Адаптация детей раннего возраста

Водяникова Ирина Олеговна
Закараева Яна Владимировна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Водяникова И.О., Закараева Я.В. Адаптация детей раннего возраста // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2300769


 

Когда ребенок приходит в детский сад у него начинается самый сложный и самый главный процесс – процесс адаптации. Адаптация – это процесс приспособления к совершенно новой и непривычной для него обстановке. В этот период перед педагогом стоит сложная задача, чтобы процесс адаптации прошел как можно более легче.

В нашем МБДОУ детском саду комбинированного вида № 47 г. Белгород есть группа раннего возраста. Сюда поступают дети от полутора лет. Поэтому помощь воспитателя и психолога для таких детей очень важна.

Большинство детей проявляют психологическую готовность к детскому саду в возрасте 3 – 4 лет. Поэтому, чтобы помочь малышам подготовиться к новому этапу в их жизни, мы стараемся встретиться с родителями ребят заранее до поступления в детский сад и провести родительские собрания, мастер-классы, разъяснительные беседы о том, какие умения и как необходимо развивать их у малышей:

1. Первое и самое важное - умение расставаться с мамой. Для родителей очень важно приучить малыша в досадовский период, что мама может некоторое время отсутствовать. Лучшим помощником в данной ситуации является проигрывание ситуаций расставания (можно начинать с игр в прятки, а потом использовать клубочек или нитку и говорить малышу, что мама даже если и далеко она всегда рядом и эта волшебная ниточка их связывает.

Всегда говорю родителям – малышу нужно объяснить, что означает «мама ушла на работу». Родителям необходимо объяснять, что делает мама на работе, чем занимается, тогда ребенку будет легче понять, где находиться его мама.

Ребенку необходимо знать, что мама занята на работе, но она все рвано скучает и ждет вечера, чтобы с ним встретиться. По дороге в детский сад можно поговорить с с ребенком о том, что вы будете делать вечером или в выходные, чтобы поднять ему настроение перед детским садом

2. Современный ритм жизни и условия очень облегчают родителям уход за ребенком. Но эти самые условия могут быть очень негативно сказаться в последующем, так как ребенок привыкает и отказывается развиваться дальше. Так, например ношение памперсов замедляет развитие контроля, различные современные непроливайки затрудняют развитие моторики и координации, любимые некоторыми родителями соски тормозят речевое развитие и так далее. Занимаясь работой и своими делами очень часто, родители попросту оттягивают момент отучения от этих вещей, ведь им проще и быстрее сделать все за него: убрать, накормить, напоить и тому подобное.

Поэтому, я часто объясняю родителям, что ни в коем случае не нужно делать за детей то, что им необходимо научиться в ближайшее время (самостоятельно кушать, ходить в туалет, научиться первостепенным навыкам самообслуживания)

3. Ребенку необходимо общаться с другими детьми, научиться делиться игрушками, меняться, не отнимая их у другого ребенка.

4. Ребенка необходимо научить играть самостоятельно, а также привить умение играть вместе с детьми.

5. Необходимо научить ребенка правильно идти на контакт со взрослыми и детьми, научить ребенка по необходимости просить помощь или оказывать ее.

6. К тому времени, как ребенок пойдет в детский сад, необходимо научить ребенка спокойно засыпать днем, именно для этого будущих воспитанников необходим домашний режим, который будет приближен к режиму детского сада. Развивать способность засыпать днем быстро и спокойно. Для этого на консультациях объясняю родителям насколько ВАЖНО, чтобы домашний режим был приближен к режиму детского сада (ребенка надо научить легко вставать утром, отдыхать днем, вовремя ложиться вечером.)

Для того, чтобы ребенок легче адаптировался к детскому саду можно дома играть в детский сад. Это может помочь малышу освоиться в новой для него роли. В данной игре необходимо обыгрывать как интересные и веселые ситуации, так и трудные, когда говорят что-то сделать, делить игрушки и тому подобное.

Каждый ребенок по- своему адаптируется в детском саду. Существует три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Поэтому очень важно, чтобы вхождение в дошкольное учреждение было постепенным.

На предварительном собрании предлагаю родителям начинать с того, что после привода малыша в группу, знакомства с воспитателями и другими детьми, рассматривания игрушек, вызывающих у ребенка интерес, следует уйти домой. Затем приводить ребенка на несколько часов и забирать до того, как детей укладывают спать. Таким образом, поясняю, что малыш привыкнет быстрее и спокойнее.

По своему опыту работы я убедилась в том, что благодаря наличию небольшого магнитофона в нашей ясельной группе встреча детей с использованием музыки облегчает ситуацию прощания с мамами и папами по утрам в период адаптации. Можно использовать какого-нибудь сказочного или популярного персонажа, который под моё музыкальное сопровождение зазывает малыша в группу, чтобы поиграть, поплясать, попеть или помочь ему в чём-то. Уверена в том, что музыка помогает быстрее установить контакт, успокоить, заинтересовать и сблизиться.

Большую пользу в благополучной работе с малышами дают индивидуальные беседы с родителями, на которых я рассказываю об играх, важных в период адаптации: н-р., «Кукольный театр», в котором используются перчаточные игрушки. Ребенок переносит свое настроение на образы игрушек, тем самым взрослому проще понять, как и чем живет ребенок, какие моменты его радуют, а какие огорчают.

Появление у детей раннего возраста хорошего аппетита, глубокого сна, активного поведения и любознательности, значит можно говорить об успешном завершении адаптационного периода.