Кравченко Анастасия Сергеевна
Учитель математики и начальных классов, ГБУ ОО ЗО "Новоданиловская СОШ №32 им. Н.Г. Лисконоженко", с. Новоданиловка, Акимовский район, Запорожская область, Россия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кравченко А.С. Развитие научного мышления у младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир» // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).
Заказ № 2300873
Научный руководитель
Молодыченко В.В. доктор философских наук,
профессор ФГБОУ ВО "МелГу", Мелитополь,Россия
Аннотация: в данной статье рассматривается развитие научного мышления у младших школьников на уроках окружающего мира. Исследование включает анализ и применение различных методов и приёмов, таких как наблюдения, эксперименты, проектная деятельность и использование мультимедийных ресурсов. На основе проведённых занятий показано, что данные методы способствуют формированию критического мышления, умения анализировать информацию и делать обоснованные выводы.
Abstract: this article examines the development of scientific thinking in younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world. The research includes the analysis and application of various methods and techniques, such as observations, experiments, project activities and the use of multimedia resources. Based on the lessons conducted, it is shown that these methods contribute to the formation of critical thinking, the ability to analyze information and draw informed conclusions.
Ключевые слова: научное мышление, младшие школьники, окружающий мир, наблюдение, эксперимент, проектная деятельность, мультимедийные ресурсы, методика обучения.
Keywords: scientific thinking, primary school students, the world around them, observation, experiment, project activity, multimedia resources, teaching methods.
Актуальность темы обусловлена важностью формирования научного мышления с раннего возраста. Научное мышление помогает детям критически оценивать информацию, систематизировать знания и делать выводы на основе наблюдений и экспериментов. Цель исследования заключается в разработке и апробации методов, направленных на развитие научного мышления у младших школьников на уроках окружающего мира [3, с. 56-84].
Научное мышление — это способность к логическому анализу и синтезу информации, основанному на объективных данных и доказательствах. В младшем школьном возрасте дети начинают формировать навыки, которые станут основой для дальнейшего развития критического и научного мышления. Важно, чтобы на этом этапе педагогические подходы способствовали активному развитию этих навыков через изучение окружающего мира.
В младшем школьном возрасте (6-10 лет) происходят значительные изменения в когнитивном развитии детей. Основные характеристики этого периода включают:
- Активное развитие воображения и памяти. Дети становятся способны удерживать и перерабатывать больше информации.
- Развитие наглядно-образного мышления. В этом возрасте дети лучше понимают информацию, которую можно проиллюстрировать визуально.
- Интерес к окружающему миру и природным явлениям. Этот возраст характеризуется любознательностью и стремлением узнать больше о мире вокруг.
Существуют различные подходы и методики, направленные на развитие научного мышления у младших школьников [1, с. 38]:
1) Проектный метод. Дети участвуют в создании проектов, связанных с изучением природных явлений или окружающей среды. Этот метод позволяет учащимся применить теоретические знания на практике, развивать навыки исследования, планирования и анализа. Примеры проектов могут включать наблюдение за погодными изменениями или исследование экосистемы школьного двора.
2) Исследовательская деятельность. Этот подход включает проведение экспериментов, формирование гипотез, сбор данных и их анализ. Важно, чтобы эксперименты были простыми и понятными для младших школьников, но при этом способствовали развитию их умения задавать вопросы и искать ответы.
3) Игровые методы. Использование обучающих игр, связанных с природными явлениями и окружающим миром, помогает детям усваивать научные концепции в непринуждённой обстановке. Игры могут включать в себя моделирование ситуаций, решение логических задач и викторины.
4) Наблюдение и анализ. В процессе уроков окружающего мира дети могут вести дневники наблюдений, в которых фиксируют изменения в природе, изучают поведение животных и растений. Это помогает развивать навыки систематического наблюдения и критического анализа.
5) Интерактивные методы обучения. Включение мультимедийных ресурсов, интерактивных досок и цифровых лабораторий позволяет сделать процесс изучения окружающего мира более увлекательным.
Далее были разработаны и апробированы методы и приёмы, направленные на развитие научного мышления у младших школьников. Эти методы включали [4, с. 56-58]:
- Наблюдение за природой. Ученики вели дневники наблюдений, записывая изменения в погоде, поведении животных и росте растений. Это помогало детям развивать навыки систематического наблюдения и формировать умение делать выводы на основе собранных данных.
- Экспериментирование. На уроках дети проводили простые эксперименты, такие как измерение температуры воздуха в разное время дня или изучение влияния света на рост растений. Это способствовало пониманию научного метода и развитию навыков анализа.
- Проектная деятельность. Ученики работали над коллективными проектами, связанными с изучением экосистемы школьного двора или создания модели солнечной системы. Такие проекты развивали умение работать в команде, анализировать информацию и представлять результаты исследований.
- Использование мультимедийных ресурсов. Учителя активно применяли интерактивные доски, обучающие видео и виртуальные лаборатории, что делало уроки более интересными и способствовало лучшему усвоению материала.
Ниже представлены примеры занятий, способствующих развитию научного мышления [2, с. 111-112].
1) Занятие «Исследуем погоду». Ученики вместе с учителем обсуждали основные погодные явления, после чего на протяжении недели вели дневники наблюдений за погодой, фиксируя изменения температуры, облачности и осадков. В конце недели результаты обсуждались, и дети делали выводы о погодных тенденциях.
2) Эксперимент «Как растения реагируют на свет». Дети посадили семена в два горшка: один поместили на светлое место, другой — в темное. На протяжении двух недель они наблюдали за ростом растений, записывали свои наблюдения и в конце эксперимента обсуждали, почему растения росли по-разному.
3) Проект «Эко-двор». Ученики исследовали школьный двор, собирали информацию о растениях и животных, живущих на его территории. Затем они представили свои наблюдения в виде плакатов и выступлений перед классом, что способствовало развитию исследовательских и презентационных навыков.
Результаты исследования показали, что применяемые методы и приёмы способствовали активному развитию научного мышления у младших школьников. Дети проявляли интерес к изучению окружающего мира, стали задавать больше вопросов и лучше понимать причинно-следственные связи. Учителя отмечали рост уровня осознанности учеников и их умения анализировать информацию.
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
- Развитие научного мышления у младших школьников возможно через интеграцию практических и теоретических методов обучения. Применение экспериментов, наблюдений и проектной деятельности эффективно способствует формированию у детей навыков критического мышления.
- Использование мультимедийных и интерактивных ресурсов значительно увеличивает интерес учеников к предмету и помогает лучше усваивать материал. Современные технологии играют важную роль в обучении и могут стать мощным инструментом для учителей.
Практические рекомендации для учителей: для успешного развития научного мышления у младших школьников рекомендуется активно использовать методы наблюдений, экспериментов и проектной деятельности. Важно также вовлекать детей в обсуждение и анализ полученных результатов.
В дальнейшем можно расширить исследование на другие возрастные группы и изучить, как применяемые методы могут быть адаптированы для старших классов. Также интересно исследовать влияние таких методов на развитие других когнитивных навыков у детей.
Литература: