Приёмы формирования смыслового чтения на основе технологии развития критического мышления у обучающихся начального уровня образования

Глебова Елена Викторовна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 8, г. Клинцы, Брянская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Глебова Е.В. Приёмы формирования смыслового чтения на основе технологии развития критического мышления у обучающихся начального уровня образования // Совушка. 2024. №3 (37). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/37/ (дата обращения: 22.12.2024).

Заказ № 2300551


 

Чтение занимает важное место в жизни человека. Оно позволяет ему познать мир и самого себя, культуру и историю народов.

Современный человек читает быстро, но чтение становится поверхностным, неглубоким и невнимательным. Наиболее критично отсутствие вдумчивого чтения в школе в тот период, когда ребенок только начинает взаимодействовать с книгой. Поэтому на этом этапе очень важно научить ребенка читать вдумчиво, максимально точно и полно понимать содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Всего этого можно достичь с помощью смыслового чтения.

Смысловое чтение – это осознанное вчитывание и проникновение в суть произведения посредством глубокого анализа.

Смысловое чтение является обязательным компонентом метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Навык смыслового чтения, которым дети овладевают в начальной школе, является основой для дальнейшего обучения. Если навык понимания текста не усвоен, то появляются проблемы в изучении учебных предметов, трудности в развитии логического мышления и воображения вообще, к несформированности внутреннего плана действий, потере интереса к познавательной деятельности.

Изучив методическую литературу и опыт использования современных технологий обучения, я пришла к выводу, что для решения проблем обучения навыкам смыслового чтения на уроках у обучающихся начального уровня образования целесообразно использовать технологию развития критического мышления. Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии развития критического мышления звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Но сначала напомню, что базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа).

Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету)

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются.

Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Задачи фазы «Осмысления»

Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

На этапе осмысления, учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

Описано достаточно большое количество методических приемов и техник, направленных на развитие критического мышления. Не   все они могут работать в начальной школе, так как ребёнок 7-8 лет мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школы школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Поэтому в своей практике я ввожу приемы ТРКМ постепенно. Приведу примеры некоторых приёмов.

1. Приём «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Пример

1 класс

Тема «Выделение главной мысли (идеи) произведения. К. Д. Ушинский "Худо тому, кто добра не делает никому". Сказка М.С. Пляцковского «Помощник»»

Высказывания

До чтения

После чтения

1. Главными героями являются заяц и ослик.

-

2. Ослика зовут Кочерыжка.

+

3. Ослик и кролик лучшие друзья.

-

4. Ослик помог построить дом кролику.

-

5. Произведение М.С. Пляцковского «Помощник» является сказкой.

 

+

 

2. Кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» – графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Пример

1 класс

Тема «Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение»

Предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами:

Звуки, гласные, согласные, ударные, безударные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие

 

 

- Что вы видите на доске?

- Как расположены круги и стрелки?

- Как можно назвать? (Схема)

- Что находится в кармашке? (Карточки со словами)

- Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)

- Определите, какое слово будет главным? (Звуки)

- Если дети затруднятся, то можно предложить анаграмму:

вуЗки

- Где это слово разместим на схеме? (В центре). Сделайте это.

- Что можете сказать про оставшиеся слова?

- Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.

3. «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению («Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?») Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Пример

1 класс

Тема «Рассказы о детях. Произведение Л.Н. Толстого «Косточка»»

Чтение учителем с остановками и делением текста на части. Вопросы к каждой части во время чтения.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив.

- Как вы думаете, как поступил Ваня?

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

-Верны ли оказались ваши предположения?

Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

-По вашему мнению, что сказал Ваня?

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

-Верны ли оказались ваши предположения?

Тогда отец сказал:

-Что мог сказать отец?

— Что съел кто-нибудь из вас — это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

-Верны ли оказались ваши предположения?

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

4. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

«Толстые и тонкие вопросы» – это универсальный способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) вопрос требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.

Этот приём может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу.

После составления таблицы ученики работают в парах, микрогруппах, задавая вопросы друг другу, выбирают самые интересные, которые можно задать всему классу.

На фотографиях представлен момент, когда ребята уже отобрали самые интересные вопросы и задают их классу.

В начале обучения этому приему я рекомендую использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон.

Данный прием можно использовать, например, при работе над текстом. Можно разделить учеников на специалистов по «тонким» и «толстым» вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

5. Прием «Закончи предложение»

Использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение. Варианты начала предложений:

Вариант 1. Продолжите предложение:             Вариант2.

Сегодня на уроке я…                                         Сегодня на уроке я…

Я встретился(сь) с трудностью при…               У меня хорошо получилось….

У меня хорошо получилось…                           Мне это необходимо для….

Мне это необходимо для…                                 Работа в группе мне помогла…

6. Синквейн

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Например, на уроке литературного чтения (4 кл.) при изучении темы «Поэтическая тетрадь».

Ученикам можно предложить составить синквейн на тему «Зима.

Зима

  1. Снежная, поздняя
  2. Радует, морозит, замела.
  3. Я люблю зиму, потому что у меня день рождения.
  4. Снег.

Я считаю, что приемы технологии развития критического мышления достаточно доступны, чтобы их применить учителю и достаточно действенны, чтобы получить ожидаемый результат. Но требуют дополнительного времени для подготовки и внедрения в практику.

 

Литература:

  1. Гольмакова Е.Н. Представление педагогического опыта «Использование приёмов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС». Дата публикации: 18.02.2019 / Инфоурок. URL: https://infourok.ru/predstavlenie-pedagogicheskogo-opita-ispolzovanie-priyomov-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-kak-s-3599024.html (дата обращения: 13.08.2024).
  2. Роньшина О.И. Технология развития критического мышления в начальной школе. Дата публикации: 17.11.2015 / Открытый урок. Первое сентября. URL: https://urok.1sept.ru/articles/657887 (дата обращения: 13.08.2024).
  3. Щербич Г.В. Приёмы технологии критического мышления как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе. Дата публикации: 06.12.2021 / Pedsovet – сообщество педагогов. URL: https://pedsovet.su/load/573-1-0-57474 (дата обращения: 13.08.2024).