Середина Елена Георгиевна
Учитель русского языка и литературы, МОУ СШ № 94, г. Волгоград
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Середина Е.Г. Как привить ребенку интерес к чтению // Совушка. 2024. №4 (38). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/38/ (дата обращения: 21.11.2024).
Заказ № 2291121
Часто, как правило, взрослых, выросших на литературных произведениях и воспитанных этими художественными текстами, волнует вопрос, почему современных детей невозможно заставить читать даже очень на их взгляд интересную книгу, хотя бы одну. Родители стараются убедить своего ребёнка, что книга гораздо интереснее и полезнее, чем игры на компьютере, мультсериалы, просматривание ленты в телефоне. Но как можно пробудить интерес к литературе у современного ученика?
В нашей стране десятки лет назад чтение книг было очень востребованным и популярным видом досуга, читали в парках, в автобусах, в метро, в библиотеках книги не задерживались и не пылились на полках. Наша страна была самой читающей в мире. Однако сегодня ситуация изменилась. Жизнь современного человека наполнена разными развлечениями. Это связано с техническим прогрессом, который дал нам телевидение, интернет, удивительные телефоны, компьютеры. Книги отошли на третий план, даже уже не на второй. Почему? В отличие от компьютерных игр, книги требуют большей усидчивости и концентрации, умения сосредоточиться, задуматься над чем-то. Особенно часто отсутствие интереса к литературе можно заметить у детей и подростков, они привыкли к лёгкой, очень доступной информации, легкодобываемой и легкоусвояемой, если так сказать.
А вот чтение книг – удовольствие не из лёгких, здесь надо быть очень внимательным, думающим, однако чтение книг – это как лекарство от хандры, безграмотности и даже депрессии. Именно чтение литературы, а точнее классической литературы, улучшает грамотность человека, развивает кругозор, повышает интеллект, воспитывает самые лучшие человеческие качества, формирует культурного человека. А всё равно дети читать не хотят, а если и читают, то читают без интереса, не вдумываются в то о чём читают, а чаще просто перечитывают краткий пересказ произведения, главное быстро, легко, имеют о чём-то представление. Не так страшно, что от этого страдает их успеваемость, страшнее, что уже став взрослым, он не может развить мысли, что-то внятно объяснить из-за скудного словарного запаса слов, у него не развиты те необходимые навыки, которыми должен обладать образованный человек. Вот именно поэтому сегодня очень важно воспитать у ребёнка интерес к чтению книг. Как это осуществить и возможно ли это сделать?
Конечно, это процесс долгий, требующий терпения и усидчивости. К чтению книг надо приучать с детства, чтобы ребенку понравилось слушать мамино или папино чтение. Если же ребёнок никак не проявляет интерес к чтению, нельзя нервничать, ругать его или переставать ему читать.
Необходимо помочь ребенку увидеть прекрасное в чтении книг. Просто надо придерживаться нескольких простых правил:
Во-первых, на первом этапе научитесь обсуждать прочитанное. Когда ребенок смотрит фильм или играет в игру на компьютере, ему легко передать просмотренное, он понял смысл увиденного, примерил на себя чувства и взгляды героев. Важно дать ребёнку понять, что книга тоже может стать источником таких же эмоций. Для этого заставлять ребенка читать не поможет, надо обсуждать с ним то, что он прочитал. Беседы по прочитанному, выражение своего мнения о поступках героев книги повышает интерес ребенка к чтению.
Во-вторых, ребёнку надо давать необходимое погружение в эпоху, когда была написана книга, когда жил автор написанного произведения. Ведь ученику не всегда удается представить, как жили люди много лет назад. Благодаря фильмам, презентациям, нашим рассказам, информации в интернете можно показать школьнику быт, в котором жили предки. Именно это пробуждает интерес, делает понимание произведения изучаемого произведения прошлой эпохи более доступным.
В-третьих, надо не только знакомить ребёнка с эпохой написанных произведений, но и биографией автора. Иногда знание биографии писателя позволяет ребёнку по-новому взглянуть на тексты произведений, это способствует пробуждению большего интереса к чтению литературы. Поэтому важно читать произведения, знакомиться с эпохой, отражённой в них и творческий путь и биографию их авторов.
Эти рекомендации помогут детям полюбить чтение, развить речь, память, мышление, логику, научит видеть хорошее и плохое, подготовит ребенка к жизни в современном обществе.
Литература: