Использование облачных технологий в начальной школе

Иванова Любовь Владимировна

Учитель начальных классов, МАОУ лицей № 180, г. Екатеринбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Иванова Л.В. Использование облачных технологий в начальной школе // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2347174


 

Практически со времени создания Интернета при изображении сети на схеме использовалось «облако» как образ сложной структуры, скрывающей технические детали.

В начале XXI века началась разработка технологической концепции, подразумевающей обеспечение удаленного доступа пользователей к вычислительным ресурсам сети (хранилищам данных, приложениям и сервисам). Технология получила название «облачные вычисления» (cloudcomputing). Впервые термины «облако» и «облачные вычисления» прозвучали в выступлении главы компании Google Эрика Шмидта; эта же компания до сих пор является ведущей в разработке и применении облачных технологий.

Наверняка все слышали это современное словосочетание — «облачные технологии».

Облачные технологии стали возможны благодаря бурному развитию аппаратного обеспечения: мощность процессоров растут день ото дня, развивается многоядерная архитектура и объемы жестких дисков. Да и интернет-каналы стали намного шире и быстрее.

Таким образом, облако − это не сам Интернет, а весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок. Кстати, даже такое простое действие, как запрос страницы сайта, представляет собой пример облачного вычисления.

Вам надоело постоянно носить с собой флеш - карту? А если забыли её дома, что делать?

На помощь приходят облачные технологии, ведь с их помощью теперь не обязательно повсюду таскать с собой флешку или кабель для подключения к смартфону. Сейчас свои файлы можно хранить удалённо в облачных хранилищах.

Таких хранилищ в наше время стало довольно много и каждый из них составит конкуренцию друг другу. А нам уже остаётся выбирать тот, который понравится и будет доступнее других

Возможно ли применение облачных технологий в современной школе, насколько это эффективно и необходимо для совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования, в каких информационных услугах нуждаются все участники образовательного процесса? Чем же облачные технологии могут помочь в работе учителя?

Как начать?

Для работы с сервисом надо иметь всего лишь компьютер, подключенный к сети Интернет, причем это может быть и мобильное устройство, такое как смартфон или планшет. Создавать документы на таких устройствах не очень удобно, но внести какие-либо изменения легко.

Второе условие − иметь действующий адрес электронной почты. Он необходим для того, чтобы завершить процедуру регистрации в облачном сервисе, так как на электронный адрес отправляется письмо со ссылкой, перейдя по которой пользователь подтверждает регистрацию. После регистрации можно сразу же начинать работать.

Пользователю облачных сервисов нет необходимости заботиться об инфраструктуре, которая обеспечивает работоспособность предоставляемых ему сервисов. Все задачи по настройке, устранению неисправностей, расширению инфраструктуры и прочее берет на себя сервис-провайдер.

Как же облачные технологии можно применить в начальной школе?

Могу представить собственный опыт использования Документов Google, главным достоинством которых является возможность совместного редактирования документов (текстов, рисунков, презентаций, таблиц), допуск к документам определенной группы участников, комментирование и оценка работы. Для начала родители совместно с учащимися завели себе электронную почту на сайте gmail.com. Им сразу был предоставлен доступ ко всем сервисам Google.

Перейдя на сервис Google диск, я создала Google документ по изучению ментальной арифметики. Документ содержал описание работы и задания: при помощи абакуса решить определённые примеры, используя формулы, которые были даны в описании, работа с флешкартами.

 

Предоставив доступ к нему остальным участникам по адресам электронной почты. Перед этим я присвоила документу имя. Ребята работали над заданием дома, наполняя его содержанием. Я комментировала какие-либо части документа, чтобы учащиеся смогли правильно понять тему и выполнить задание, корректировала его содержание. Данная работа была создана с помощью Google документов.

2. Совместная работа учащихся начальной школы над документами.

К совместной работе над документом можно отнести таблицы по русскому языку по теме «Части речи», окружающий мир по теме «Живая и неживая природа», литературное чтение по теме «Устное народное творчество», которую должны заполнить учащиеся. При попытке работы с такими документами в локальной сети возникает проблема, связанная с тем, что одновременно с одним и тем же документом работать на разных компьютерах нельзя. Появляется множество копий одного и того же документа, которые потом надо соединять воедино. Для совместной работы в облачных технологиях необходимо создать или поместить документ в облачное хранилище и предоставить доступ к нему тем, у кого есть ссылка или по адресам электронной почты. Пример совместной работы представлен.

3. Совместная проектная работа учащихся начальной школы.

Схема деятельности такова. Учащиеся были разделены на две группы и получили темы проектов. В группе распределяются обязанности. Затем руководитель группы- учитель создает документ и предоставляет доступ к нему остальным участникам (с помощью ссылки или по адресам электронной почты). Учащиеся работают над проектом дома или в школе, наполняя документы содержанием. Когда работа закончена, предоставляется доступ учителю.

 

Учитель может прокомментировать какие-либо части документа, чтобы учащиеся могли скорректировать его содержание до защиты проекта. При оценивании участия в создании проекта важно то, что учитель может отследить хронологию изменений. По этой хронологии можно в какой-то степени определить, какой вклад внес каждый участник группы.

4. Дистанционное обучение в начальной школе. Учитель дает задание учащимся с помощью электронного дневника. Это могут быть любые письменные задания. Ученик должен будет либо создать документ, либо каким-то образом поработать с документом, созданным учителем (ответить на вопросы, решить задачи, заполнить таблицу). Учитель может посмотреть измененный документ, так как у него есть к нему доступ.

Сегодня облачные технологии – это то, чем почти каждый пользуется ежедневно. Любая почта на Яндексе или Google, сетевые игры, онлайн развлечения и электронная торговля. Облачные технологии развиваются стремительно и охватывают все больше и больше сфер деятельности.

Стремительное распространение облачных технологий ставит перед нами задачу интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения. Облачные вычисления имеют широкие перспективы применения в сфере образования, научных исследованиях и прикладных разработках, а также для дистанционного обучения. Облачные технологии представляет собой новый способ организации учебного процесса и предлагает альтернативу традиционным методам организации учебного процесса, создает возможность для персонального обучения, коллективного преподавания и интерактивных занятий. Основным преимуществом использование облачных технологий в образовании, это не только снижение затраты на приобретение необходимого ПО, эффективность и повышение качество образовательного процесса, но и подготовит учеников и к жизни в современном информационном обществе.

Таким образом, в период перехода на новые образовательные стандарты облачные технологии помогают формированию новой информационной культуры учителя и ученика, и дают уникальную возможность соединить проектную методику и информационно-коммуникационные технологии. Использование облачных технологий в учебном процессе позволяет сделать образовательное пространство открытым.

 

Литература:

  1. Коммерс П. Социальные медиа в обучении с применением ИКТ: Аналит. записка, март, 2011. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011.
  2. Склейтер Н. Облачные вычисления в образовании: Аналит. записка, сентябрь, 2010. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010.
  3. 4.Бадарч Д., Хорошилов А.В. Инициативы ЮНЕСКО в области применения ИКТ в профессиональном и техническом образовании // Образовательная политика. 2012. № 1 (57). С. 112-121.
  4. Майк Далворт Социальные сети. Руководство по эксплуатации. М.: Добрая книга, 2010. 248 с. В.Холмогоров Социальные сети. Добавь интернет в друзья. Белгород: Книжный клуб «семейного досуга», 2012. 312 с.
  5. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: «Новая техника», 2006. 462 с.
  6. Лейн Э. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования: Аналит. записка, ноябрь, 2010. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010.
  7. Станиславская Е.А., Антипова И.М. Облачные технологии в образовании / Е.А. Станиславская, И.М. Антипова, Р. Дакашев // Социальная сеть NSPORTAL. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 09.11.2024).
  8. Кукульска-Хьюм А. Мобильное обучение: Аналит. записка, декабрь, 2010. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010.