Здоровьесберегающая среда в ДОУ

Магизова Венера Сагитьяновна

Воспитатель, МАДОУ "Лучик", г. Ноябрьск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Магизова В.С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2312085


 

Здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности, эффективному развитию физических и психических качеств. Результатом эффективной работы педагогов в системе здоровьесбережения является снижение заболеваемости детей, повышение компетентности педагогов и родителей в данном направлении

Элементы здоровьесберегающих технологий:

Утренняя гимнастика – это набор физических упражнений, направленных на повышение мышечного тонуса.

Бодрящая гимнастика − это набор физических упражнений, направленных на повышение мышечного тонуса сразу после сна.

Гимнастика корригирующая – разновидность лечебной гимнастики, направленная на коррекцию деформированного отдела позвоночника.

Гимнастика ортопедическая – комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение плоскостопия.

Пальчиковая гимнастика – комплекс мер, который применяется для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Дыхательная гимнастика применяется для укрепления дыхательной мускулатуры детей, в том числе и с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.

Гимнастика для глаз способствует снятию мышечного напряжения с глаз, укреплению мышц.

Партерная гимнастика − это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. Партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа, что обеспечивает отсутствие компрессионной нагрузки на опорно-двигательный аппарат.

Психогимнастика помогает формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями, включает в себя игровые задания и упражнения.

Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно – развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Динамические паузы – пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности.

Босохождение – комплекс упражнений, выполняемых босиком в целях закаливания и профилактики плоскостопия.

Массаж и самомассаж – совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы, является основой для оздоровления организма.

Релаксация – упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации регулируют настроение и степень психического возбуждения.

Подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и является ведущим видом деятельности дошкольника.

Водные процедуры – это гигиенические и оздоровительные процедуры, связанные с наружным применением воды.

Воздушные процедуры – один из способов закаливания, когда свободно движущийся воздух воздействует на частично или полностью обнаженное тело.

Стретчинг – это система статических растяжек, направленная на развитие гибкости.

Ритмика – ритмические движения с музыкальным сопровождением.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая в себе речь и движения.

Сказкотерапия – психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности.

Цветотерапия – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника.

Гелиотерапия (в переводе с греческого «солнцелечение») – вид лечения и профилактики, использующий лучистую энергию солнца. Гелиотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм – активирует обменные процессы, укрепляет иммунитет, улучшает приток крови к тканям, нормализует аппетит и сон.

Фитонцидотерапия – использование растений для очистки воздуха от патагенных микроорганизмов.

Ароматерапия – разновидность альтернотивной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых из растений.

Фитотерапия – лечение лекарственными растениями.

Витаминотерапия – профилактика и лечение различных заболеваний с помощью витаминов.

Игротерапия – психотерапевтический метод, который базируется на применении ролевой игры в качестве методики воздействия на личностное развитие.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Песочная терапия – один из методов психотерапии, в котором применяется песок, вода, миниатюрные фигурки.

Литература:

  1. Колумбаева Э.А. Консультация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» // Образовательная социальная сеть nsportal. Дата публикации: 27.01.2023. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 16.09.2024).
  2. Никитенко Е. Здоровьесберегающие технологии в педагогической практике // Международный образовательный портал MAAM. Дата публикации: 31.12.2023. URL: https://www.maam.ru (дата обращения: 16.09.2024).