Конина Елена Владимировна
Учитель ИЗО, ГБОУ АО "СКОШ" №5, г. Новодвинск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Конина Е.В. Коррекция нарушений (эмоционально-волевой) сферы у обучающихся с умственной отсталостью посредством использования нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 21.11.2024).
Заказ № 2326740
ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия статьи (.pdf)
Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого − Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи: Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др. Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитания посредством искусства», получившую распространение в начале XX в.
Изобразительная деятельность помогает детям без слов выразить свои мысли. Использование продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает реагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения [1, с. 13].
Изобразительная деятельность является разновидностью арт-терапии, которая стала очень распространённым и позитивным методом коррекции детей, страдающих умственной отсталостью. В научной литературе коррекцию посредством изобразительной деятельность также называют изотерапией.
Изотерапия − терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В настоящее время изотерапия используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах [4, с. 61].
Изотерапия позволяет ребёнку без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты. Использование же продуктов изобразительной деятельности способствует изменению поведения, переживаний и фантазий. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Результат гармоническое отношение к действительности.
В Российском энциклопедическом словаре изобразительное искусство − это специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры.
Становление изобразительной деятельности начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате.
На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно: развитие интереса к определенному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно − двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.
Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок или аппликацию на основе собственного замысла, реализуя в нем свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действия, использовать «неподражательные» цвета, нестандартные формы, оригинальное сочетание материалов.
Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла оказывается нереальной задачей, особенно без специального обучения. Даже под руководством взрослого, находясь в специализированном дошкольном учреждении, дети оказываются не способны создавать изображения по собственному замыслу. Поэтому эстетическое воспитание проводится в процессе всех видов становления изобразительной деятельности - лепки, аппликации, рисования. Однако в результате целенаправленного обучения на четвертом году пребывания в специализированном учреждении дети могут научиться создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу [7, с. 228].
Цель: изучить влияние нетрадиционных техник рисования посредством использования на уроках ИЗО, на коррекцию нарушений (эмоционально-волевой сферы) у обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи:
Теоретическая часть.
Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла оказывается нереальной задачей, особенно без специального обучения. Даже под руководством взрослого, дети оказываются не способны создавать изображения по собственному замыслу. Поэтому эстетическое воспитание проводится в процессе всех видов становления изобразительной деятельности - лепки, аппликации, рисования. Однако в результате целенаправленного обучения на четвертом году пребывания в специализированном учреждении дети могут научиться создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу [7, с. 228].
Программа даёт руководство непосредственно педагогу, а именно, каким образом необходимо проводить занятия по изобразительной деятельности, какие должны быть условия для проведения таких занятий. Программа также содержит перечень задач, которые стоят перед педагогом в процессе обучения школьников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности. Одним из основополагающих элементов внедрения изобразительной деятельности в жизнь детей с умственной отсталостью является закрепление представления о роли и месте изобразительной деятельности в жизни людей. Для этого педагогу необходимо проводить посещения музеев, выставок по изобразительному искусству.
Для правильного определения роли изобразительной деятельности в жизни детей с умственной отсталостью необходимо знать, какие именно задачи выполняет изобразительная деятельность. В отечественной литературе учёные выделяют следующие основные задачи изобразительной деятельности или изотерапии:
Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания детей. Воспитатели заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.
...
ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия статьи (.pdf)
Литература:
Интернет источники: