Развитие словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством логоритмических упражнений

Усова Марина Васильевна

Учитель-логопед, МКДОУ "Детский сад № 15", г. Зима, Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Усова М.В. Развитие словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством логоритмических упражнений // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 21.11.2024).

Заказ № 2308692


 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие речи и словаря — одна из главных. Эта общая за­дача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи.

Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

В настоящее же время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов всё больше волнует вопрос речевого развития детей.

Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в речевом развитии ребёнка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

Проблемой развития речи и формирования словаря занимались А.Н. Гвоздев, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.

Важное место в речевом развитии детей дошкольного возраста занимает употребление слов-действий, что определяется особенностями их развития. Слова-действия – это употребляемые в речи глаголы.

Перед педагогами ставится задача – научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью, в частности употреблять слова-действия, так как слово-действие является основой фразы. А если у ребёнка не будет фразовой речи, то не будет и связной речи.

Исходя из вышеизложенного считаю, что тема данной работы является актуальной.

Перед собой поставила цель работы: изучить состояние словаря действий у детей старшего дошкольного возраста и определить содержание логопедической работы по его формированию с помощью элементов логоритмики.

В соответствии с указанной целью исследования определялись его задачи:

1) изучить методическую литературу по развитию словаря действий у детей в норме и при ОНР (III уровень речевого развития);

2) выявить особенности употребления слов-действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития);

3) разработать и реализовать перспективный план работы с использованием элементов логоритмики для формирования словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития);

4) определить эффективность проведённой работы по формированию словаря действий у этих детей.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:

  • теоретического анализа методической литературы;
  • беседы с родителями;
  • количественного и качественного анализа результатов обследования;
  • занятий включающих логоритмические упражнения на формирование словаря действий.

Исходя из целей и задач определила следующие этапы работы:

1 этап: изучение особенностей словаря действий детей старшего возраста с ОНР.

2 этап: систематическое использование логоритмических упражнений в разных видах деятельности.

3 этап: сравнительный анализ словаря действий.

В результате обследования большинство детей не справились с заданием и показали низкий уровень. На основании этих данных мы ещё раз убедились в необходимости выбора эффективных методов и приёмов, которые бы способствовали повышению уровня развития речи, а именно овладение словами-действиями дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития).

Опираясь на специальные исследования выдающихся педагогов и психологов (М.М, Кольцова, Е.И. Исенина, Л.Ф. Фомина, Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухина) и их рекомендаций, которые доказывают наличие у детей, имеющих речевую патологию таких особенностей состояния двигательной сферы, как недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции, в своей работе мы сделали акцент на использование логоритмических упражнений, в которые вошли речедвигательные игры и упражнения (дыхательные, речевые игры, пальчиковая гимнастика).

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, также стимулируют речевое раз­витие и повышают работоспособ­ность головного мозга.

Дети учатся согласовывать текст с движением, что в свою очередь способствует активизации и пополнению словаря действий, так как стихотворные тексты содержат слова-действия.

Например,

Мы бельё стирали,

В речке полоскали.

Выжали, развесили.

То-то стало весело!

На следующем этапе, был составлен перспективный план работы, подобраны логоритмические упражнения, используемые в различных видах деятельности детей. Составлена картотека логоритмических упражнений, основанная на совместной работе логопеда, воспитателей группы и специалистов (инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности и музыкального работника). Например, подвижная игра «Три медведя» использовалась на фронтальном занятии учителя-логопеда при пересказе сказки «Три медведя», на занятии по изобразительной деятельности «Мишка косолапый по лесу идёт», на занятии по формированию элементарных математических представлении при знакомстве с цифрой 3.

На занятиях делался акцент на деятельность взрослого с ребёнком. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, педагог побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Вне занятий логоритмические упражнения использовались в подвижных играх. Во время прогулки при наблюдении за явлениями природы.

После реализации намеченного плана было проведено повторное обследование словаря действий у детей по той же методике, которая позволила нам сделать сравнительный анализ, полученных данных:

  • высокий уровень до начала обучения имели 5% детей; после обучения – 31% детей;
  • средний уровень до начала обучения имели 42% детей, а после обучения – 59% детей;
  • низкий уровень до начала обучения имели 53% детей, а после обучения – 10% детей.

Таким образом, мы убедились в эффективности использования логоритмических упражнений, в разных видах деятельности, выявив положительную динамику в уровне формирования словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) и подтвердив то, что обогащение, расширение и активизацию словаря необходимо начинать с дошкольного возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Развитие речи ребенка – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Практическая значимость данной работы.

Перспективный план работы с использованием логоритмических упражнений может быть использован педагогами ДОУ и родителями, так как данные логоритмические упражнения эффективно влияют на развитие речи и мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. Алябъева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. М.: Сфера, 2006. 64 с.
  2. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками / под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005. 176 с.
  3. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей // Логопед. 2006. №1. С. 66-74.
  4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 7. М.: Сфера, 2008. 160 с.