Роль компьютерной игры в познавательном развитии старших дошкольников: консультация для родителей и педагогов

Прокопенко Анастасия Алексеевна
Максимова Мария Николаевна

Воспитатель, МАОУ "Школа-комплекс № 33" детский сад "Ромашка", г. Великий Новгород
Воспитатель, МАОУ "Школа-комплекс № 33" детский сад "Ромашка", г. Великий Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Прокопенко А.А., Максимова М.Н. Роль компьютерной игры в познавательном развитии старших дошкольников: консультация для родителей и педагогов // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2328111


 

Компьютерные игры давно стали неотъемлемой частью жизни современных детей. Однако многие родители и педагоги продолжают сомневаться в пользе этих игр для развития ребёнка. Рассмотрим, как компьютерные игры могут влиять на познавательное развитие старших дошкольников и какие аспекты следует учитывать при использовании игр в воспитательных целях.

Основные положения:

Развитие когнитивных функций

Игры стимулируют работу мозга, улучшая память, внимание и логическое мышление. Ребёнок учится решать задачи, анализировать информацию и делать выводы. Примеры таких игр включают головоломки, пазлы и стратегии.

Формирование социальных навыков

Многие современные игры требуют взаимодействия с другими игроками, что способствует развитию коммуникативных навыков. Дети учатся работать в команде, договариваться и сотрудничать. Это особенно важно для подготовки к школьной жизни.

Расширение кругозора

Некоторые игры содержат образовательный контент, знакомят детей с историей, географией, наукой и культурой разных стран. Например, игры серии Civilization помогают понять процессы формирования цивилизаций, а Minecraft позволяет изучить основы архитектуры и инженерии.

Мотивация к обучению

Игры делают процесс обучения увлекательным и захватывающим. Дети охотнее выполняют задания и усваивают новые знания, если они представлены в игровой форме. Это помогает поддерживать интерес к учёбе и развивать любознательность.

Самостоятельность и ответственность

Ребёнку приходится принимать решения в игре, отвечая за свои действия. Это формирует чувство ответственности и самостоятельности. Игры учат планировать, прогнозировать результаты и корректировать стратегию в зависимости от ситуации.

Но не стоит забывать и об опасностях, которые могут принести компьютерные игры для ребёнка в таком возрасте.

  1. Чрезмерное увлечение: длительное пребывание перед экраном компьютера приводит к ухудшению зрения, нарушению режима, бессоннице и снижению физической активности ребёнка.
  2. Эмоциональная зависимость: сильное увлечение играми может вызывать эмоциональную зависимость, когда ребёнок становится раздражительным и неуравновешенным, если остаётся без игр.
  3. Социальная изоляция: если ребёнок проводит слишком много времени за компьютером, он становиться менее общительным и замкнутым, что затрудняет взаимодействие с окружающими.
  4. Насилие и агрессия: некоторый контент компьютерных игр содержит сцены насилия и жестокости, что может негативно повлиять на психику ребёнка и повысить уровень агрессии.
  5. Потеря мотивации к обучению: если ребёнок привыкает к игровому формату обучения, он может потерять интерес к традиционным методам обучения, таким как чтение книг и выполнение заданий.

 Ознакомившись с плюсами и минусами такого обучения, предлагаем рекомендации по использованию компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников:

  • Ограничение времени: не стоит злоупотреблять временем, проведённым за компьютером. Определите временные рамки для игры и строго соблюдайте их. Оптимальное время составляет не более часа в день. Лучше всего установить режим, чтобы ребёнок играл в определённые часы дня. Большее количество времени может негативно сказаться на здоровье глаз и общем самочувствии ребёнка.
  • Выбор контента: следите за содержанием игр, которые выбирает ваш ребёнок. Перед тем как предложить ребёнку игру, необходимо убедиться, что она соответствует возрасту и интересам малыша. Избегайте игр с агрессивным контентом и повышенной жестокостью. Предпочтительнее выбирать игры с образовательными элементами и позитивным сюжетом.
  • Активное участие родителей: обсуждайте с ребёнком его выбор игр, следите за его реакциями и настроением после игры. Объясните ему, почему важно соблюдать установленные правила и ограничения.
  • Альтернативные занятия: разнообразьте досуг ребёнка, предлагая ему активные игры на свежем воздухе, творческие занятия, чтение книг и другие интересные активности.
  • Контроль и поддержка: оставайтесь рядом с ребёнком во время игры, помогайте ему справляться с трудностями и обсуждайте его успехи и неудачи. Это поможет создать доверительную атмосферу и избежать эмоциональной зависимости.
  • Баланс между реальным и виртуальным миром: помните, что игры должны быть дополнением к реальной жизни, а не её заменой. Убедитесь, что ребёнок получает достаточно общения, физических упражнений и других форм деятельности.

Соблюдение этих правил поможет минимизировать риски и использовать потенциал компьютерных игр для развития ребёнка, сохранив баланс между виртуальным и реальным миром.

В заключение хочется сказать, что компьютерные игры могут быть полезным инструментом в познавательном развитии старших дошкольников. Главное − правильно выбирать игры, ограничивать время и активно участвовать в процессе. Благодаря играм дети развивают важные навыки и качества, необходимые для успешной адаптации в школе и обществе.