Колесина Надежда Алексеевна
Устимова Татьяна Владимировна
Воспитатель, МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение), пос. Михнево, городской округ Ступино, Московская область
Воспитатель, МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение), пос. Михнево, городской округ Ступино, Московская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Колесина Н.А., Устимова Т.В. По мотивам русской народной сказки «Гуси–лебеди» с использованием ПДД: конспект организованной образовательной деятельности для детей 5-7 лет // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 21.11.2024).
Заказ № 2327798
Цель: продолжать знакомить воспитанников с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Знакомство с дорожными знаками, просмотр мультфильмов о ПДД.
Экскурсии, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций на дороге, составление карт-схем, художественное творчество, просмотр презентаций по тематике ПДД.
Материал и оборудование:
картинки с изображением дорожных знаков, стрелки-указатели, макет печки, дорожная карта, презентация к конспекту.
Ноутбук, мультимедийный проектор, магнитная доска.
Воспитатель:
- Ребята, а расскажу – ка я вам сейчас сказку. Сказка всем известная и называется она «Гуси – лебеди». Но с её героями будут происходить невероятные приключения, в которых и вы, ребята, будете принимать участие.
Итак, мы начинаем!
В небольшом, но красивом поселке, как наш, жили – были мать и отец, и были у них дочка Маруся, да сынок Ванечка. Однажды поехали родители в большой город за покупками. Марусе строго настрого наказали смотреть за маленьким Ванечкой, не оставлять его одного. Так ведь было? (Ответы детей)
Только уехали родители, как Марусю позвали во двор подружки поиграть.
Посадила Маруся Ванечку на скамеечку, а сама стала с подружками загадки загадывать. Загадки очень интересные, знаете про что? Да про транспорт! Только наша Маруся никак не могла ни одной загадки отгадать!
Ребята, вы умеете отгадывать загадки, давайте поможем Марусе!
Дети отгадывают загадки, ответ появляется на мультимедийном экране.
На стрекозу похож слегка,
Взлетает ввысь под облака
Он без разбега.
В нем пилот.
Конечно, это… (Вертолет)
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(Самолёт)
На нем и медведя
Кататься влечет:
Одна нога едет,
Другая везет. (Самокат)
Нет кабины у меня,
И всего два колеса.
Но бензин я в бак залью,
На рычаг скорей нажму.
И стремглав, быстрее ветра,
Я по трассе полечу. (Мотоцикл)
Чтобы помощь получить,
Набери скорей ноль три.
На машине вмиг приедут,
Санитары и врачи. (Скорая помощь)
На этой машине белого цвета,
Синеют полоски, мигалка надета.
И цифры ноль два на ней написали.
Чтобы люди ее узнавали. (Полицейская машина)
Две педали я кручу,
На колесах вдаль качу.
Что за транспорт, дай ответ
Быстрый мой… (велосипед)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
Воспитатель:
- А в это время, пока вы помогали Марусе отгадывать загадки, в далеком дремучем лесу в избушке на курьих ножках жила Баба Яга. И не было у неё никого и ничего, кроме как ступы с метлой, да диких гусей-лебедей. Скучно было Бабе Яге, не с кем было поиграть, мультфильмы посмотреть, и говорит она своим верным слугам, гусям-лебедям:
- Летите вы, гуси – лебеди, в дальние края и принесите мне мальчика Ванюшку. А чтобы вы не заблудились, дам я навигатор, который поможет вам найти Ванюшку!
Отправились гуси – лебеди в путь. Летят, по сторонам не смотрят, навигатор слушают.
И вот, наконец, внизу появился поселок, где жил Ванюшка с родителями и сестренкой. Стали гуси – лебеди искать специальный дорожный знак, где можно было приземлиться, а как он выглядит, забыли.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, под каким дорожным знаком можно спокойно оставить свое транспортное средство и пойти по делам? (Ответы детей)
Воспитатель:
Предлагаю вам игру «Найди вторую половину»
На магнитной доске расположены дорожные знаки, изображенные наполовину, надо найти вторую половину знаков и назвать их назначение
Дети выполняют задание, воспитатель хвалит детей
Воспитатель:
- А тем временем гуси – лебеди увидели Ванюшку на лавочке во дворе одного, подхватили его на крылья, да и были таковы! Оглянулась Маруся, а Ванюшки нет, только мелькнули вдали гуси – лебеди.
Выбегает девочка (ребенок) Маруся, плачет, ищет везде братца, спрашивает у детей, не видели ли они Ванюшку. (Ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, мы можем помочь Марусе? (Ответы детей). Тогда сначала я предлагаю Марусе дать карту и вместе с ней определить начало пути к дому Бабы Яги, то есть, кого должна Маруся встретить первым, как в сказке? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Теперь Маруся знает, что ей надо сначала найти печку. Идти далеко, давайте напомним Марусе, какие дорожные знаки может она встретить в поселке на своем пути и как ей правильно ими пользоваться (светофор, зебра, подземный переход, движение для пешеходов запрещено, автобусная остановка и т. д.)
Воспитатель показывает дорожные знаки, дети называют их.
Маруся благодарит детей и бежит дальше на поиски братца.
Добежала Маруся до печки.
Маруся:
- Печка, матушка, помоги мне найти братца.
Печка (голос со слайда):
- Отгадай, что это у меня за дорожные знаки, тогда скажу!
Воспитатель:
- Ребята, опять требуется ваша помощь! Назовите эти знаки и как они называются, одним словом? (У печки находим знаки сервиса). Каким знаком можно обозначить печку? Правильно, пункт питания!
Мы знаем, что знаки сервиса оказывают участникам дорожного движения добрую услугу: указывают места расположения таких важных объектов, как «Больница», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания».
Дети, знаете ли вы, что эти знаки нарисованы специальной светоотражающей краской? Если идёт снег, темнота, слякоть, простые знаки плохо видны, а знаки со светящейся краской отражаются от света фар или фонарей и их легко различить.
Печка похвалила детей, дала Марусе вкусный пирожок.
Маруся поблагодарила печку и побежала дальше, искать яблоньку.
Маруся просит сказать яблоньку, куда полетели гуси-лебеди
Яблонька ( голос со слайда):
- Поиграй со мной в игру. Игра называется «Не ошибись». По сигналу ты должна мне показывать знаки: запрещающие, разрешающие, предупреждающие. Знаки находятся под моими корешками.
Воспитатель:
- Ребята, это сложное задание, надо Марусе помочь!
Игра «Не ошибись»
Воспитатель находит дорожные знаки, раздает детям, по словесному сигналу дети показывают соответствующие дорожные знаки.
Яблонька (голос со слайда):
- Молодцы, справились с заданием. Помогу тебе, Маруся. Дальше ты должна найти на карте вот такой знак
Этот знак обозначает пешеходную дорожку. Она приведет тебя к речке.
Маруся сказала «спасибо», нашла на карте этот знак и легко добралась до речки.
Маруся:
- Реченька, матушка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
Речка:(голос со слайда)
-Поиграешь со мной в игру «Ручеёк», тогда скажу. Дети, поможете Марусе?
Дети играют в р. н. игру «Ручеек»
Речка:
- Молодцы, славно поиграли.
Воспитатель:
Вот и подсказка тебе: на указателях есть короткая дорога до избушки Бабы Яги, смотри внимательно, не ошибись.
На дороге стоят указатели, на них знаки сервиса, обозначение наземного и подземного переходов, изображение дорог с препятствиями, дорожка к избушке Бабы Яги с маленькими изображениями гусят (это подсказка)
Дети помогают Марусе решить проблемную ситуацию, по какой дороге быстрее и безопаснее добраться.
Маруся (ребенок) быстро находит короткую дорожку к избушке (убегает за занавес). Ванюшка сидит на лавочке и играет яблочками. Баба Яга прилегла отдохнуть. Маруся вместе с братцем бегут от Бабы Яги
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь нашим героям, чтобы их не догнала Баба Яга и гуси? (Ответы детей)
Можно предложить детям расставить вокруг избушки запрещающие сказочные знаки, например: «перелет на метле запрещен» и т. д..
Воспитатель:
- Ребята, я очень рада, что мы совместными усилиями помогли Марусе найти Ванюшку. А теперь, чтобы брат и сестра быстрее вернулись домой, давайте вызовем ковер – самолет, ведь он тоже средство передвижения, но только сказочное. Вы согласны со мной? (Ответы детей)
Воспитатель:
А вот теперь - и сказочке конец! А кто был в ней - молодец!