Проектирование индивидуального образовательного маршрута как важнейший компонент процесса сопровождения дошкольника с ОВЗ с применением технологии «Клубный час»

Колесник Алина Александровна
Шевченко Дарья Андреевна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 2, г. Алексеевка, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 2, г. Алексеевка, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Колесник А.А., Шевченко Д.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как важнейший компонент процесса сопровождения дошкольника с ОВЗ с применением технологии «Клубный час» // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2312859


 

Аннотация. В статье индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) рассматривается как важнейший компонент процесса сопровождения дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики ДОУ. Описываются структурные компоненты и алгоритм разработки этого документа. ИОМ разработан с применением технологии «Клубный час» и становится мощной поддержкой в проявлении индивидуальности обучающегося, содействует саморазвитию воспитанника посредством стимулирующего характера взаимодействия педагог-родитель-ребенок.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ), педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тьютор, коррекционно-развивающая работа, технология «Клубный час».

 

Современный этап развития системы образования характеризуется переходом от адаптивной, дисциплинарной и унифицированной к личностно ориентированной и вариативной образовательной модели. Основными характерными чертами образовательной политики сегодня являются: гарантия детям с особыми образовательными потребностями права на равное, доступное образование, свертывание системы специального образования, интегрированные формы обучения и инклюзия, а также признание родителя (законного представителя) ребенка в качестве полноправного участника образовательного процесса [4, с. 63].

Современные педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), реализуя образовательный процесс, обязаны создавать условия с учётом ближайшего развития ребёнка, где дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будут активно взаимодействуя, принимать участие в процессе деятельности, что повлечёт за собой дальнейшее развитие ребёнка. Данные требования предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который выделяет основными целями образования не знания, умения, навыки, а проявленный ребёнком интерес, его стремление к участию и взаимодействию [3, c. 13]. Основной идеей ФГОС ДО является идея развития.

Таким образом, современная ситуация в образовании ожидает педагога, обладающего специальными компетенциями, позволяющими осуществлять процесс сопровождения воспитанников в их движении по своему маршруту в образовании [1, с. 34]. Такая особая позиция педагога наиболее ярко проявляется в работе тьютора, а точнее, в организации им соответствующего тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение неразрывно связано с принципом индивидуализации, который ориентирует на создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в окружающем его образовательном пространстве. Тьюторское сопровождение предполагает насыщение образовательной среды, выявление образовательных интересов ребенка, создание индивидуальных программ развития и сопровождение подопечного в рамках этой программы [4, с. 48]. В этих условиях позиция ребёнка становится субъектной в выборе содержания своего образования, в его пути в образовательном поле.

Специалисты детского сада №2 составляют для детей с ОВЗ индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение воспитанника в образовательном пространстве дошкольного учреждения, пошагово совместно спланированные действия ребенка для выявления, развития и реализации его образовательного интереса [1, с. 14].

Главная цель составления ИОМ – определение содержания коррекционно-развивающей работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка.

В детском саду №2 Алексеевского городского округа есть три группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с логопедическими и сопутствующими диагнозами разной степени тяжести. У всех детей наблюдается недостаточность эмоционально-волевой сферы и высших психических функций, а также нарушение поведения: робость, замкнутость либо, наоборот, расторможенность и полное неумение контролировать себя.

Составление ИОМ невозможно без особой педагогической позиции - тьюторской, которая позволяет и создать избыточную образовательную среду, и выявить первичный детский интерес, и составить свой маршрут, и сопроводить ребенка в первом опыте, и организовать рефлексию.

ИОМ имеет четкую структуру и оформляется в виде документа.

В первой части ИОМ уточняются педагогические условия проведения занятий с ребенком, описываются требования к коррекционно-развивающей среде. Игровой и дидактичекий материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню психофизического развития дошкольника с ОВЗ, задачам коррекционно-развивающей работы.

Во второй части описываются доступные ребенку способы усвоения и передачи общественного опыта, а также поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности. В этой части ИОМ определяются основные направления коррекционно-развивающей работы, их приоритетность, задачи каждого направления, методы решения этих задач, адекватные особенностям развития ребенка и его образовательным потребностям, отмечаются прогнозируемые результаты, планируются сроки проведения динамических диагностических обследований, описывается алгоритм распределения обязанностей между специалистами.

Коррекционно-развивающая работа планируется по основным линиям развития детей дошкольного возраста: физическое развитие, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, включая самообслуживание, общение, познавательное развитие, включая развитие восприятия всех модальностей, мышления, количественных представлений, представлений об окружающем мире. Наряду с этим предусматривается содержание коррекционной работы по формированию ведущего вида деятельности. Общие цели и задачи конкретизируются в заданиях, играх, игровых упражнениях.

В третьей части маршрута определяются основные направления, содержание работы с родителями, планируются даты проведения консультаций, тренингов, тематических лекций, открытых занятий и мастер-классов. Главной задачей взаимодействия специалистов ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является не только выдача рекомендаций по его воспитанию и развитию, но и создание условий, которые бы стимулировали членов семьи к активному решению возникающих проблем.

ИОМ является динамичным по своему характеру. Его содержание изменяется в зависимости от степени усвоения программного материала ребенком, от трудностей, возникающих в процессе коррекционно-развивающей работы.

На этапах конструирования ИОМ и его реализации для дошкольников с ОВЗ возникает сложность самоопределения. Дети не могут доступно сформулировать свои потребности, а также следовать выбранной траектории без замешательства и сомнений. В связи с этим требовалось решение вопроса о самореализации каждого воспитанника в непринужденной форме, в форме игры. Такой формой стало применение технологии открытого образования Гришаевой Н. П. «Клубный час». Пришлось внести некоторые коррективы для более эффективного использования технологии, исходя из условий и особенностей детского сада. В образовательном учреждении не один год работают постоянно действующие творческие мастерские. Именно их было решено использовать для проведения «Клубного часа». Один раз в две недели групповые помещения превращаются в «мастерские», где педагоги или родители, проводят разнообразные мастер-классы. Каждая «мастерская» специализируется на определенных техниках. Например, в группе «Ладушки» проводилось экспериментирование, в группе «Гуси лебеди» - нетрадиционные техники рисования и т.д.

Авторами был выбран и адаптирован деятельностный тип «Клубного часа», когда в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности. Перед проведением «Клубного часа» разрабатывается карта с указанием группы (мастерской) и мастер-класса, который будет в ней проводится. Дети знакомятся с этой картой и далее выбирают те ресурсные места, которые им интересно посетить, при этом составляя свою карту с условными обозначениями, понятными им. Иногда воспитанники, которые затрудняются выбрать путь следования, обращаются за помощью к педагогу. Наставник помогает выявить их интерес, проявить инициативу, а далее сопроводить этот интерес на их небольшом, но самостоятельном маршруте.

В день проведения мероприятия в группе проводится «рефлексивный круг», на котором детям напоминают о правилах поведения во время «Клубного часа», в какой мастерской будет проходить тот или иной мастер-класс. Дети еще раз рассматривают карту, при необходимости корректируют свой маршрут.

Звенит колокольчик, и дети начинают «путешествие» по детскому саду. Правилами предусмотрено, что не все двери могут быть для них открыты. Это группы младшего и ясельного возраста, кабинет заведующей, медкабинет. Дети распознают их по определенным цветовым указателям. Есть дети, которых сложно заинтересовать вообще каким-нибудь видом продуктивной деятельности (это, как правило, ребенок с педагогической запущенностью или со многими сопутствующими проблемами в здоровье, помимо речевых), и даже, казалось бы, составив маршрут, они не придерживаются его в силу часто меняющего интереса. Чаще всего ребенку, не сумевшему самому определить свой маршрут, предлагается зайти в мастерскую, находящуюся по пути общего маршрута детского сада согласно карте «Клубного часа». Ребенок, попав в ту или иную мастерскую, наглядно увидев, чем предлагают заняться педагоги или родители на данном мастер-классе сам решает, останется он здесь или нет. Таким образом, можно предположительно выявить у ребенка его интересы.

После завершения «Клубного часа» дети совместно с педагогом садятся в круг и начинается обсуждение для выявления трудностей, возникших во время проведения мероприятия, а также для дальнейшего определения пути их решения. Каждый ребенок имеет возможность рассказать о том, где он был, что понравилось, что не понравилось, куда бы он хотел пойти в следующий раз. Педагог наряду с другими вопросами рефлексии задает вопрос, смогли ли они реализовать свой маршрут в полном объеме, так как было ими запланировано перед «Клубным часом». Если нет, то помогает выяснить, по какой причине. Ребенок самостоятельно выявляет причину (зачастую это «не хватило времени» или «было сложно выполнить какое-либо задание и на это ушло много времени»). На данном этапе происходит презентация внешних, материально выраженных продуктов деятельности ребенка по мере продвижения по ИОМ. Критериями успешности в этом случае являются субъективное благополучие ребенка, уровень его притязаний, степень самоудовлетворенности достигнутым.

Что касается внутреннего продукта, то здесь важен коллективный диалог (педагоги-родители-ребенок). Необходимо обсуждение степени достижения запланированных образовательных целей и уровня приобретенного личностного и социального опыта, уровня продвижения ребенка в векторах деятельности, общения, поведения, отношения к социуму. В процессе обсуждения результатов тьютор, педагог, родитель отслеживают динамику развития ребенка по отношению к нему самому. Сравнение ребенка не с другими, а с самим собой, выявление его собственных продвижений – это и есть ценность ИОМ, и стимул, и мотивация образования каждого воспитанника.

В процессе проведения рефлексии используются такие приемы как: «Лестница успеха» и «Интервью». Так как у наших детей с нарушениями речи множество сопутствующих проблем, тьюторская позиция педагога и данная технология позволяет им преодолевать себя: нежелание разговаривать, так как его не все понимают, робость, боязнь самостоятельно принимать решения, передвигаться самостоятельно по детскому саду, регулировать свое поведение. Дети становятся более коммуникабельными, они учатся планировать свой маленький образовательный маршрут и следовать своим интересам. Учатся общаться с другими педагогами и детьми не из своей группы.

В результате прохождения нескольких мастер-классов в течение «Клубного часа» дети приносят в группу не одну рукотворную поделку, а несколько работ, которые они с удовольствием показывают своим родителям. Родители, принимавшие участие в совместной работе по конструированию индивидуального маршрута, видят удовлетворение ребенка от проделанного им пути самореализации, начинают понимать, насколько важно и необходимо давать ребенку свободу выбора, свободу в проявлении его образовательного интереса, его внутреннего «я».

Учитывая интерес дошкольника, его способности, желание и возможности здоровья и принимая во внимание родительский заказ на образование ребенка, индивидуальный образовательный маршрут с применением технологии «Клубный час» становится мощной поддержкой в проявлении индивидуальности обучающегося, содействует саморазвитию воспитанника посредством стимулирующего характера взаимодействия педагог-родитель-ребенок.

 

Литература:

  1. Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л. А. Головчиц, А. М. Царёв // Дефектология. 2014. № 1. С. 3-13.
  2. Технологии работы с детьми, имеющими нарушения речи: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Н.Н. Яковлевой, О.В. Юговой. СПб.: АЛЬМА, 2021. 224 с.
  3. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику / автор – сост.ь: Тажутдинова Г.Ш. Махачкала, 2021. 33 с.
  4. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества. Материалы XI Международной научно-практической конференции (ХХIII Всероссийской конференции) 30–31 октября 2018 г. / научные редакторы: Т.М. Ковалева, А.А. Теров, технический редактор: Н.В. Лебедева, 2018. 256 с.
  5. Успешные практики сопровождения и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями. / под редакцией Поповой И. Ш., Потаповой А. А., Чепышко О. В. Челябинск, 2022. 92 с.