Романенко Ирина Григорьевна
Учитель начальных классов, МАОУ "СОШ № 135", г. Барнаул, Алтайский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Романенко И.Г. Формирование математической грамотности в начальной школе // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 21.11.2024).
Заказ № 2311894
Аннотация. В статье раскрываются способы формирования математической грамотности у младших школьников.
Ключевые слова: математическая грамотность, формы работы.
«Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».
Джордж Пойа
Сегодня в мире на первое место выходит потребность очень быстро реагировать на изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию.
В начальных классах учащиеся начинают применять знания и умения в простейших жизненных ситуациях, если организовать их обучение в соответствии с требованиями к личностным, метапредметным и предметным результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Умение решать текстовые задачи отражено в предметных планируемых результатах ФГОС НОО освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики и содержания предметной области "Математика и информатика".
Функциональная грамотность, это «способность человека решать нестандартные жизненные задачи и различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из нее видов является математическая грамотность.
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Функциональная математическая грамотность предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретённые им за время o6yчeния в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Bepнëмся к понятию «математической грамотности» и выделим из него три основных компонента:
1) понимание роли математики в реальном мире;
2) высказывание обоснованных математических суждений;
3) использование математики для удовлетворения потребностей человека.
Для реализации второго компонента необходимо не только развивать математическое мышление обучающихся, но и работать над развитием математической речи, что способствует свободному владению математическими понятиями и способности обучающихся вести грамотный диалог или монолог на уроке, в дискуссии, в жизни. Работа над развитием математической речи подразумевает обучение правильному использованию математических терминов в речи, развитие связной математической речи и формирование культуры математической речи. Для каждого направления работы разработаны соответствующие упражнения.
В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета.
Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач.
На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи.
Поэтому математическая грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности.
При формировании функциональной грамотности на уроках математики возникает ряд трудностей.
И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну квадрата, отрицательную скорость движения или не целое число строителей и т.п.
Данные проблемы могут решаться только в комплексном подходе к формированию функциональной, в частности, математической компетентности.
Вывод: учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
В ходе уроков математики развивается математическая культура учащихся в целом. В понятие математическая культура входят: алгоритмическая культура, вычислительная культура, графическая культура, логическая культура, математическая грамотность. Дополнительные задания, применяемые в системе на различных этапах урока, позволяют развивать различные компоненты математической грамотности.
Таким образом, цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.
Задачи на формирование математической грамотности, изучаемые в 4 классе.
Виды работ, используемых на уроках математики, способствующие развитию функциональной математической грамотности младших школьников.
1. Работа над задачей.
Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.
2. Решение задач разными способами.
Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
3. Представление ситуации, описанной в задаче и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Мышка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?
в) с помощью чертежа.
Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
6. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
7. Объяснение готового решения задачи.
8. Изменение вопроса задачи.
У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
9. Составление разных выражений к данным задачам
10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
11. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
12. Использование приема сравнения задач и их решений.
13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
15. Закончить решение задачи.
16. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
17. Составление и решение обратных задач.
Литература: