Игровое моделирование как метод развития способностей с использованием инновационных технологий в образовательной сфере

Кузьменко Екатерина Викторовна

Учитель начальных классов, ГБУ ОО ЗО «Средняя общеобразовательная школа № 43",  пгт. Веселое, Запорожская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кузьменко Е.В. Игровое моделирование как метод развития способностей с использованием инновационных технологий в образовательной сфере // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2350711


 

Аннотация: В статье представлен разбор инновационной образовательной методики, основанной на игровом моделировании, и ее воздействие на образовательный процесс учащихся начальных классов. Исследование раскрывает идею игрового моделирования как метода освоения новых знаний и навыков через создание и исследование моделей в рамках игровых заданий. Статья акцентирует внимание на философских, психологических и педагогических аспектах данного подхода, а также на его воздействии на процесс обучения. Центральная мысль статьи акцентирует важность игрового моделирования как методики, которая стимулирует развитие критического мышления, навыков самостоятельного обучения и способности к адаптации к изменяющимся условиям в современной образовательной среде. Статья также подчеркивает необходимость гармоничного сочетания традиционных образовательных методов с инновационными технологиями для эффективного ответа на возрастающие требования современного образования.

Игровое моделирование представляет собой эффективный и захватывающий метод образования, основанный на концепции замещения. В этом методе реальные объекты заменяются на их изображения, схемы или иконки. Этот подход стимулирует развитие мыслительных процессов у детей через использование упрощенных моделей и схем, которые наглядно демонстрируют скрытые характеристики и взаимосвязи различных предметов. Такой подход направлен на активизацию зрительного восприятия, двигательной активности и ассоциативной памяти в процессе обучения. Этот метод является эффективным инструментом для усиления речевой активности учащихся, при этом поддерживая их интерес к учебным занятиям.

Таким образом, важность следующих аспектов невозможно переоценить:

  • Эта технология проявляет себя как многогранный инструмент с высокой степенью адаптации и функциональности;
  • Малыши отличаются способностью к быстрому усвоению информации, однако склонны к быстрому усталости и утрате интереса, в то время как моделирование способствует поддержанию их внимания и интереса;
  • Применение символов, аналогии значительно упрощает и ускоряет процесс закрепления знаний, учитывая, что одно из основных правил эффективного обучения заключается в активности: «Занимайся, записывай, рисуй!»;
  • Графические аналогии способствуют упорядочению полученных знаний и выделению ключевых моментов.

Задача образовательного игрового процесса заключается в том, чтобы представить изучаемый объем информации таким образом, чтобы благодаря логической структуре и связям между темами, данная информация прочно вошла в долговременную память учащегося.

Исследование применения игровых симуляций в рамках образовательной системы осуществляется с разных сторон. Педагогический аспект рассматривали такие эксперты, как А. Дайн, С. Рубинштейн и К. Ушинский. С психологической стороны подход к игровому моделированию осмысливали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. Берн и прочие исследователи. Философские корни данного метода уходят в глубину веков и были заложены такими великими мыслителями, как Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ и Аристотель. Вклад в философскую интерпретацию игры в образовании оставили О. Финк, Х. Гадамер и И. Кант.

Сегодня актуальность применения игрового моделирования в процессе обучения не подлежит сомнению и имеет ключевое значение. Это связано с рядом важных аспектов. Прежде всего, школьные образовательные учреждения остро нуждаются в эффективных инструментах для стимулирования учебной активности у учеников, что становится все более актуальным в условиях стремительного потока информации. Кроме того, игровое моделирование страдает от недостаточного теоретического и практического обоснования для его широкого применения в школьной системе образования.

В наше время от молодого поколения ожидается не просто владение знаниями, но и проявление активности, самостоятельности, способности к инициативным решениям и непрерывному приобретению новых навыков. Применение динамичных подходов в образовательном процессе учащихся было изучено и внедрено в различных сферах научного поиска и рассмотрено многими специалистами в области педагогики и психологии, однако не в полной мере исследовано использование таких методов в контексте игрового моделирования, что обусловило значимость выбранной темы.

Для глубокого понимания роли игрового моделирования в системе образования необходимо проанализировать ключевые понятия «модель», «симуляция», «игра» и «игровое моделирование». Э. С. Полата предлагает воспринимать модель как структурированную схему обучающего процесса. М. В. Ядровская описывает модель как структурированную систему, которая организует процесс [7]. В свою очередь, В. А. Ясвин исследует применение модели в контексте образовательной среды, где модель определяется как искусственно созданный объект, который является аналогом другого явления, исследование которого может быть затруднено или невозможно [8, с. 32].

В сфере образования игра рассматривается как особая форма активности, которая происходит в рамках условных условий и направлена на воссоздание и усвоение социального опыта, закрепленного в социально признанных методах осуществления действий с предметами науки и культуры [6]. В энциклопедии педагогических терминов игра определяется как уникальная форма активности, характеризующаяся выполнением заданий и опытом восприятия событий в сознании, не связанном с реальностью. В области психолого-педагогической практики игры классифицируются по различным критериям и задачам, включая дидактические игры, игры-постановки, процедурные игры, игры с определенными правилами, игры-режиссирование, ролевые игры и бизнес-игры [5].

В своем исследовании «Игровое моделирование как новаторская методика в сфере образования» автор А. К. Бейсембаева акцентирует внимание на том, что игровая активность является ключевым элементом образовательного процесса, способствующим умственному прогрессу. К. Д. Ушинский также уделял игре особое внимание, считая ее важным инструментом для познания мира и его трансформации у детей. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко подчеркивали взаимосвязь игры с работой и творчеством. В современной педагогике все большее значение приобретает игровое обучение, что способствует развитию игровой методики. Моделирование в качестве образовательного метода базируется на анализе и понимании явлений и систем через создание и изучение их моделей.

Игра представляет собой созданную человеком реальность, где свобода действий приобретает ценность саму по себе; где основой является самоудовольствие; где существует беспристрастное восприятие окружающего мира и его значимых аспектов; где важно следование установленным правилам; где присутствует субъективный подход; где происходит взаимодействие субъекта и объекта. Игра является неотъемлемой частью человеческой жизни, проникая во все её сферы. Й. Хейзинг занимался анализом игр, а И. Кант исследовал их философское значение в образовании и воспитании. Чтобы понять, какую цель преследует применение игрового моделирования в образовательном процессе, необходимо осветить ключевые термины «модель», «моделирование», «игра» и «игровое моделирование». Е. С. Полата рассматривает модель как структуру обучения, представленную в виде схемы. В исследованиях М. В. Ядровской модель рассматривается как план организации учебного процесса. В своей книге «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» В. А. Ясвин исследует возможности использования модели в изучении образовательной среды.

У детей начальной школы преобладает визуально-образный тип памяти, который помогает им легче запоминать информацию, нежели логический анализ. Эти малыши часто запоминают тексты наизусть, не обладая умением выявить ключевое содержание, разделить его на элементы и сформировать комплексную структуру. На начальном этапе образования доминирует визуально-символическое мышление, которое является фундаментом для последующего развития логического мышления, основанного на понятиях. Интеллектуальное развитие ребенка проявляется в том, как он представляет мир в своих рисунках и умеет применять схемы для решения задач. Изучение мира и формирование собственного восприятия окружающего является ключевым мотивом для детской любознательности. Ребенок через игру и эксперименты пытается выявить причинно-следственные связи. Он применяет полученные знания и навыки для решения задач, исследует различные подходы и иногда даже находит решения в уме, воображая себе ситуацию и взаимодействуя с ней в своей фантазии.

А. П. Панфилова утверждает, что «игровое моделирование» представляет собой образовательный подход, который позволяет педагогу стимулировать развитие творческих и умственных способностей учеников, воздействовать на их стремление к познанию и набирать у них опыт решения разнообразных задач [4, с. 3]. В процессе изучения этого метода были выявлены ключевые принципы его применения:

  • погружение в реальные жизненные ситуации;
  • адаптация к конкретной роли в этих ситуациях, где иногда ученик играет саму себя, а иногда принимает на себя вымышленную личность;
  • реализация действия так, словно они происходят в реальности.

Так, в образовательном процессе игровое моделирование занимает ключевую позицию в развитии как процессов усвоения знаний, так и активности учащихся в процессе освоения учебных предметов.

Выводы. Повышение когнитивных навыков в процессе самостоятельного освоения знаний и информации предполагает формирование специальных психолого-педагогических условий и грамотной структурированности учебного процесса. Применение коммуникативных методик предоставляет детям шанс взаимодействовать как с педагогами, так и с одноклассниками. Основные методы обучения включают в себя групповую, парную работу, дискуссии и диалогическое обучение. Например, ученики могут создавать задания для одноклассников, обмениваться ими и решать вместе, анализировать задания в группе, разрабатывать методы решения вопросов, обсуждать интересные факты, составлять истории, выбирать важные отрывки из текстов, задавать вопросы и создавать иллюстрации к текстам. Такие методы, как диалогическое обучение и дискуссии, дают детям пространство для выражения собственных мыслей, однако для этого необходимо привлекать дополнительные ресурсы, включая помощь взрослых, дополнительную литературу, печатное издание, телевидение и т.д.

Резюме. Эта статья посвящена стимулированию игровой активности у учеников начальных классов. Каждый малыш обладает уникальными способностями и талантами. Природа заложила в них жажду знаний и любознательность. Для того чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал, им необходимо взрослое наставничество. Роль учителя заключается в методичном и направленном стимулировании учащихся к развитию креативного и адаптивного мышления с помощью разнообразных образовательных техник, включая игровые. Важно научить детей критическому мышлению, а не просто запоминать материал, чтобы они сами испытывали удовольствие от процесса обучения и могли самостоятельно делать выводы.

 

Литература:

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие для учащихся школьных отд-ний пед. училищ / М. А. Бантовая и др. М.: Просвещение, 1976. 335 с.
  2. Акимова Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях: учебник для вузов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 336 с. (Высшее образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/542884.
  3. Бородулько М.А., Стойлова Л. Г. Обучение решению задач и моделирование // Начальная школа. №8. 2014. С. 26-32.
  4. Вендина А. А. Моделирование при решении текстовых задач в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2017. 47. С. 59-63.
  5. Гавриш А. И. Виды моделей при работе над текстовыми задачами в начальной школе // Современное образование – Актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей. 2017. С. 55-59.
  6. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебник для вузов / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 873 с. (Высшее образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/53604.
  7. Клепинина З. А. Моделирование в системе универсальных учебных действий // Начальная школа. 2012. № 1. С. 26-29.
  8. Суртаева Н. Н. Педагогика: педагогические технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. 250 с. (Профессиональное образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/542095.
  9. Тарасова В.В. Творческая деятельность учащихся начальной школы как психолого-педагогическая проблема // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 11А. С. 349-354. DOI: 10.34670/AR.2023.37.51.045.
  10. Москвичева Н.С. Педагогический опыт: Метод моделирования при решении текстовых задач» // Всероссийский социальный проект «Страна талантов» [Офиц. сайт]. URL: https://stranatalantov.com/publications/5584/ (дата обращения: 07.11.2024).
  11. Новичихина В.И. Обучение моделированию при решении текстовых задач // Интернет-библиотека учебно-методических материалов «EduContest.Net» [Офиц. сайт]. URL: https://educontest.net/ru/230420/ (дата обращения: 07.11.2024).
  12. Полосина И.И. Моделирование при решении младшими школьниками текстовых арифметических задач // Актуальные вопросы современной психологи и педагогики: Сборник докладов Международной научной конференции. 2015. С. 12-14.