Понамарева Евгения Владимировна
Магистрант, ФГБОУ ВО "Мелитопольский государственный университет", г. Мелитополь, Россия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Понамарева Е.В. Воспитательная работа в начальной школе в контексте дополнительного образования // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2357560
Аннотация: В статье анализируется трактовка понятия «дополнительное образование», рассматривается специфика и сущность доступного дополнительного образования младших школьников в современной системе начального образования Российской Федерации, раскрывается значение и развитие воспитательного процесса в современных условиях развития дополнительного образования в начальной школе.
Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительное образование в начальной школе, воспитание, воспитательный процесс.
На сегодняшний день образованность человека определяется не только знаниями конкретной дисциплины, а скорее его разносторонним, многогранным развитием как высокоинтеллектуального и воспитанного индивида. Существующая система ценностей приспособлена к активному взаимодействию, социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору саморазвития, самообучения и самоосуществления. Следовательно, образовательный процесс начальной школы направлен на разноплановое формирование детей, раскрытие их творческих способностей, а также таких личностных качеств, как креативность, самодеятельность, инициативность, фантазия, то есть всего того, что характеризуют индивидуальность.
Как показывает практика, определенные требования к образованности человека не способно удовлетворить основное базовое образование. Современному обществу необходимо дополнительное образование в начальной школе, которое является одним из определяющих факторов развития способностей младшего школьника, на основе его интересов, социального и предпрофессионального самоопределения.
Поражает глубина мысли великого Василия Александровича Сухомлинского, известного педагога-новатора, создателя педагогической системы: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, − зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Проходит процесс модернизации начального российского образования, приоритетной задачей которого является – воспитание юных школьников. В таких условиях происходят изменения роли семьи, функций дополнительного образования, школы и государства. Более глубоко осознается определение дополнительного образования начальной школы, как сферы общественной деятельности, в которой сохраняются и воспроизводятся культурные, моральные, исторические ценности, закладываются основы будущего поколения, формируются определенные навыки, которые помогают быстро и эффективно решать общественные задачи.
Сегодня дополнительное образование детей в начальной школе является важнейшей частью образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. Роль дополнительного образования начальной школы в организации общественно значимого досуга, обеспечении интенсивной загруженности детей, предупреждении правонарушений, профилактике наркомании, различных асоциальных, аморальных действий среди младших школьников возрастает год от года. Это порождает востребованность общества в дополнительном образовании в начальной школе.
Высокие оценки потенциала дополнительного образования начальной школы для личности и общества представлены в отчетах международных организаций и аналитических центров. Анализ научных исследований показывает, что каждый ученый вкладывает в термин «дополнительное образование» свою трактовку, и, на мой взгляд, это понятие только выигрывает от этого.
Дополнительное образование младших школьников рассматривается как:
Различные семантические определения слова «дополнительный», позволяют нам признать, что дополнительное образование младших школьников является востребованным, актуальным, вспомогательным, мотивированным, ситуативным, периферийным, параллельным, дополняющим, субъективным, альтернативным, междисциплинарным и это не обязательно должно быть внешкольное образование в значении «проводимого вне школы».
В дополнительном образовании младших школьников воспитание всегда было самым важным и неразрывно связанным с образовательным процессом. Это хорошо выразил в своих трудах главный научный сотрудник Института детей, семьи и воспитания Михаил Иосифович Рожков: «Целостность воспитательного процесса проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания — обучение!»
Единство образовательного процесса было заложено в концепцию дополнительного образования начальной школы, согласно Федеральному закону «О дополнительном образовании» определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Воспитание является важной частью образовательного процесса каждого образовательного учреждения. Воспитательный процесс занимает особое место в работе системы дополнительного образования начальной школы. Но организация воспитательного процесса сегодня требует постоянных изменений, которые должны образовываться в результате определенных подходов к воспитанию младших школьников. Воспитание − это комплекс методик и технологий, направленных на формирование многогранной личности ребенка. Разрабатываются планы воспитательной работы, мероприятия направленные на формирование личностных качеств младших школьников, таких как патриотизм, любовь к Родине, гражданственность, целеустремленность и инициативность. Система дополнительного образования − это «живой организм», который постоянно растет и меняется, оставляя после себя все лучшее, заложенное предыдущими поколениями.
В то же время появляются и новые формы воспитательной работы в начальной школе: социальные и коммерческие проекты, технология ТРИЗ; метод тематического исследования, профессиональные пробы, квизиум, метод проектов и другие.
Концепция воспитательного процесса в начальной школе тесно связана с социализацией детей, то есть усвоением младшими школьниками базовых знаний о родной культуре, традициях и обычаях своего народа, а также патриотизме – любви к Родине. Дополнительное образование младших школьников наиболее успешно решает воспитательные задачи, поставленные государством и обществом.
В отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированной даты завершения. Оно может начаться в любом возрасте. В принципе, оно может быть переведено с одной ступени на другую в любое время учебного года. Его результатом может стать хобби на всю жизнь или даже определение будущей профессии.
Таким образом, дополнительное образование для детей начальной школы решает ряд воспитательных и образовательных проблем.
Литература