Коррекция нарушений (эмоционально-волевой) сферы у обучающихся с умственной отсталостью посредством использования нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО

Конина Елена Владимировна

Учитель ИЗО, ГБОУ АО "СКОШ" №5, г. Новодвинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Конина Е.В. Коррекция нарушений (эмоционально-волевой) сферы у обучающихся с умственной отсталостью посредством использования нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2326740


ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия статьи (.pdf)


 

Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого − Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи: Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др. Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитания посредством искусства», получившую распространение в начале XX в.

Изобразительная деятельность помогает детям без слов выразить свои мысли. Использование продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает реагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения [1, с. 13].

Изобразительная деятельность является разновидностью арт-терапии, которая стала очень распространённым и позитивным методом коррекции детей, страдающих умственной отсталостью. В научной литературе коррекцию посредством изобразительной деятельность также называют изотерапией.

Изотерапия − терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах [4, с. 61].

Изотерапия позволяет ребёнку без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты. Использование же продуктов изобразительной деятельности способствует изменению поведения, переживаний и фантазий. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Результат гармоническое отношение к действительности.

В Российском энциклопедическом словаре изобразительное искусство − это специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры.

Становление изобразительной деятельности начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате.

На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно: развитие интереса к определенному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно − двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.

Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок или аппликацию на основе собственного замысла, реализуя в нем свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действия, использовать «неподражательные» цвета, нестандартные формы, оригинальное сочетание материалов.

Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла оказывается нереальной задачей, особенно без специального обучения. Даже под руководством взрослого, находясь в специализированном дошкольном учреждении, дети оказываются не способны создавать изображения по собственному замыслу. Поэтому эстетическое воспитание проводится в процессе всех видов становления изобразительной деятельности - лепки, аппликации, рисования. Однако в результате целенаправленного обучения на четвертом году пребывания в специализированном учреждении дети могут научиться создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу [7, с. 228].

Цель: изучить влияние нетрадиционных техник рисования посредством использования на уроках ИЗО, на коррекцию нарушений (эмоционально-волевой сферы) у обучающихся с умственной отсталостью.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме.
  • представить опыт работы по коррекции нарушения (эмоционально-волевой сферы у обучающихся с умственной отсталостью посредством использования нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО, в условиях ГБОУ АО «СКОШ №5»

Теоретическая часть.

Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла оказывается нереальной задачей, особенно без специального обучения. Даже под руководством взрослого, дети оказываются не способны создавать изображения по собственному замыслу. Поэтому эстетическое воспитание проводится в процессе всех видов становления изобразительной деятельности - лепки, аппликации, рисования. Однако в результате целенаправленного обучения на четвертом году пребывания в специализированном учреждении дети могут научиться создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу [7, с. 228].

Программа даёт руководство непосредственно педагогу, а именно, каким образом необходимо проводить занятия по изобразительной деятельности, какие должны быть условия для проведения таких занятий. Программа также содержит перечень задач, которые стоят перед педагогом в процессе обучения школьников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности. Одним из основополагающих элементов внедрения изобразительной деятельности в жизнь детей с умственной отсталостью является закрепление представления о роли и месте изобразительной деятельности в жизни людей. Для этого педагогу необходимо проводить посещения музеев, выставок по изобразительному искусству.

Для правильного определения роли изобразительной деятельности в жизни детей с умственной отсталостью необходимо знать, какие именно задачи выполняет изобразительная деятельность. В отечественной литературе учёные выделяют следующие основные задачи изобразительной деятельности или изотерапии:

  • выявление особенностей и определение эффективности использования изобразительной деятельности в психокоррекционной работе с детьми с умственной отсталостью;
  • разработка технологий изобразительной коррекции, обеспечивающих коррекцию нарушений умственно отсталых детей;
  • изучение общих и специфических особенностей формирования изобразительной культуры у детей с умственной отсталостью;
  • обеспечение с помощью изобразительного искусства познавательно- информационных потребностей детей с умственной отсталостью;
  • воспитывать у детей с умственной отсталостью эмоциональную отзывчивость, эмоционально-эстетические чувства при восприятии произведениями искусства;
  • развивать у детей с умственной отсталостью способность понимать содержание, его единство со средствами выразительности в разных видах изобразительного искусства;
  • формировать у детей с умственной отсталостью оценочное отношение к результатам своего изобразительного творчества и творчества других;
  • развивать у детей с умственной отсталостью технику изображения пространственных ориентировок, представлений о некоторых средствах
  • «изобразительного языка»;
  • формировать у детей с умственной отсталостью творческие проявления ребенка с умственной отсталостью в разных видах рисуночного искусства;
  • подводить ребенка с умственной отсталостью к пониманию того, что искусство находиться везде (дома, в детском саду, на улице); что оно доставляет людям радость, удовольствие и украшает наш быт.

Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания детей. Воспитатели заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.

...


 

ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия статьи (.pdf)


 

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с.
  2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.
  3. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников умственной недостаточностью (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития). Автореферат. 13.00.03. Москва. 2003. 48с.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. 160 с.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С.
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  7. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
  8. Психологический словарь / под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
  9. Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
  10. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя воспитательной школы: Пособие для учителя и воспитателей. М.: Просвещение,2009. 215с.

Интернет источники:

https://studme.org/

https://obuchonok.ru/