Прививаем дошкольникам любовь к русскому фольклору: консультация для воспитателей

Колесина Надежда Алексеевна
Устимова Татьяна Владимировна

Воспитатель, МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение),  пос. Михнево, городской округ Ступино, Московская область
Воспитатель, МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение),  пос. Михнево, городской округ Ступино, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Колесина Н.А., Устимова Т.В. Прививаем дошкольникам любовь к русскому фольклору: консультация для воспитателей // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 03.12.2024).

Заказ № 2311660


 

Народная культура – одно из средств нравственного, духовного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет вовремя, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки. Вот поэтому в наше время особенно актуальна задача приобщения детей к русской народной культуре. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства.

Народное искусство – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, народную мудрость и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Многое в русской народной культуре создавалось специально для детей. Она окружала ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательным спутником раннего детства являются сказки: про курочку Рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры – «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки». Народный фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Особая область народной поэзии – детский фольклор. Произведения детского народного творчества глубоко проникают в психику ребенка, тонко учитывают особенности детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Так, каждая сказка содержит в себе духовные и нравственные уроки, народную мудрость. Доступны детскому восприятию и многие русские народные песни, былины, пословицы. Народное искусство раскрывает перед детьми самые существенные связи и закономерности жизни.

Детям, начинающим осваивать мир, приобретать опыт, как раз наиболее важно и доступно познание этих общих связей и закономерностей. Именно фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает общеинтересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Детям нравится свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека, народное искусство воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, к окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений. Благодаря резкому разграничению добра и зла образы фольклора всегда ясны и доступны детям, им легко определить отношение к происходящему и выразить свои симпатии и антипатии.

По силе воздействия на чувства и воображение детей среди многообразных жанров фольклора первое место занимают сказки. Сказка умеет говорить с ребенком увлекательно и интересно, она смотрит на мир как бы глазами ребенка.

Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию детей и задевают их чувства. В судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые силы волшебства, и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно-эстетическая сила сказки. Вот почему народное творчество является предметом патриотической гордости и любви; в нем находит свое воплощение жизнь народного духа.

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Как известно, фольклор − это основное средство народной педагогики. Народная педагогика − это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор − это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство − это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Русский народный фольклор − это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять − кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки-потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п..

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети будут с интересом играть в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай, из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Для приобщения детей к народной культуре можно использовать музей в детском саду. Проводить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии), который используется в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни, знакомство с русским народным костюмом. Также знакомить детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивать колядки, русские народные песни, заклички.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомить с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т.д. Изготовлять игрушки своими руками: лепим из глины и расписывать их по известным нам народным промыслам, организовывать выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня» и пр.

На протяжении всего дошкольного возраста знакомить детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…».

Таким образом, воспитывать духовность и патриотизм надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Я – человек!

Я живу на этой Земле!

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!

Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина!