Кроссенс – как способ реализации деятельностного подхода для развития речи младших школьников

Ермакова Татьяна Николаевна
Ванина Галина Владимировна

Учитель-логопед, МАОУ СОШ № 1, г. Чебоксары, Чувашская Республика
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 1, г. Чебоксары, Чувашская Республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ермакова Т.Н., Ванина Г.В. Кроссенс – как способ реализации деятельностного подхода для развития речи младших школьников // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2375586


 

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда.

Конфуций − китайский мыслитель и философ, цитата из книги «Минуту внимания» (552/551 − 479 до н.э.)

 

ЧТО ТАКОЕ КРОССЕНС.

Кроссенс (в переводе с английского)– «пересечение смыслов».

Его авторы – писатель, педагог, математик Сергей Федин; доктор технических наук, художник, философ Владимир Бусленко.

Впервые метод был опубликован в журнале «Наука и жизнь» в 2002 году, выпуск №12.

Название метода придумано по аналогии со словом «кроссворд» - пересечение слов.

Но в кроссворде все поля пустые, а в кроссенсе они уже заполнены картинками, изображениями...

Чтобы решить кроссенс, нужно найти ассоциативные связи между картинками.

В стандартном кроссенсе 9 картинок, возможны упрощённые варианты – 4,6,8 картинок.

Связи между картинками могут быть как простыми, поверхностными, так и более глубокими, замысловатыми.

Читать кроссенс можно «Улиткой» - начиная с верхнего левого квадрата, «по кругу» - сверху слева – направо или начиная с любой узнаваемой картинки; «солнышком» - каждая картинка связана с центральным полем.

Часто центральное поле оставляют пустым для того, чтобы школьник самостоятельно определил основную тему, связующее звено кроссенса.

Простой, базовый уровень кроссенса может использоваться с дошкольниками, учениками 1, 2 классов. Задача ученика – найти связь и объяснить кроссенс.

В кроссенсе повышенного уровня сложности используются более косвенные, символические связи. Такой кроссенс может применяться в работе с более старшими учениками.

В кроссенсе учебный материал визуализирован, что способствует качественному запоминанию информации и развитию наглядно-образного мышления. Работая с кроссенсом, ученик рассказывает, объясняет увиденную информацию, строит высказывание, что непроизвольное развивает связную речь. Устанавливая ассоциативные связи между картинками, ребенок должен воспользоваться всем имеющимся у него багажом знаний, накопленным опытом. Это развивает умение рассуждать, строить последовательные логичные умозаключения. Что в конечном итоге способствует общему интеллектуальному развитию.

ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРОССЕНСА.

Кроссенс – это загадка, ребус, головоломка.

Кроссенс – это универсальный метод. Может иметь самое широкое использование:

  • подходит для разного возраста и уровня обучающихся;
  • можно использовать на разных дисциплинах (предметах), внеурочной деятельности, коррекционных занятиях;
  • можно использовать на разных видах уроков, занятий;
  • можно решать различные учебные задачи.

Использование данного метода ограничено только фантазией учителя.

Сложность метода – требуется определенное время для создания кроссенса в соответствии с заданной целью.

Проверка домашнего задания. По готовому кроссенсу дети пересказывают, отвечают на вопросы по пройденному материалу. Составление кроссенса может выступать в роли домашнего задания.

  1. Определение темы урока. Структурирование материала урока.
  2. Расширение базы знаний по определенной теме.
  3. Закрепление, повторение пройденного материала.
  4. Творческая, групповая работа по определенной теме.

 

ПРИМЕРЫ КРОССЕНСОВ

2. Начальный уровень сложности.

 

Данные кроссенсы предназначены для дошкольников, младших школьников.

Дети должны выстроить логические связи между картинками. Определить общее понятие, связующее все элементы. Составить предложение по картинке.

 3. Средний уровень сложности.

Дети должны найти нечто общее, связывающее каждые соседние картинки. Составить предложение по каждой картинке. Составить рассказ по нескольким картинкам.

 

Ученики должны определить тему кроссенса. Вспомнить главных героев каждой сказки, сюжет.

 

В данном кроссенсе ученики должны назвать животных, нарисованных на картинках. Определить, что общего у всех слов.

Далее, в зависимости от целей и вида занятия, урока, записать слова, выделить орфограмму, объединить в лексические группы, добавить глаголы, детенышей, назвать части тела, образовать притяжательные прилагательные.

4. Повышенный уровень сложности.

 

В данном кроссенсе в каждой картинке зашифрован фразеологизм. Все фразеологизмы объединены общей темой. Ученики должны разгадать эти фразеологизмы, читая кроссенс «Улиткой».

Данный кроссенс может использоваться на уроках окружающего мира как памятка для ответа по теме: «Природные зоны». С помощью этого кроссенса ребенок может выстроить связный рассказ по любой природной зоне.

Таким образом, применение кроссенсов на уроках и занятиях делает учебный процесс интересным для учащихся.

Данный метод способствует развитию наглядно - образного и логического мышления, воображения, креативности.

В процессе работы над кроссенсом дети учатся размышлять, отстаивать свое мнение, работать в команде.

Метод «кроссенс» соответствует основным дидактическим принципам технологии деятельностного подхода в обучении.

Кроссенс отвечает всем дидактическим принципам технологии деятельностного подхода:

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – у обучающихся, разгадывающих кроссенс, формируются универсальные учебные действия в ходе самостоятельной осознанной деятельности.
  2. Принцип непрерывности –технология кроссенс может использоваться на всех ступенях и этапах обучения,
  3. Принцип целостности – кроссенс позволяет повторить, обобщить и закрепить изучаемую тему и встроить её в общую систему знаний.
  4. Принцип минимакса – кроссенс легко адаптировать под возрастные и психофизиологические особенности учеников учитывая зону ближайшего развития.
  5. Принцип психологической комфортности – кроссенс снижает напряжённость на занятиях благодаря элементу занимательности, может адаптироваться под различные форма работы (групповая, парная, индивидуальная)
  6. Принцип вариативности – кроссенс не ограничивает учащегося жесткими рамками, позволяет выбирать разные варианты и принимать самостоятельные решения.
  7. Принцип творчества – кроссенс способствует раскрытию творческого потенциала ученика, стимулируя его к активной познавательной деятельности.