Знакомство детей со сказкой Фаниса Яруллина «Забывчивая Кукушка»: конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Лихолетова Ольга Анатольевна
Шарафеева Ильмира Закариевна

Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 4 "Ромашка", г. Бавлы, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 4 "Ромашка", г. Бавлы, Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лихолетова О.А., Шарафеева И.З. Знакомство детей со сказкой Фаниса Яруллина «Забывчивая Кукушка»: конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2312784


 

Цель: познакомить детей с произведением Фаниса Яруллина «Забывчивая Кукушка».

Задачи:

Образовательные

  • продолжать знакомить детей с творчеством Фаниса Яруллина;
  • формировать отношение детей к книге как к эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей;
  • закреплять умение отвечать на вопросы;
  • обогащать активный словарь посредством знакомства детей со сказкой.

Развивающие

  • развивать коммуникативно-речевые умения;
  • развивать эмоциональную речь детей, зрительную и слуховую память.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к произведениям художественной литературы;
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать стремление говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке);
  • воспитывать добрые чувства, интерес и любовь к животным, вызывать у детей сочувствие попавшим в беду.

Основная образовательная область: речевое развитие (интерес к художественной литературе)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие.       

Методы: сюрпризный момент, игровые, наглядные, словесные.

Приемы: вопросы, художественное слово, поощряющая оценка, дополнения.

Наглядные средства обучения: мягкая игрушка кукушка, книги с иллюстрациями, портрет Фаниса Яруллина.

Словарная работа: забывчивость, стыд, печаль, печалиться, душа, безысходность

Предварительная работа:

  • знакомство с биографией и творчеством писателя Фаниса Яруллина;
  • чтение и драматизация сказок и рассказов;
  • разучивание физминутки «Кукушка»;
  • разучивание хороводной игры «Кукушка»;
  • выставка детских рисунков на тему: «Мои любимые сказки и рассказы Фаниса Яруллина».

Структура образовательной деятельности:

  1. Психологический настрой,
  2. Вводная беседа.
  3. Игра «Назови сказку по иллюстрации».
  4. Загадка.
  5. Физминутка «Кукушка».
  6. Сюрпризный момент.
  7. Основная часть. Чтение сказки «Забывчивая Кукушка».
  8. Игра хороводная «Кукушка».
  9. Итог. Высказывания детей.

Ход образовательной деятельности

Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, горы и реки – все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

Воспитатель: Дети, вы любите, когда вам читают книжки?

Кто вам читает книжки? А в нашей группе есть книги? Где они живут?

(ответы детей).

Дети: На книжной полке.

Воспитатель: Верно, в нашем книжном уголке. А еще недавно в нашем книжном уголке появились новые, красивые книги с яркими, красочными иллюстрациями, которые написал татарский писатель. Некоторые из них мы уже прочитали (показывает книгу Фаниса Яруллина).

- Вы помните, как зовут писателя?

Дети: Фанис Яруллин.

Воспитатель: Молодцы, дети! (показывает портрет писателя Фаниса Яруллина).

Игра «Назови сказку по иллюстрации»

Воспитатель: Дети, мы уже успели познакомиться с некоторыми произведениями Фаниса Яруллина, и знаем, чему нас научил каждый из них. Наши книги волшебные и каждая из них хочет с нами поиграть в игру: «Назови сказку или рассказ по иллюстрации». Я вам буду показывать иллюстрации, а вы говорите из какой сказки или рассказа они и чему это произведение научило вас.

Примеры:

  • сказка «Где зимует Весна?» (учит нас любить и уважать своих родителей, любить свою Родину и не забывать о ней.)
  • сказка «В голубом озере Луна купается» (учит нас быть добрыми, приходить на помощь, быть смелым и не врать; а еще мы узнали, что такое доброе сердце.)
  • рассказ «Иң бәхетле көн» («Самый счастливый день») (научил нас поверить в себя; узнали, что у кого есть друзья самые счастливые).

Воспитатель: Молодцы! Сейчас я вам загадаю загадку:

Эта птица гнезд не вьет,

Песен дивных не поет.

Громко, сидя на суку,

Счет ведет годам: « Ку-ку!» (кукушка)

Физминутка:

У леса на опушке, (стоят на носочках и тянутся за руками вверх).

Высоко на суку, с утра поет кукушка: ку-ку! ку-ку!

Вниз бежит реченька (присели, волнообразные движения рук).

По жёлтому песку. Поет кукушка звонко: ку-ку! ку-ку!

Зеленые лягушки (сидя на корточках, подпрыгивают как лягушки)

Попрыгали в реку

Поет им в след кукушка: ку-ку! ку-ку!

Сюрпризный момент.

( Включается фонограмма: голос кукушки)

Воспитатель: слышите, чей это голос?

Дети: Кукушки

(воспитатель достает из корзины кукушку - игрушку)

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях кукушка. Поздоровайтесь с ней, можете даже погладить.

Кукушка: Ку-ку!

Воспитатель: Дети, кукушка живет в лесу. Она мне рассказала, что ищет своих птенцов, так она попала к нам. Я спросила, как же так могло случиться, что она потеряла своих птенцов. Тогда кукушка рассказала мне вот такую историю.

Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю сказку, в которой главная героиня кукушка, как она искала гнездо и звала своих птенцов. Давайте узнаем, что же с ней могло случиться, почему кукушка целыми днями зовёт своих детей. Сказку эту написал хорошо известный нам татарский писатель Фанис Яруллин. Внимательно послушайте сказку.

Основная часть: чтение сказки Ф. Яруллина «Забывчивая Кукушка»

Воспитатель: Ребята вам понравилась сказка? (ответы детей)

Какая сказка по характеру? (грустная)

Положите руку на сердечко, что чувствует оно, после прослушивания этой сказки? (ответы детей).

Какой конец у сказки «Забывчивая Кукушка»?

Воспитатель: Дети, кукушка хочет поиграть с нами в игру «Кукушка». Поиграем?

Игра « Кукушка»

Дети стоят в кругу. В центре круга стоит водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:

-К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, кто кукует, отгадай?

Взрослый указывает на любого ребенка в кругу.

Ребенок говорит: Ку-ку!

Водящий должен отгадать по голосу, кто это был?

Итог:

Сегодня мы с вами очень хорошо провели время. Вспомним, кто же сегодня к нам в гости приходил? Как называется сказка, с которой мы познакомились? Кто автор? Что нового вы узнали из этой сказки? Молодцы, ребята! Все правильно вы запомнили!

Свое занятие мы закончим пословицей: «Кукушка кукует - от бездомья горюет!»

 

Литература:

  1. Закирова К.В. Золотой ключик» (на татарском языке). Казань, 2000.
  2. Закирова К.В. На поляне детства. Казань, 2011.
  3. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.
  4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры.
  5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим детей с литературой. М., 2010.
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО, приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», зарегистрирован в Минюсте России 28.12.2022 № 71847).
  7. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. Казань, 2012.
  8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М., 2010.