышления, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

‒ развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление;

‒ развивать мелкую и крупную моторики, и, как следствие, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;

‒ совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

Воспитательные:

‒ воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей;

‒ воспитание эстетического отношения к продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других;

‒ воспитание интереса к разным видам деятельности посредством конструкторов.

Особенности организации деятельности детей.

Этапы становления инженерного мышления

  • «Я – исследователь»

Свою работу в кружке мы начали с того, что познакомили детей с группой «Мейкер», правилами поведения в этой группе и правилами пользования конструктором и ноутбуком. На данном этапе дошкольники попадают в так называемое «Техническое бюро». Они исследуют детали конструктора VEX GO, формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок-исследователь учится представлять образец в различных пространственных положениях.

  • «Я – конструктор»

В «Конструкторском бюро» кипит работа по усовершенствованию продукта, дети делают его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа. Дошкольники с большим интересом собирали модель животного. Увлекательно прошел образовательный проект «Транспорт нашего города».

  • «Я – мастер»

В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей модели из конструктора юный мастер с помощью взрослого создает программу для движения машин. У ребёнка-мастера собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструкторов VEX GO VEXcode IQ, основ моделирования, макетирования.

В рамках работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Увлекательная робототехника», для максимального использования потенциала каждого конструктора педагогами ДОУ было разработано методическое сопровождение, а именно:

  • разработаны методические рекомендации по использованию данного конструктора для педагогов;
  • изготовлены технологические карты, схемы (как на электронных, так и на бумажных носителях);
  • создана картотека дидактических игр с конструкторами;
  • сформирована библиотека познавательной литературы для интеграции этих видов деятельности;
  • разработаны конспекты занятий по использованию данного конструктора;
  • созданы презентации для родителей, раскрывающие развивающий и образовательный потенциал конструктора;
  • оформлены детские альбомы схем по сборке конструкций;
  • альбомы детских творческих работ.

 

Наши воспитанники участвуют в акциях, смотрах, конкурсах различных уровней. Успехи детей отражаются благодарственными письмами, грамотами, дипломами, памятными призами.

В октябре проходили городские соревнования по робототехнике «РОБО-СТАРТЫ»,номинация «Робототехника. Статическая модель». Воспитанники подготовительной к школе группы успешно справились с вопросами Всероссийской викторины «Робототехника LEGO- WeDo». В январе 2023 г. приняли участие в региональном дистанционном конкурсе технического и инновационного творчества «Очевидное-невероятное». Диссеминация педагогического опыта прошла через открытые мероприятия, мастер-классы для педагогов ДОУ и родителей.

Мы не останавливаемся на достигнутом, впереди нас ждут новые вершины. Мы уверены, что секрет и залог успеха кроется в преданной любви к детям и к делу, которому призван служить педагог.

А если творческое кредо педагога — дарить воспитанникам радость познания и самореализации, то результат такой деятельности непременно обернется определенным успехом, и конечно, благодарностью поверившего в себя ребёнка и его родителей.

А это именно то, к чему мы стремимся в своей повседневной, достаточно хлопотной, но очень нужной и интересной работе.