Литературоведческие знания на уроке и во внеурочной деятельности студентов

Трушина Инна Владимировна

Преподаватель, Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, г. Орск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Трушина И.В. Литературоведческие знания на уроке и во внеурочной деятельности студентов // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2300597


  

Вопрос об использовании литературоведческих работ в преподавании стоит сегодня на повестке дня. Обучающиеся пользуются ими: первокурсники, готовясь к уроку, экзамену, не только имеют дело с произведениями, включенными в программу, с материалами лекций преподавателя, учебником, но и очень часто прибегают к дополнительным источникам знаний. Библиотекари фиксируют эту потребность как просьбу: «Дайте, пожалуйста, что-нибудь о «Войне и мире», о «Евгении Онегине», о Базарове…» И как правило, обращение к дополнительной литературе ограничивается лишь списыванием понравившихся мест, причем без ссылки на автора. Поэтому нужно помочь обучающимся и в отборе материала, и в выработке установки на верное его использование. Ведь они обращаются к литературоведческим и критическим статьям не только от бедности знаний и неумения письменно изложить их, но и от желания свои знания углубить и соотнести с требованиями современной науки.

Серьезная работа ума и воображения должна начаться уже тогда, когда обучающийся приступает к чтению художественного произведения. Подчас многое останется для него непонятным, неинтересным, дело преподавателя – заинтересовать, взволновать, заставить думать и переживать. Надо показывать относительность литературоведческих положений, концепций, трактовок, совместно с обучающимися критически сопоставлять различные точки зрения, относиться к студентам как к мыслящим людям.

Первокурсников на уроках литературы необходимо научить читать не только хорошие книги, но и хорошие книги и статьи об этих книгах, привить им художественный вкус, воспитать познавательную и эстетическую потребность в чтении литературоведческих и критических трудов. Ведь проблема самообразования преподавателя и студента не может быть решена без помощи науки о литературе.

В практике преподавания на факультете среднего профессионального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ использование литературоведения заняло большое место прежде всего во внеучебной работе. Так как успех в преподавании литературы возможен лишь тогда, когда общение обучающегося с литературой как видом искусства и наукой о литературе не ограничивается уроком.

В методических трудах неоднократно говорилось, что наибольшего эффекта в воспитании нравственной и эстетической культуры обучающихся можно достигнуть от хорошо продуманной и научно обоснованной взаимосвязи урока и внеучебной работы. Кроме того, не хотелось вначале насильно погружать ребят в сложности науки, ведь один из принципов внеучебной работы – принцип добровольного участия в ней.

Раздвинуть рамки урока помогает литературный кружок «Книголюбы ФСПО», на котором проходит обсуждение как произведений классиков, так и современников. Так же одной из форм деятельности кружка – литературный вечер. К такому мероприятию студенты совместно с преподавателем долго готовятся: пишется сценарий, приглашаются гости, подбираются демонстративные материалы (видео, аудио, изображения).

Однако пропаганда знаний по литературе во внеучебное время не всегда носит систематический характер и бывает продиктована требованиями текущего момента (юбилей Гоголя, вечер, посвященный творчеству Блока, и т.д.). Основной формой обучения является урок, где преподаватель занимается со всеми и знания даются в строгой системе. Поэтому использование литературоведческого материала происходит прежде всего на занятиях.

Последовательность использования литературоведческих трудов на занятиях может быть следующей. Прежде всего это выяснение первоначального восприятия обучающимися литературного произведения и анализ восприятия. Методика работы на этом этапе – анкеты типа сочинения с системой вопросов, опрос, беседа. Когда круг интересующих ребят проблем определен, нужно соотнести их с тем, что преподаватель знает по данному вопросу. Ведь обращение к литературоведению в процессе преподавания выводит нас к более широкой проблеме – проблеме самообразования не только студента, но и преподавателя.

Второй этап – привлечение литературоведения на уроке при анализе литературного произведения. Это позволит обучающему подойти к последней стадии – синтезу знаний, переживаний, суждений, когда создается собственная концепция, но в сопоставлении со взглядами одногруппников, преподавателя. И, наконец, должна возникнуть потребность в обращении к произведению на новом уровне восприятия. Литературоведение должно сыграть роль в решении этой задачи.

В своей практике я задалась целью установить, когда, в каком объеме и в какой форме можно привлекать литературоведение на конкретных уроках в рамках учебной темы при анализе произведения. Готовясь к каждой новой теме, используется как методический, так и литературоведческий материал.

Каким может быть возможный вариант использования литературоведения на занятии, попытаюсь показать на примере изучения на 1 курсе среднего профессионального образования на уроке литературы романа Л. Толстого «Война и мир».

Нужно исходить из того, что прибегнуть к работам литературоведов необходимо прежде всего при разрешении особенно сложных, чаще всего спорных вопросов. Известна мысль Л. Толстого о том, что «узел» романа – в конце 2 тома, в том, что произошло с Наташей и Анатолем Курагиным после отъезда заграницу князя Болконского. «Толстой с волнением писал эти страницы «Войны и мира», - читаем мы в работе С. Бочарова, - дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Из писем того времени видно, какой значительной для его книги в целом ему представлялось история Наташи и Андрея. Толстой говорил даже, что здесь «узел всего романа» или, в другом письме, - «самое важное место романа - узел».

В книге И. Золотусского «Тепло добра» читаем: «Разве не играли до этого Пьер – в масонство, князь Андрей – в героя, Наташа – в любовь? Они не знали, что это была игра, но это оказалось игрой. И разве не игрой была австрийская кампания Наполеона, приемы, которые у себя устраивала Элен, чувства людей у одра старого Безухова, актерствующий Долохов в ярком персидском костюме, дуэль Пьера и Долохова?» Ненастоящее и разрушение этого ненастоящего перед лицом истинного, каким бы оно ни было: трагическим и прекрасным, как Бородино, или страшным, как влечение Наташи к Курагину, − вот что такое граница между 2 и 3 томами романа.        Но к страницам книги И. Золотусского нужно обратиться на занятии лишь в том случае, если возникает необходимость. А необходимость возникла.

Перед изучением романа в группе, проверив, прочитали ли обучающиеся все четыре тома и насколько внимательно прочитали, им было предложено письменно ответить на вопросы: какие философские, нравственные, эстетические проблемы встали перед вами, когда вы читали роман? Как вы объясняете «измену» Наташи князю Андрею? Почему автор считал конец 2 тома романа его «узлом»? Эта письменная работа была рассчитана на один урок.

Обучающиеся высказали интересные суждения. Смысл ответов сводился к тому, что Наташу можно и нужно оправдать. Большинство девочек заняли эту позицию. Но проявилось и желание глубже разобраться в чувствах Наташи и князя Андрея, в обстоятельствах, сложившихся против Наташи.

Никто из обучающихся не ответил на вопрос об «узле» романа, хотя в беседе многие сказали, что очень «чувствуют» мысль, выраженную Л. Толстым. Вот тогда преподаватель на уроке прочитал слова И. Золотусского: «Падают декорации искусственных влюбленностей, и на сцену выступает чувство – грубо-искреннее, живое. Эта откровенность и грубость чувственного есть одновременно и правда его. Это сама жизнь, не стыдящаяся себя, истинность, не облагороженная ложью. В театре встречаются не только Наташи и Анатоль – там сходятся театральность и правда, природа и искажение ее».

То, что Наташе и князю Андрею не быть вместе, ребята чувствуют. В чем же причина их несовместимости? И опять необходимость в советчике, которым не всегда может быть только преподаватель. Он должен помочь обучающемуся найти ответы на вопросы, которые у него возникнут и тогда, когда занятия по литературе останутся позади.

Основным приемом работы с литературоведческими и критическими материалами было чтение преподавателем на занятии отрывков из статей и книг и запись наиболее значимых суждений под диктовку в тетради, так как воспользоваться критической литературой обучающимся не всегда удается. Но это далеко не лучший способ обучения первокусников. Существенной помощью был бы выпуск хрестоматии критических материалов хотя бы о литературе 19 в.

Изучая роман «Война и мир», мы обращались неоднократно к работам В. Шкловского, П. Громова, Е.Н. Купреяновой, С. Бочарова, И. Золотусского [1, 2, 3, 4]. Эти литературоведческие и критические исследования показались наиболее интересными и нужными в разрешении проблемных ситуаций, возникших на занятии.

Принцип использования литературоведения в преподавании состоит в следующем: от выявления читательского восприятия литературного произведения обучающимися к выявлению проблемных вопросов, требующих литературоведческого освещения, к самообразованию преподавателя, к использованию этого материала на конкретных занятиях.

Отбор материала и его использование определялись прежде всего темой занятия. Так статью Е.Н. Куприяновой мы использовали в связи с философскими главами романа, рассуждениями о природе исторических событий, о роли личности в истории, в связи с проблемой свободы и необходимости в понимании Л. Толстого [1].

Преподаватель на занятиях сам знакомит обучающихся с наиболее интересными, с его точки зрения, суждениями литературоведов и литературных критиков по наиболее интересным и спорным проблемам, обозначившимся в процессе изучения «Война и мир».

Эстетическая культура, проявляющаяся в избирательном отношении к произведениям литературы, в умении читать, анализировать прочитанное, получать удовольствие от общения с книгой; уровень оценки мыслей, образов, авторской позиции, стиля произведения во многом зависит, с нашей точки зрения, и от обращения к литературоведению.

Использование литературоведческих трудов расширяет кругозор, учит критически сопоставлять разные точки зрения, формирует познавательную потребность человека. Это возможно при условии, что у студентов воспитан интерес к литературоведческой науке. Воспитать этот интерес может преподаватель литературы.

 

Литература:

  1. Купреянова Е.Н. «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: в 2 т. / ред. А.С. Бушмин. М.: АН СССР. Т.2: История русского романа / ред. Б.П. Городецкий, Н.И. Пруцков. М.; Л.: Наука, 1964. С. 270-349.
  2. Бочаров С. Роман Л. Толстого «Война и мир». URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/bocharov-vojna-i-mir/glava-1.htm (дата обращения: 16.08.2024).
  3. Шкловский В. «Война и мир» Льва Толстого. URL: https://ruthenia.ru/sovlit/j/3293.html (дата обращения: 16.08.2024).
  4. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Диалектика души в Войне и мире. URL: https://bok2.org/book/3111720/58adcf (дата обращения: 16.08.2024).
  5. Трушина И.В. Литературоведческие знания на уроке и во внеурочной деятельности. Дата публикации: 14.08.2024 / Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-literaturovedcheskie-znaniya-na-uroke-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-7263565.html (дата обращения: 16.08.2024).